Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Кто шагает вслед за Бродским

Веснина Татьяна

КТО ШАГАЕТ ВСЛЕД ЗА БРОДСКИМ
Заметки о 2-м Всесибирском семинаре молодых писателей

     "Либо мы наплодим графоманов, либо разгромим молодых". Слава Богу, результаты второго семинара молодых писателей Сибири убедительно опровергли "веселенькую" перспективу, нарисованную Станиславом Вторушиным, редактором журнала "Алтай" в самый первый день форума, на открытии в конференц-зале ТГУ.

     Напомню, II Всесибирский семинар молодых писателей, организованный Ассоциацией писателей Сибири, прошел в Томске с 15 по 18 сентября. С одной стороны, уровень участников семинара (около 50 человек из 11 регионов Сибири) оказался достаточно высоким: многие приехали с публикациями в толстых журналах ("День и ночь", "Сибирские огни", "Огни Кузбасса"), изданными книгами, не только в местных издательствах, но в и столичных. С другой, руководители семинара обладали не только тактом, но и отменным "внутренним слухом" на живое слово. Так что графоманы отдыхали.

     Что же касается "разгрома" молодых, то эта полушутливая угроза слегла была реализована на открытии. Вообще, открытие - это отдельная песня. По замыслу инициаторов семинара, ни каких высоких трибун не должно было быть и в помине. В кругу литераторов "котурны" не приветствуются. Но академическое пространство конференц-зала ТГУ (персональное спасибо ректорату ТГУ за отличное помещение) вынудило соблюдать чистоту жанра. А он предполагает напутствия, наставления, определенную порцию официоза и непременное оглашение тезисов и сверхзадач.

     Все эти ингредиенты присутствовали и на открытии писательского семинара. Из "дежурных" выступлений запомнились слова Александра Макарова, который подметил, что сейчас в провинции перестали гордиться поэтами, например, никто не говорит: "У нас жил и умер Клюев", а хвалятся: "У нас самая лучшая водка". Вот и, поди ж, определи место поэта в этом обществе, где национальный напиток ближе к народу. Хотя с точки зрения истории литературы антагонизма между водкой и поэтами никогда не существовало, творцы всегда искали либо истину, либо вдохновение на дне стакана.

     Сверхзадачи ставили мэтры. Ровесники Евтушенко выступали все в том же нестареющем "шестидесятническом" духе: "Поэт в России больше чем поэт…" и далее по тексту. Это было и у Юрия Кублановского (Москва), и у Анатолия Кобенкова (Иркутск), и у Романа Солнцева (Красноярск), но особенно на этом настаивал Станислав Золотцев (Москва), который упрекнул молодых, что в их головах постмодернисткой дури много, а вот любви к Родине не прослеживается. И все время звал на баррикады. Причем, дважды: на открытии и на закрытии, дабы молодые поэты получше уяснили свое предназначение.

     - Упрек субъективен, - не согласился Александр Казанцев. - Место писателя не на баррикадах. Писатель всегда теряет, когда приходит в политику. И теряет, прежде всего, в творческом плане. Наши баррикады - это письменные столы и компьютеры. И только так мы можем отстаивать чистоту слова и высоту духа.

     Молодые, в которых не перебродили еще "дерзость и отрицание всех авторитетов", имели свою точку зрения о месте поэта и поэзии в сегодняшние дни. О чем и заявили уже в первый день работы семинара, с трибуны. Владимир Токмаков, как "ветеран молодых" (присутствовал еще на I Всесибирском семинаре, который проходил в Томске в 2000 году), заметил, что молодому поэту жить во время перемен - в самый раз. Слова подкрепил стихами: "И пройти весь путь можно только так: /справа - верный друг, слева - верный враг". Татьяна Прокофьева из Томска так и вовсе читала стихи о любви. И томский актер и поэт Юрий Татаренко тоже о любви говорил и даже пел. (Это было нечто новенькое в "жанре" открытия: пение за трибуной).

