Пролетарский интернационализм (рассказ)
Шиляев ЮрийПРОЛЕТАРСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
Cидели, это, мы в выходные всей бригадой в Меланжевом парке. Были все: я, Академик, Мосол, Виктор Сугатов, Азик, Толик Татарин и Виктор Иваныч Смирнов, бригадир наш.
День субботний, конец лета. На заводе был субботник или рабочая суббота, сейчас уже не помню. Короче говоря, быстренько сдали мы с утра, заранее припрятанные сэкономленные детали в ОТК и с чувством выполненного долга направились в Меланжевый парк немного отдохнуть, расслабиться после напряженной трудовой недели. Мосол и Академик притащили пива бархатного в 10 литровой канистре.(И как за ночь не выпили непонятно. Сила воли.) Оставили они его,то есть пиво, на проходной в холодильнике. И доблестные ВОХР выдали нам его в лучшем виде.
Словом, пришли мы в Меланжевый, расположились. Выпили пива. Как известно бархатное нужно сразу пить, иначе, как постоит: моча мочой становится. Только выпили, смотрим, мужик идет. Не сказать чтобы ханурик, но видно крепко вчера принял, сегодня с утра добавил. В сомнении находится: то ли дальше продолжить, то ли до дому двигать, то ли тут же на траву упасть. Подходит к нам и говорит: Я - Герой Советского Союза, дядя Вася. Яриков. Выпейте со мной, последним Героем.
И сует нам бутылку "Зверобою". А там на донышке совсем остатки переливаются.
Мы говорим:
- Ты , Герой, погоди. Сейчас пивка накатим.
- Не хочу - говорит - пивка. Водки хочу.
Тут бригадир наш, Виктор Смирнов достает откуда то из сумки бутылку "Пшеничной" по 6-20 и сырок "Дружба ". Запасливый мужик , недаром бригадир. Налили герою от души, полный стакан, 200 грамм наркомовских. Дядя Вася выпил и тут же упал на траву. А Мосол этак философически говорит:
- Счастливый человек, ничего больше в жизни не надо. Поработал, выпил, проспался, похмелился - на работу. А там опять: поработал, выпил , проспался - на работу. Так и жизнь прошла...
Все зашумели:
- Ты погоди, Мосол, как это жизнь прошла ? А семья ? А дети ? А Революция ? А пролетарская солидарность? А пролетарский интернационализм ?
Мосол молча выпил свой стакан пива и говорит :
- Отвечаю по порядку поступивших вопросов. Ну, первое это просто. Как в народной частушке поется :
На хуя мне "Жигули",
На хуя мне "Лада",
Мне бы хуй на 25,
Да стоял б как надо,
На хуя семья и дом ,
Поебаться бы ладом.
Революция? Д а где она ваша революция? Вон в инструментальном цехе. Мужик с мастером поспорил на счет расценок. Мало видишь ли ему показалось. Мужики ему ещё говорят: Вася, смотри. Мало, так прокурор добавит. Он не верит.
- Я -говорит, - на забастовку пойду.
Вышел утром в первую смену, станок включил, сел рядом, на шею плакат повесил: "Забастовка". Мастер к нему подлетает: - Ты чего - говорит - хуя поел или так охуел? А Вася ему культурно так говорит: Во-первых, не материтесь на моем рабочем месте. Во-вторых, это законная форма протеста - забастовка. Пока мои законные требования не удовлетворят, я к работе не преступлю. Мастер в амбицию: Я щас тебе прогул поставлю! - Не имеете права. Я на рабочее место вовремя пришел и станок включил. А ваши задания я выполнять не буду, так как вам не доверяю как мастеру. И кроме того требую провести фотографию рабочего времени и вывести справедливые расценки.
Мастер так и сел на свою жопу. - Да ты чё,- ревет - с дуба рухнул. У тебя важное задание. Пуансоны для автоматической линии нужно точить. Под новую пулю.
- Ищите другого токаря, а я по таким расценкам и с таким хамом работать не буду.
А мастер тот дурак дурак , а умный. Помчался к себе в кандейку и оттуда прямо в первый отдел настучал. Полчаса не прошло подходят к нашему забастовщику два санитара в белых халатах. Пока один из них ему зубы заговаривал, второй быстренько шприц ему всадил в руку.
