Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Почему ошизели дожди?

Кирилин Анатолий

ПОЧЕМУ ОШИЗЕЛИ ДОЖДИ?

Начало разговора о сборнике стихотворений Галины Колесниковой «Пятое время года» (Барнаул, 2003) подсказали первые строки предисловия к сборнику. На этот раз автора представляет нам молодой член Союза писателей России Елена Безрукова. Она пишет: «Когда я думаю о неком мире, откуда все мы родом и куда непременно вернемся, то чем старше становлюсь, тем яснее понимаю – что главная суть того мира заключается в слове «любовь». Оставим на совести Е. Безруковой не совсем ясное представление о «том мире». Многие не без основания считают, что это – небытие. Не будем придираться и к «сути, заключенной в слове». Заметьте, не в самой любви, для которой когда-то найдено было слово, а именно в слове. Допустим, речь все-таки идет о любви, как мощном, всепоглощающем чувстве… А с Еленой за неточности и придуманности посчитались – корректоры, прочие работники издательства, сама она, как редактор сборника, на обороте титула которого значится: редактор Н. Безрукова. И это неспроста – неточность и небрежность с самого начала.

Итак, любовь. Смею утверждать, не прибегая к авторитетам из мира искусства и научного человековедения, что любовь, как никакое другое чувство из отпущенных Всевышним человеку, не терпит фальши, лжи. Впрочем, сузим миры до области поэзии и увидим, что вся она – по большому счету и есть любовь и, стало быть, она, поэзия, также не терпит лжи и фальши.

Первое стихотворения сборника, первое четверостишье.

Как четки – дни перебирает
Седая память у огня…
Она безмерно много знает
Про жизнь, про смерть и про меня.

Автор вольно или невольно выделил некую память в собственно персону. Вы это можете себе представить? Напомним, память – свойство высокоорганизованных живых существ, способность к воспроизведению прошлого опыта. Стало быть, имеется в виду чья-то память. Но чья? Догадаться невозможно. «Про жизнь, про смерть и про меня». Отделить себя, живого, от смерти – это понять можно, но отделить от жизни! Неправда! Уж коль речь идет о жизни в самом широком смысле (а это так и читается) ты, хочешь того или нет – внутри ее, в ней.

А дальше идет и вовсе непонятное.

Я как в смирительной рубашке,
Как в трижды проклятой тюрьме:
Сказать не то – до дрожи страшно,
Но и смолчать – преступно мне.

Стиль! Мне больно, мне грустно, мне холодно и… «мне преступно». Простите, не по-русски. Да это ладно. О чем вообще-то речь? В смирительную рубашку облачают одних, в тюрьму прячут других. И тем и другим – что говори, что молчи – ни толку, ни преступления. Раскройся, автор, не морочь нам голову!
Следующее стихотворение.

Из краев, где звезд не мерено,
Из неведомой галактики
Я – слезинкою утеряна
И засушена за лацканом
То ли платья подвенечного,
То ль наряда погребального.
Время – в клочья – быстротечное!
Из-за лацкана – живая я!
Сероглазая, горячая,
Позабывшая о родине…
Лишь на небо – как незрячая,
Лишь в миру я – как юродивый!

Утеряна или засушена – либо то, либо другое. Во-вторых, слезинка может высохнуть, но никак не засохнуть, это не лепесток, а капля.

Поскольку автор не определился сам – подвенечного, погребального – читатель за него ломать голову не станет… С чего бы это наша засушенная (или высушенная) слезинка вдруг ожила? Может, для этого надо было позабыть о родине? Но это всего лишь догадка из авторской посылки. Мы-то знаем: засохло – уж «не оживет». А что со временем? Кого оно порвало в клочья? Или само разлетелось? Головоломка. «Лишь на небо – как незрячая…» Почему лишь? С какой стати опущен глагол? Понятно, ритм надо сохранить – а иначе нельзя? «Лишь в миру я – как юродивый!» А это называется – приплыли, дальше плыть некуда. С какой стати должен я вам верить, уважаемый автор? Почему юродивый?.. Откуда подобная несовместимость с миром, на который ваша вымученная, иногалактическая слеза едва глянула из-за лацкана? Все – от строчки до строчки – авторский произвол. Невольно возникает вопрос: на какого читателя рассчитывает автор? На невдумчивого? На не очень образованного? На чересчур доверчивого? Вряд ли это ожидаемая автором аудитория, стало быть, мы вынуждены говорить о нетребовательности стихотворца к самому себе.

