Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 3 (март 2003)» Салон» Русские немцы-художники на Алтае

Русские немцы-художники на Алтае

Золотарев Дмитрий 

Русские немцы-художники на Алтае.

Понятно, что особого значения для художника (в прямом смысле слова – живописца, графика) национальность не имеет. Имеют значение культурные традиции, среда обитания и творчества. Тем не менее мы объединили в одной статье заметки о двух художниках-немцах, парадоксальным образом значимых именно для Алтая. Один из них, Александр Мако, стал первым среди уроженцев Алтая профессиональным живописцем. Другой, Альфред Эберлинг, стоял у истоков своеобразного “культурного взрыва”, произошедшего на Алтае в годы Великой отечественной войны. Помимо этого Эберлинг интересен тем, что именно его изображение Владимира Ленина было воспроизведено на отечественных рублях выпуска легендарного 1937 года… “Бывают странные сближенья”, и предлагаемое ниже – одно из них.

1. Александр Мако – первый профессионал

На родине А.Э. Мако - Барнауле - интереса его жизнь и творчество не вызывают. В недавно вышедших энциклопедических краеведческих изданиях о нем нет никаких сведений. В зрелом возрасте художник никогда в родном городе не жил. Вместе с тем Александр Эдуардович Мако (1851 - 1925) является первым барнаульцем, кто смог осуществить намеченные планы: стать профессиональным живописцем.

Родился Александр Мако в Барнауле. Его отец был неклассный художник академический, подданный России австриец Иосиф Иосифович Мако (1). Никаких сведений о занятиях художеством Мако-старшего не сохранилось. Впоследствии Мако-сын воспользовался иным отчеством - Эдуардович.

После окончания Томской гимназии в 1869 г. он уезжает учеником в Мюнхенскую Академию художеств: юный Мако должен был ощущать себя космополитом (2). Немаловажно, но так продолжилась династия художников Мако (впоследствии его сын, Сергей Александрович, становится живописцем). О жизни и учебе в Германии А. Мако ничего неизвестно. Через несколько лет он связывается с Академией художеств в Петербурге, высылая три работы с просьбой предоставить их на выставку и "ходатайствовать удостоить его званием Свободного художника" (3). В 1874 г. на академической выставке были представлены работы Мако: "Разные вещи", "Лошади в яслях" и "Собака". Они получили положительные отзывы, и... он был удостоен звания "неклассного" художника с обязательством выдержать экзамены научные (4).

Удовлетворенный решением, Мако без аттестата в конце 70-х гг. приезжает в Томск и становится преподавателем рисования в женской гимназии. Его занятия не остаются незамеченными. "Это также был преданный интересам искусства человек; он, подобно П.М. Кошарову, был проводником искусства в массы. Мако так любил Алтай, что завел там заимку, на которую уезжал каждое лето и писал там этюды" (5). В статье "Об искусстве в Томске" А.В. Адрианов писал: "Из своих произведений он устраивал выставки, охотно посещавшиеся публикой, которой картины Мако нравились. Выставки эти отличались разнообразием - здесь были картины масляные, акварель, рисунки углем и карандашом; кроме пейзажа, тут были картины и этюды этнографического характера; но особенно Мако любил писать сцены из охотничьей жизни и животных" (6). Информация об этих выставках была известна барнаульскому зрителю. В мемуарах "Записки Барнаульского головы" Александра Черкасова, кстати, приходившегося художнику родственником, воспроизводится описание этнографических зарисовок художника (7).

Не довольствуясь преподаванием в гимназии, Мако начинает работать в частной студии, которая просуществовала несколько лет. "Раз в неделю Мако устраивал вечерние занятия, на которых практиковались сеансы живой натуры... Из этой школы выделились, между прочим, два художника, призвание которых определилось здесь. Это В.Ф. Оржешко... талантливый архитектор, и С.И. Голубин, художник" (8).

К 70-80 гг. А. Мако профессионально владел художественным мастерством, основывал и развивал сибирский "краеведческий" подход в искусстве. Также он владел любопытным, не совсем типичным опытом художника-анималиста. С позиции художника, прошедшего обучение в Германии, подобная художественная практика не являлась исключением из правил. Так "сам" Иван Иванович Шишкин, "стажируясь" за границей, проявлял интерес к анимализму, желал писать фигуры животных (9). Этот жанр у А. Мако входил в круг профессионального образования. Однако подобные интересы могли быть вызваны собственными охотничьими пристрастиями (действительно, А. Мако был заядлый охотник).

У двух сибирских исследователей творчества А.Э. Мако есть два противоположных мнения. Первое принадлежит В.П. Токареву: "Мако не был известен в столичных кругах и в среде художественной общественности" (10). Второе высказывание Г.И. Прибыткова: "В среде художников Бийска есть (был - Д.З.) и настоящий академик - действительный член Петербургской Академии художеств А. Мако (третий (!) за всю историю развития художественности на Алтае - Д.З.). Это придворный живописец великого князя Михаила, художник-анималист, получивший титул академика за свои картины о животных (11).