Вася обмяк. Они его под руки. Так его в робе из цеха и вывели. Погрузили в "Скорую". Она там под окнами стояла. И ку-ку ля-ля, как говорится.
Все зашумели:
- Ты чего нам раньше не говорил? Мы бы как нибудь поддержали!
- А чего вам говорить. Только сами себя бы подставили и я бы с вами за одно попал бы.
- А народ то что? Неужели никто защищать не кинулся?
- Да там все так быстро получилось. Никто да же рта раскрыть не успел.
- Так, а задание то его и расценки.
- Расценки махом пересмотрели. Точить все отказались, очень уж работа точная. Начальник цеха прибежал. Всех уговаривал. Премии обещал. Никто не согласился. Тут мастер сам вызвался. У меня, - говорит - шестой разряд. Я, задание партии и правительства в лучшем виде выполню. Да только ни хера у него не вышло. Сколько заготовок запорол, сколько резцов переломал. А все без толку. Но заказ где-то разместили. Автоматическую линию под новую пулю запустили.
- А Вася-то, что?
- А что Вася? Вчера домой пришел. Сосед он мой. То же на Восточном живет.
Я его спрашиваю:
- Ты где был, Вася?
А он говорит: - Да болел я. Сейчас выздоровел.
А сам весь худой, бледный и разговаривает через силу. Вроде бы собрался больничный закрыть и на работу возвратиться.
Мы помолчали. Молча выпили за героя рабочего класса.
А Мосол дальше разоряется.
- Пролетарская солидарность? Какая такая ещё на хуй солидарность ? Каждый за себя - одна милиция за всех. Интернационализм ? Какой такой ещё на хуй интернационализм? Вон у меня сосед есть. Устроился тут рядом на ликерку наладчиком на линию по розливу. Первый день утром на работу приходит - ему сразу черпачёк граммов на 150 подносят. Он выпил, говорит: Чего делать то надо? Ему говорят: Давай, работай, сразу видно наш человек. А чего там налаживать. Линия, она и в Африке линия. Почти как у нас на заводе, только вместо патронов - бутылки. Короче говоря вечером за проходную выполз. Через забор перелез и уснул на травке. Просыпается, солнце восходит. На смену пора. Пришел- опохмелился. Опять работает. Утром так же. Так ведь баба его потеряла. Стала прибегать встречать на проходной. Или говорит я или работа. Пришлось уволиться. Устроился на перекачивающую станцию. Говно качает. Так рассказывает: - На смену пришел - ни хуя не делаю. Сутки отдежурил, домой пришел - опять ни хуя не делаю. Во работа - так работа!
Мне бы так.
Тут Азик так и взвился: - Ищак ты ,- говорит , а не человек. Семья, дети - для человека самое главное. Вот мой дядя, например - прокурор района ,у нас в Азербайджане, большой человек, так говорит: Семья самый главный у человека...
- Чего ж ты приперся в Сибирь, раз дядя - большой человек. Тем более Алиев. Наверное, Гейдар Алиевич, тебе то же немножко дядя.
- Ты чего, Мосол, на человека наезжаешь. Два года уже в нашей бригаде работает. Никого не подставил,не кинул. Честняга. Всем помогает, ни кому не отказывает Пусть говорит.
Одним словом, утихомирили Масла. И Азик продолжал.
- Наш род - совсем бедный род. Из мужчин старший один мой дядя остался. Его мама один воспитывал. Средний школа кончал, золотой медал. Решили поступать на юридический. Очень хотел прокурор стать. Справедливость наводить. Куда поступать? Туда-суда думал. Бакы университет - денег нет. Родня богатый нет. И решили - Москва университет поступать. Мама немножко все продал : яблоки, виноград, мебель. Один дом остался . Сшил дядя хороший костюм и вместе с мама Москва поехал. Приехали сразу МГУ, юрфак. Дядя экзамены все сдал на пятёрка, один четверка, по сочинению.
Мама сразу понял - не примут. Нашли один земляк на юрфаке, к нему пошли. Коньяк Азербайджанский принесли, персики, виноград, совсем немножко денег. Земляк видит - совсем бедные люди, деньги не взял. Виноград кушал, персик кушал, коньяк пил. Маме говорит: - Поезжайте, уважаемая, домой, будет ваш син учится. Поступил дядя.