А вот программное стихотворение, давшее название сборнику

Где же ты, чудо восьмое?
Не отыскать тебя сроду.
Между тобою и мною
Нет ни мосточка, ни брода.
Хочется, но не дотронуться
До голубого свода…
Третья планета от солнца,
Пятое время года.

Истина в любой инстанции – между неизведанным чудом и любым живущим «нет ни мосточка, ни брода». Зачем тогда об этом? К чему ложная многозначительность? И вот… подбираемся к ключу: «третья планета от солнца…». Какая же? А ну – Венера? А ну – мы получили ответ на главный вопрос: что оно есть такое – пятое время года? И это – ее Величество Любовь! Ничего подобного. Третья по очереди отстоящая от Солнца планета – Земля, увы, та самая Земля, на которой неколебимо установлено всего лишь четыре времени года. Наша догадка, наша подсказка ничего не меняет. Как вы сами убеждаетесь из текста – «пятое время» - вольная придумка автора, ничем и никак не объясняемая.

Следующее стихотворение лишает меня доверия к автору напрочь.

Хожу-брожу, а сердце слышит –
Из чужеродной пустоты
Мне кто-то жарко в спину дышит,
Сжигая душу и мосты…
Но на изломе, на изломе,
Где крик протяжен и живуч –
Я в летаргичной полудреме
Увижу солнце из-за туч…
И ту страну, где есть жар-птица,
Но нет Ивана-дурака!..
И все свершится, все свершится,
Что не исполнилось пока!

Автор, наверно, думает: читатель не то что по намеку – по слову, обещающему намек, обязан построить цепь рассуждений, создать образ, написать картину. Не многовато ли задач для читателя, который вовсе не обязан их решать. Его движение в этом случае может быть куда более простым: отложить книгу, забыть имя автора. Какие такие мосты сжигает «кто-то»? Излом чего, кого? Откуда крик и отчего «протяжен и живуч»? Полудрема не может быть ни «литаргичной» (слова такого нет), ни даже летаргической, поскольку летаргия – это почти смерть, когда даже малейшие признаки жизни могут быть различимы с большим трудом. А полудрема – это полусон – полуявь. Страна, «где есть жар-птица», мнится мне, и есть родина Ивана-дурака, одна она у них – сказка. Как вы легко отказываетесь от лучшего героя русских сказок, от самого забавного, замысловатого, любимого многими, увы – не вами. «А он дурак в начале сказки, прочтите сказку до конца» (В. Башунов). Ничего не свершилось в итоге, кроме очередной нелепости.

К сожалению, каждая новая страница сборника Г. Колесниковой лишь множит примеры недоговоренности, случайности в выборе темы и слов. Мы прочитаем, но никогда не узнаем, что за «таинство» даровано нам, что такое «святое узнаванье», «что жить спокойно не дает», «что заперто и скрыто», от какого родства до какого «блудит» стихотворец, как это – «в полгоризонта плечи»? Много, слишком много для небольшого сборника, - всего-то 60 страниц, - поэтического брака.

Видит Бог, я старался найти стихотворение, достойное опытного автора-стихотворца. И, мне показалось – нашел.

Придумаю, придумаю – как прежде –
Веселую, беспечную страну.
И, чуть помешкав, руку протяну
Доверчивой, заждавшейся надежде…
Пойдем вдвоем. Хотя бы на часок.
Как раньше, бесшабашно поплутаем
С улыбчивыми рыжими котами –
По солнечной тропе наискосок.

Однако вчитался и понял, что меня пленили «улыбчивые рыжие коты», последнее четверостишье в целом. А до того… Кто мы такие, чтобы протягивать руку Ее Высочеству Надежде! Это может делать только она. Уверен, автор хотел сказать что-то иное. Но что?

И на вопрос, поставленный в заглавии этих заметок, мы с вами ответ не получим, ибо его знает лишь Г. Колесникова.

Тринадцатое. Пятница. Сентябрь.
Идут дожди, как шизики, по крыше…

Нет пятого времени года, как бы нам того ни хотелось. Не лепятся стихи из чего попало. При чтении сборника не покидает ощущение, что автор очень сильно торопится. Поделиться невыношенным сокровенным? Побыстрее издать очередную книгу? Опять вопросы без ответов. Хватит! Пускай автор поломает голову. Как ей быть дальше? Кем быть? Поэтом или рифмователем случайностей?

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.