Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 3 (март 2003)» Для умных» Революционный фаллос, или Пара строк о чудном новом мире

Революционный фаллос, или Пара строк о чудном новом мире

Кудряшов Иван 

Революционный фаллос, или
Пара строк о чудном новом мире.

(деконструкция символики одной сказки)

Два ремесленника создают из дерева искусственного человека, некую компилляцию темных, озорных духов Земли и искусственного, механического человека. Причем, человек выглядит странно – нос у него невероятно велик. То ли это аллюзия на известную привычку французского дворянства, вытягивавшего себе носы, то ли компенсация отсутствующего фаллоса – комплекс кастрации с подачи автора, Бог ему судья…

Дома ему встречается Волшебный сверчок – выражение неких союзных сил, дающих пророчества, пытающихся объяснить Буратино его предназначение, его судьбу, ради этого готовые снести даже хамское обращение непосвященного полу-человека. И здесь же появляется образ Нарисованного очага, к которому Буратино в итоге суждено вернуться.

И вот этот псевдочеловек начинает исполнять свою судьбу. И первое, что он делает – идет в театр, вместо школы. Думается, что символичность отказа от Знания в пользу исторического лицедейства достаточно ясна. А что такое театр в “Золотом Ключике”? Это прежде всего место жизни кукол – таких же механических псевдо-людей. У этих людей есть хозяин – это их Бог, их Отец – Карабас Барабас, чью божественость и патриархальное лидерство символизирует его огромная борода. Он также имеет техническое могущество.

По приходе в театр Буратино вносит туда смуту, претендуя на роль Бога, даже не осознавая, поначалу, того. Дело в том, что борода, как символ патриархальный и мужской состоятельности, стоит в оппозиции к огромному носу Буратино, символизирующему менее патриархально, но зато более откровенно. Однако, на этом этапе конфликта еще не происходит. Получив от Буратино некое знание (о котором речь еще пойдет позже), Бог-Отец пытается задобрить Буратино и откупиться от него пятью золотыми (что, явно, больше тридцати серебрянников).

Случайно или нет после выхода из театра Буратино встречает Лису Алису и Кота Базилио? И кто они на самом деле? Не союзные ли Богу силы, призванные поглотить энергию угрожающего ему потенциального Техногенного Бога? Впрочем, это не так важно. Важно другое – именно они увлекаю Буратино из реальности театра в реальность Страны Дураков, якобы на поле чудес… Что же это за страна, которая, кстати, не отличается четко от страны в которой живет Буратино? Да и важно ли это? Главное в нечетком описании местности то, что перемещение по ней происходит по кольцевым маршрутам, причем у каждого героя особенный маршрут и лишь иногда они пересекаются в нужных местах. Какую фигуру образуют эти шизофренические циклы мы увидим в конце этой истории.

Другой союзник Карабаса Барабаса – Дуремар. Полузнахарь – полудоктор. Что-то вроде мелкого шарлатанистого колдуна и одновременно – символ верующей интеллигенции, правильнее даже сказать – суеверной.

В качестве союзников самого Буратино выступают бывшие куклы Карабаса Барабаса.

Более всего нам интересны Мальвина (девочка-кукла с голубыми волосами) и ее пес Артемон (черный пудель). Во-первых, здесь девочка выступает как желаемый объект обладания (как доказательство собственной мужественности) для соперничающих Буратино и Барабаса и во-вторых, она каким-то образом связана темными силами, ее пес явно символизирует дьявольские проявления (черный пудель как символ дьявола появляется уже во многих средневековых книгах и картинах, а затем у Булгакова на балу Воланда). Таким образом и темные силы также на стороне Буратино, помогают ему победить Бога-Отца.

Интересен и такой персонаж как Пьерро – сразу же бросается в глаза его противоположность деревянному богоборцу. Пьерро-романтик полная противоположность Буратино, а может быть просто другая сторона его самого?

Среди остальных персонажей наиболее заметна черепаха Тортилла – архетип утратившей власть богини-матриарха, природных сил, хранительница мистического золотого ключика – фаллического символа, символа эзотерического знания и разрешения ситуации. Передача ключа Буратино, по сути, означает его инициацию. После обретения ключика он покинет этот мир, уничтожив влияние Карабаса, что выгодно Тортилле.

Таким образом, получив знания и пройдя инициацию, Буратино уже осознает свои взаимоотношения, но еще не знает где “место перехода”, или “место перерождения” в другую реальность.

Узнав же это и осуществив символическую кастрацию Бога – Отца (тот самый эпизод у сосны) через лишение его бороды, Буратино проникает вместе со своими сподвижниками через темный лабиринт, явный архетип материнского лона, и рождается в другой реальности – становится богом в другом театре, освобождаясь таким образом. Идея лежащая в основе этой сказки проста – свергнуть отца, его мир и самому стать мужчиной в собственной реальности. Типичная картина для революционера и подоплека социальных идей революции в России 1917 –20 годов, бунта униженных маргиналов и недоучек с механистичным сознанием.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.