Пять лет учился, домой не ездил. Закончил с красный диплом. Дали ему свободное распределение.
- Куда хочешь, - говорят, - работать?
- Хочу домой, прокурором.
- Хорошо - говорят - будешь.
Вернулся домой, стал порядок наводить, некоторых посадил, некоторых освободил. Немножко порядок в районе навел. Все его уважали, и старики уважали, и уважаемые люди уважали. Уважаемый человек стал. Жена русский из Москва привез, только детей - две девочки. Как он огорчался.
- Третий девочка, - говорит, - родишь. Разведус.
Она третий девочка родил. Он с ней развелся. На азербайджанке женился. Она ему тоже два девочка родила.
Он говорит : - Третий девочка родишь, разведус.
Она третий родила. Он развелся. Как он огорчался. Совсем плохой стал. Наконец в горах нашел девушка. Персик. Ни одного дня в школе не училась. Большой калым заплатил. Немножко времени прошло она сына родила. Как он обрадовал. Весь район гулял. Все уважаемые люди гуляли. Тех двух жен с дочерьми на праздник пригласил. Большие подарки всем сделал. Вот такой сила семья.
Толик - татарин поддержал : - Правильно говоришь. Молодец твой дядя. Настоящий мусульманин. А почему ты на родине не остался ? Если можно такой вопрос задать.
- Задавай, пожалуйста. Я из армии пришел, хотел в милицию пойти. Дяде помогать порядок наводить, справедливость устанавливать. А там из другого рода сидят, мы их не любим, а они сидят. Только своих принимают. Тогда дядя говорит: - Поезжай в Сибирь. Устраивайся в милицию, а потом переводом переведешься в наш район.
У меня друг в армии был Костя Стасиков из Барнаула. Я к нему приехал. Очень он мне Барнаул расхваливал. Приехал. А он женился. Квартиру снимает, живет трудно. Я думал зачем человека стеснять? Буду в общежития жить или квартиру снимат.Сразу в милиция пошел. - У вас работать хочу.Порядок наводить. Справедливость делать.
Они смеются:
- Чурка, ты, - говорят,- нерусская.Какая такая тебе на хуй справедливость? Ты бабки отстегивай кому надо, будешь работать.
Я говорю:- А каму надо?
Они смеются:
- Бабки всем надо! Короче, хочешь работать? Даёшь штуку. Будешь. А нет. До свиданья. Поезжай в свой родной Чуркистан.
Я говорю:
- Как так, уважаемые? Я такой же гражданин СССР.Хочу в родной, рабоче-крестьянской милиции работать.И не важно где я родился, в Азербайджане,Сибири или ещё где.
Они говорят:
- Слушай, мозга не еби. Давай бабки и будешь работать.
Я тогда к начальнику пошел. Так и так - говорю,- хочу в милиция работать. А мне говорят: Плати бабки.
Начальник говорит:
- Вы,гражданин, лицо нерусской и даже кавказской национальности, а поэтому у вас должен быть трудовой стаж и характеристика от трудового коллектива. Лучше, конечно, от производственного коллектива.А с отдельными негативными явлениями в органа мы боремся.Так что, гражданин, ждем вас с характеристикой от производственного трудового коллектива.
Ну, я и пошел.Смотрю, объявление: Наладчики требуются.Так я и оказался на 17-м заводе. К вам в бригаду попал. Вы ребята хорошие.Мне здесь понравилось.Ещё немножко поработаю, дадут характеристику - пойду в милицию работать - справедливость устанавливать.
Толик тут говорит:- Это ты правильно сказал. Семья - большая сила. Ислам - большая сила. Весь ислам на семье стоит.
Масол заржал:
- Правильно, завел четырех жён и поябывай их потихонечку.
