Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Пожирая сознание

Кудряшов Иван 

Пожирая сознание
(деконструкция одного потребительского мифа)

Несмотря на то, что кажется, будто распространение у нас в городе различных забегаловок быстрого питания есть всего лишь незначительный эпизод в развитии барнаульской сферы услуг. Но это не так. Более того – этот факт напрямую относится к изменениям в сознании людей и к культурной жизни города.

Так называемые кафе “Fast food” появились в США, на обочинах больших и малых дорог. Основной целью этих заведений тогда было накормить как можно больше проезжего народу очень быстро и дешево.Постепенно эти заведения стали сливаться в целые сети предприятий, охватывавшие значительные части территории США. Вместе с экспансией американской псевдо-культуры после второй мировой войны по свету стали распространяться и “макдональсы”. Сейчас можно сказать, что простые забегаловеки стали чем-то большим, чем были. Это качественное изменение, так как образ самого кафе “Fast food” стал образцом стиля. А стиль это уже образ жизни.

Теперь стоит рассмотреть сам принцип функционирования этих “ресторанов”. Это – подчеркнуто рациональная механистичность. Принцип объективируется в специальной, подчеркнуто функциональной посуде, не менее стандартной еде, а также создаваемой с помощью популярной музыки и специфического дизайна “общей” атмосфере. Что до цветового оформления то оно выраженно в ярких тревожных и шизофренических тонах либо в инфантильных пастельных. Составляющие дизайна зачастую сочетаются без всякой внутренней логики, что также свидетельствует об определенных отклонениях. Все это свидетельствует о том, что шизофреничность и инфантилизм становятся в оформлении таких кафе неотделимой частью стиля. Уже само сочетание механического принципа лежащего в устройстве кафе и его “живой” функции по поддержанию жизни и человеческого общения тоже указывает на шизофрению. Из этого следует, что вторым принципом функционирования является полное отсутствие какой-либо индивидуальности как в облике кафе, так и в подаваемой там пище.

Как уже говорилось, сформировался соответствующий стиль. Кафе потеряли свое функциональное назначение, а их фукциональность стала предметом моды и образа жизни – появились так называемые “fashion-cafe”. То есть примитивная функциональность потеряла свою естественную обусловленность, преобразовавшись в принцип человеческой духовной деятельности и образа жизни. Ведь люди ходят в кафе и рестораны не только затем, чтобы поесть, а чтобы получить эстетическое и вкусовое удовольствие от каких-либо особенных блюд, побыть в некой необычной обстановке, пообщаться. То есть провести время в согласии со своей человеческой природой, попытаться получить одновременно пищу духовную с пищей материальной.

Какое же удовольствие можно получить от блюд, которые ничем не отличаются от блюд в любой другой точке страны? Вообще традиционно выбор меню, вкусовые предпочтения в жизни человека обусловлены всем его образом жизни и особенностями восприятия. Приобретение же популярности какими-либо абсолютно не уникальными блюдами говорит о том, что определенные изменения происходят в самосознании. А возможна ли сколь-нибудь интересная и полнокровная беседа на фоне нескончаемой “попсы” посреди какого-то механизма насыщения? То, что подобные заведения особенно популярны сейчас, и в нашем городе, как раз и свидетельствует об определенных изменениях в сознании людей.

Если движущей силой общества потребления всегда был миф наслаждения, то теперь он трансформирован самым мощным мифом консумистского общества – все может состоять из предметов потребления. Суть этой трансформации в том, что протезируется жизнь человека. Проще говоря, ему теперь не нужно совершать никакие действия для того, чтобы жить! Причем действия не столько физические, сколько какие-то духовные. Не нужно прилагать волевые усилия для жизни. Наслаждение может получаться механически. Не нужно обладать некими особыми знаниями в области эстетики, разбираться в винах или иметь изысканные вкусы, не нужно участвовать в беседе, напрягая мозги – все это можно заменить иллюзией активности. Создается целая индустрия, где стандартизация гарантирует стиль “ресторанов”, признанность вкуса стандартных блюд, общепризнанную приемлемость звучащей там музыки. В таком месте не обязательно блистать в беседах – достаточно лишь поверхностных фраз на банальные темы, механического поддержания иллюзии общения. Словом, сам принцип наслаждения трансформируется в принцип механистического поддержания определенного уровня потребления, стандартную процедуру подлтверждения потребителем своего статуса.

Вывод, таким образом, прост – распространение подобных кафе это один из признаков общей трансформации сознания в сторону все большей его механистичности, само общество становится все более механичным. Сознание так перестает быть именно сознанием, а становится чем-то еще. Общество все более склоняется в сторону механически-иллюзорного существования.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.