     Пока трудно сказать, можно ли нынешних 20-30 летних сибирских писателей и поэтов объединить в "поколение". Но то, что они отличны, от тех, которые их учили, факт общепризнанный. Как признавались руководители секций поэзии и прозы, многие "семинаристы" показали высокую технику письма. Если в прошлый раз разбирали: здесь сбой в ритме, здесь плохие рифмы. То на этот раз об этом уже почти не говорили. Многие работают почти профессионально. На "разборе полетов" говорили в основном по содержанию, по идее. Хотя и о форме, и о технике тоже шла речь. Но на более высоком уровне: обсуждали образность и лаконизм. По части последнего у многих, конечно, есть проблемы. Многословие. Но здесь "виноват" Бродский. Они пытаются под него работать. Но если Бродский умеет сохранять дыхание на протяжении многих страниц, то у его подражателей это получается вяло.

     Поэты-мэтры отметили много замечательных стихов. Все единодушно хвалили томичку Елену Клименко, познакомившись с ее вторым сборником "В подстрочнике мая". Назвали интересным поэта из Новосибирска Владимира Титова. А стихи его земляка Анатолия Корчинского Юрий Кублановский взял для публикации в "Новом мире". Юрия Татаренко (Томск) назвали открытием семинара. Всех сразила Анна Гуркова, пообещали помощь в издании первой книги. Не остались незамеченными даже отдельные строчки. Вот допустим, парень из Горно-Алтайска, которого сильно ругали, что "под Бродского" работает, выдал такое: "Чаще смотри в небеса, чтобы не текли слезы". Или 17-летняя Маша Мерцанова пишет вроде бы о подсолнухах, но вдруг: "Кара вам за золотые головы". Понятно, не о подсолнухах речь, а о творцах. Это уже настоящая поэзия.

     - Я порадовался тому, что на зубах навязший постмодернизм, до тошноты, уходит в прошлое, - подводя черту семинару "Сибирские Афины" сказал главный редактор журнала "Сибирских Афин". - Они взяли из этого течения, убогого, все самое лучше, что можно было взять, и ушли в реализм. Хотя он разный: реализм мистический - и это хорошо, реализм с улыбкой - еще лучше.

     По отзывам иногородних руководителей семинара, таких молодежных форумов, как томский, они не помнят. Президент Российской академии поэзии Валентин Устинов сказал, что лет двадцать назад нечто подобное было в Ярославле. Но ведь за это время выросло целое поколение - и поэтов, и читателей. "Семинаристы", приехавшие послушать, что скажут мэтры, а главное - пообщаться с себе подобными, разъезжались и расходились окрыленными: их услышали.

     Некоторые уносили с собой более ощутимые результаты. Так Елене Клименко (Томск), Владимиру Токмакову (Барнаул), Тайгане Огур (Тыва) Всесибирский семинар дал рекомендации для вступления в Союз писателей России. Татьяне Назаренко (Северск), Анне Гурковой (Абакан), Анне-Марии Курмангалиной (Ханты-Мансийск), Ивану Клиновому (Красноярск), Сергею Ковыршину (Томск) руководители форума дали рекомендации для издания их первых книг. В журналы для публикации взяли стихи Юрия Татаренко ("День и ночь"), рассказы Анны Ляпковой ("День и ночь"), Оксаны Чайковской ("Сибирские огни"), Ольги Булгаковой ("Алтай"). Очень многие молодые поэты будут опубликованы в томском альманахе "Сибирские Афины". По итогам выйдет отдельный сборник, куда войдут работы всех участников II Всесибирского семинара.

     Заключительным аккордом трехдневных встреч, бесед, знакомств, споров в библиотеке имени Пушкина (за что отдельное спасибо дирекции Пушкинки) стало чтение стихов у памятника Пушкину: семинар выплеснулся на улицы Томска.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.