Толик разозлился:- Ты, Масол, вроде, здоровый мужик,а дурак дураком. А кормить их кто будет? А детей воспитывать? Ислам говорит,что муж должен быть справедлив ко всем женам, ни одну обижать не должен. Ислам самая справедливая религия. Мусульманин должен всем мусульманам помогать. Курбан-байрам справляем всех приглашаем, всех угощаем.Ни один мусульманин не пройдет мимо голодного. В мечети на собрании каждую пятницу пожертвования собираем для нуждающихся. Вот такой ислам справедливый. Ребята в Ливии в командировке были.Исламская страна,а там почти коммунизм. Все дешево, многое бесплатно. Бюрократии этой чертовой нет. Все народные собрания решают. Раз в неделю все взрослые жители собираются на собрание, специальный дом у них есть - так и называется дом собраниий, рядом с мечетью.Там спокойно собираются вечером каждый четверг и обсуждаются все местные вопросы.
Без шума и гама все решают: какой семье помощь оказать, где что отремонтировать надо, что построить нужно, да, и все решают. Америка авианосцы направила к побережью, они собрание проводят, так и так решили будем все вооружатся,военную комиссию избрали, план разработали. А в плане все расписано: кто куда бежит, где окопы роют. Вот так. Справку если какую надо тутже выдают и печать ставят. И все гласно, открыто. Ребята напросились на собрание поприсутствовать. Пожалуйста, нет ни в чем отказа. На производстве тоже демократия. Везде бригады типа как у нас. Но мастеров этих ебучих там нет. Все совет бригадиров решает. Нам ещё до этого расти и расти.
Виктор Смирнов тут говорит: Это все ты правильно сказал. Базисная демократия, она конечно эффективнее, чем представительная или как у нас псевдосоветская демократия. С исламом непонятно. Ислам у них получается вроде социальной доктрины? Так?
- Не так. Ислам это всё. И всесоюзная житница, и всесоюзная кузница, и всесоюзная здравница.
Однако тут Мосол заметил, что пиво и водка, принесенная нашим предусмотрительным бригадиром, закончилась и начал дико орать, что все эти умные разговоры он слушать на-сухую не намерен и что нужно немедленно отправлять гонца за напитками. Решили отправить две пары, одному ходить неудобно, нужно, чтобы пока один стоит в очереди, другой подстраховывал, спину прикрывал. Академик пошел с Азиком в овощной, а Мосол с Толиком на бульвар, в мордобойку. Виктор Иваныч подумав немного и что-то видимо сообразив, сказал: Ща! и деловой походкой направился в сторону проходной ликероводочного завода. Возле дырке в заборе ещё раз оглянулся сказал: Ждите! и исчез. Мы с Виктором Сугатовым остались караулить последнего героя и остатки закуски. Виктор, не принимавший активного участия в дискуссии, задумчиво рисовал не земле прутиком. Потом сказал:
- Не могу понять. Вот я, например, кто по национальности. Папа у меня армян, мама азербайджан, дедушка грузин,а бабушка осетинка. А живут все в городе Цхинвал, Южная Осетия. А меня на Алтай вот занесло, тетка здесь живет, чисто руская. А родственники все в Цхинвале живут.
- Так живут-то мирно?
- Мирно, не ссорятся. Работы только нет. Особенно если образования нет.
- Так понятно, советские люди. Чего им ссорится? Вот прямую производственную демократию установим. Советы обновим. Партбюрократов разгоним. Заживем ещё лучше. Полное братство будет. Только не на основе ислама как тут Толик рассказывал. Хотя, конечно, ислам останется. Если на его основе можно объединить людей, почему бы нет? ...А на основе истинного марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
- Наивный ты человек. Пацан ещё. Так тебе власть и отдали. Да партбюрократы власть просто так никогда не отдадут. Они сейчас всеми этими привилегиями, ну там закрытыми санаториями, спецрасперделителями, машинами персональными, в тихушку пользуются, прячутся, а хотят то открыто, чтобы все им завидовали и чтоб детям потом можно было передать и внукам чтоб осталось и чтоб за границу можно было спокойно мотаться. Очень они заграницу любят, особенно Америку. Аж рыдают бедные как увидят Made in USA. Вот они и постараются тихонько узаконить все эти привелегии и зажить полными буржуями. А народ постараются загнать совсем в угол, в полное быдло превратить.
- Нет, Витя, народ не позволит. Народ не допустит. Все поднимутся.
- Ну да не позволят, не допустят. Народ обмануть легко можно. Все же в ящик этот только смотрят. Что там скажут, всему верят. Что в газетах пишут, всему верят. Раз написано - значит правда. Вот тут и засрут мозги. Уже засрали. Чего не скажут, что не напишут всему верят. Помяни моё слово. Скоро начнут нас на национальности делить и кричать, что прибалты самые лучшии, самые европейцы, что русские становой хребет Союза, что кавказцы больше всех страдали и так далее. Все передерутся, а им только того и надо. Прибалтов продадут по дешёвке. Независимость дадут... На Кавказе такую бучу устроят - за сотни лет не расхлебаешь. Кровная месть это такая штука... Среднюю Азию также тихонечко отдадут местным партбаям... Ну, а русским скажут: Во всем евреи и черные виноваты. Бей их!
- Так что же делать?
- Одна надежда - пролетарский интернационализм. Вот мы вместе работаем и русские, и хохлы-украинцы,и евреи, и азербайджанцы, и татары сибирские и я, лицо советской национальности и ничего. Конечно, никто не забывает кто он по национальности. Ну и что? Все ведь вместе. Все как одна семья. Вместе работаем. Вместе, вот отдыхаем. Всё дружно, спокойно. Надо шире все это распространять... Не знаю как правильно сказать...Ну, ты понял...
Виктор замолчал и стал задумчиво рисовать веткой на земле.Вдали показалась знакомая фигура Мосла. Руки его были заняты двумя объёмистыми сетками. Шел он однако медленно, периодически останавливая прохожих и говоря:
- Товарищ! Эту борматуху я взял в магазине на Бульваре.
А затем задумчиво добавлял:- Я, чо, не советский человек? Сам, значит набрал, а товарищу не скажу где набрал? Неправильно это! Не по-советски!
- Ты, Мосол, где Толика бросил?
- Да, придет, щас ваш Толик. Земляка он там встретил. На своем лопочут - каля, да маля. Ничо не поймешь. Я ему говорю: Говори по- человечьи... А он смеётся . Я, - говорит, - по-человечьи и говорю. Как же по-человечьи, если ничего понять нельзя? Ну, - говорю, - не нравится едь в свой Чуркистан, там по своему и говори. А он: Мне никуда ехать не надо. Я у себя дома, в Сибири.
- Правильно говорит. Толик - татарин сибирский. Они в Сибири пораньше русских появились.Так что он действительно дома.
- Вот же блядь... Ни за что обидил человека...Надо извиниться. Бутылку, чо ли, поставить?
Затем появились почти одновременно задумчивый Толик и Виктор Иваныч Смирнов с небольшим восьмилитровым ведерком. Масол сразу же кинулся к Толику:
- Братан, извини.Не понимал, что говорил. С меня бутылка.
- Ладно, не извиняйся. И так все знают, что шакал, ты, недорезанный, вначале говоришь потом думаешь.Это, между прочим, мулла наш был, уважаемый человек. В медресе мне предлагает учится.Да, что-то сомневаюсь я. Не так я ислам понимаю, как он говорит. Ну, да ладно. Будем думать.
Все зашумели.Одни считали,что надо Толику учиться, другие считали, что религия - опиум для народа и не хуй тут мракобесие разводить. За шумом мы забыли про остальных посланцев. И тут вдали показалась живописная группа. Впереди в обнимку с двумя неграми шел Академик. Академик, что-то вещал попеременно обращаясь то к одному, то к другому негру. В двух шагах за ними шел Азик с каким-то явным фарцовщиком. Фарцовщик был одет не то что модно, а вызывающе круто. Какой-то немыслимой крутизны батник, джинсы типа бананы, кроссовки и в добавок ко всему черные очки типа капелька. Длинные волосы и рот, перекошенный скучающей кривой улыбкой, довершали картину.
А Академик меж тем вещал:
- Негр, друг! Ну,ты, врубись,врубись! Мы за мир! За мир!
Негр к котрому обращался Академик только кивал и повторял:
- Я не негр. Я - африканец.
- Да нет, я понимаю. Но, ты понял! Мы за мир! За мир! Ты понял, негр?
- Не называй меня - негр. Называй - африканец.
- Да я понял. Но все равно, ты врубись, негр! Врубись!
Академик подошел к нам:
- Сейчас мы с товарищами неграми за пролетарский интернационализм, мир и солидарность выпьем. Пьем, товарищи?
Негры согласно закивали. Фарцун брезгливо скривил губы:
- А что тут у вас есть?
- Не боись! Не виски с джином и тоником. Все наше, советское, родное, народное. Черноплодка, "Мужик в шляпе","Изобилье" и водка типа "Пшеничная" в ведре восьмилитровом. Это наш бригадир Виктор Смирнов с "Ликерки" в ведре принес. Очень все просто. Наливают трудящиеся ведро водки с разлива. Хочешь- "Пшеничной", хочешь -"Русской", хочешь - "Старорусской". Один хуй из одной цистерны наливают. Бросают туда тряпку. Якобы пол нужно мыть... Выносят на крыльцо и отдают жаждущим пролетариям... Естественно, берут эквивалент в виде советских дензнаков. Но не так ведь берут как в магазине. Пять тридцать да шесть двадцать. С пониманием берут. За три рубля литр. Вот так вот!
И пошло братание. Полный пролетарский интернационализм. Что было дальше нет смысла описывать. И без нас это было не раз описано. Но идиллия интернационального братания была прервана самым грубым образом. Вначале появились некие колышущееся фигуры. Типа:"Мужики, дайте закурить." А потом надвинулась толпа человек в двадцать. Толпа угрожающе надвинулась и загалдела: "Давай негров. Пиздить будем."
Виктор Иванович до этого беседовавший с негром по имени Сэм отреагировал моментально.
-Чего-чего? Мужики, это вы кого пиздить придумали?
Из толпы выделился некий авторитет. Весь в партаках, в перстнях.
- Дядь Вить, ну, в натуре, нет сил терпеть! Эти негры, всех наших баб переебли и на ВРЗ и на Восточном и всяко.
- Ты, Василий, погоди. Кого это товарищи негры переебли? Если шалашовок ваших, так им только того и надо.Наверное хотели негра попробовать. А если честных или силой, то давай разбираться.
Толпа зашумела :
-Не, в натуре... Вроде блядей... Все равно обидно, негры же...
Дядя Витя нахмурился и этак зло заявил:
- Мужики! Это мои товарищи. А негры они или русские или ещё кто меня не ебёт. Вместе пришли вместе ушли. Так что пиздуйте отсюда, а товарищей негров мы вам не отдадим..
Народ задумался. Виктор Иванович человек известный, авторитетный. Василий мрачно пробубнил:
- Ладно, пусть живут. Но если их встретим одних, исхуярим всяко-разно.
И толпа стала медленно расходиться.
Виктор Иванович задумчиво проговорил:
- А ведь действительно, исхуярят. Надо нам, товарищи интербригаду организовать. Надо товарищей негров защищать и в общаге подежурить и блатату местную на место поставить. Так что с понедельника выходим дежурить.
И мы действительно организовали интербригаду и действительно отдежурили несколько месяцев. Однако комсомолята из райкома решили все организовать и возглавить. Заработать очередную галочку, отчитаться о проделанной работе, ну, и так далее.
Давно это было. Давно... Ещё при советской власти...
Виктор Иванович умер в 93 году. Пришел с работы, сел покурить на кухне и умер.Жена заходит, а он уже холодный.
Мосол был убит в собственном подъезде неизвестными хулиганами. Просто запинали мужика и всё. Когда соседи вышли утром на лестничную площадку им сразу плохо стало. Всё в крови. Ужас.
Виктор Сугатов уехал в родной Цхинвал. Во время осады Цхинвала грузинами он вывел и маму армянку, и папу азербайджанца, и дедушку грузина, и бабушку осетинку. И вернулся в радной Цхинвал и был застрелен снайпером. А кем был снайпер, грузин, осетин, русский нет важно.Ведь верно?
Толик Татарин после ввода российских войск в Чечню, поехал помогать единоверцам и пропал.И где он сейчас не известно. Может быть жив, а может быть убит. Неизвестно.
Академик попал в автомобильную аварию и тоже погиб.
Азик уехал в родной Азербайджан. Стал участковым в городе Сумгаите и был растерзан толпой погромщиков, когда пытался спасти армянскую семью во время беспорядков в январе 89 года.
И остался я один...