Эти абсолютно противоречащие друг другу мнения относятся к разному времени жизни А. Мако.

В 70-80 гг. Мако, занимаясь краеведением, не был известен публике. (Отметим, что в то же время - начало 1890-х гг. - известными российскими анималистами были Н.Е. Сверчков, А.С. Степанов, ныне окончательно забытый А.Н. Гаранович, П.О. Ковалевский (12)). На их фоне результаты А. Мако были более чем скромны.

"С начала 1890-х гг. в жизни Мако появляются эпизоды, истинный смысл которых остается невыясненным. Сначала Мако просит ИАХ исправить в выданном ею свидетельстве указание на якобы его дворянское положение. <...>. Затем по непонятным причинам меняет отчество на Эдуардовича и переезжает на Украину" (13). А. Мако становится известным. Он выступает как "портретист" породистых собак.

В первое десятилетие века А.Э. Мако живет в Киеве, выставляется среди группы художников, которые именовались "Обществом художников - киевлян". Деятельность Общества в основном ограничивалась устройством выставок, к участию в которых не допускались иногородние (14). Так же и другие члены Общества активно работали в анимализме. "На 7-ой осенней выставке в Петербурге в 1912 году сразу два члена Общества, А.Э. Мако и Г.К. фон Мейер, показали целые серии работ, посвященные охоте" (15).

До начала Первой мировой войны А. Мако пользуется своей популярностью. Произведения талантливого анималиста охотно покупаются, воспроизводятся в периодической печати и на открытках (15).

С Харьковом связано последнее имя из династии художников Мако - Сергеем Александровичем Мако (1885, Томская губерния, - 1953, Ницца), который в ту пору был близок авангардистским кругам. Позже известных событий Серж Мако навсегда эмигрировал. (В последние годы у нас стали появляться статьи о его творчестве, в том числе зарубежном) (17).

Перед войной или в начале Первой мировой войны Александр Эдуардович Мако переезжает в Бийск. Непонятно, чем было вызвано это место проживания. Дочь скульптора В.А. Сенгалевич, Е.Г. Гнедкова, которая с матерью жила тогда в городе и лично знала художника, считала, что выбор места был обусловлен заказом. Якобы художнику было предложено запечатлеть породистых собак. Насколько достоверна эта информация - стоит только догадываться. Начавшиеся события круто перечеркнули планы художника. Мако в Бийске стал заниматься педагогической деятельностью, возглавив Центральную детскую студию изобразительного искусства (18).

Е.Г. Гнедкова вспоминала виденные у художника многочисленные изображения собак, лошадей, а также запомнила высокопрофессиональный характер их исполнения. В ее памяти Мако остался одиноким стариком с седой бородкой (19).

От "бийского" периода сохранились отдельные живописные, наиболее известные, работы в музеях Бийска, Омска и Томска (20).

В те годы художник выступал как пейзажист. Но не оставлял своей любимой анималисткой тематики. В работе "Битва под Раввой Русской", 1914 (ТОХМ), художник обращается к батальному виду искусства с изображением конного сражения (возможно, сюжетом взят из военных событий в Новгородской губернии).

В начале 20-х гг. А.Э. Мако возвращается в Томск. Советское время накладывает своеобразный отпечаток на творчество художника. А. Мако не оставляет "своего" анимализма. Его последние произведения: "Партизаны на Алтае", "Партизаны", "Партизан на лошади" (21).

В 1925 году Александр Эдуардович Мако умер в Томске.

2. Альфред Эберлинг – автор советского рубля

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны происходят массовые процессы эвакуации населения западной части страны на Восток. Особое место в этом грандиозном переселении отводилось музеям, театрам, различным культурным институтам; людям искусства.

В начале 40-х г. культурная жизнь в Барнауле, как и во многих городах Зауралья, приобретает мощный импульс развития. Это напрямую зависело от приезда эвакуированных деятелей культуры, в том числе и художников. Только в один Барнаул их прибыло несколько десятков человек (22).

Аналогичные процессы происходили во многих городах Сибири. В Новосибирске же была размещена знаменитая Третьяковская галерея, там же своими основными фондами были представлены ведущие столичные музеи (23, 470).

Культурный "взрыв" не был продолжителен: по окончании военных действий культурные ценности и приезжие люди искусства вернулись обратно. Но заметный след в истории искусств городов Сибири и судьбах самих творцов он оставил.

Среди эвакуированных в Сибирь художников был и Альфред Рудольфович Эберлинг. Художник не участвовал в художественной жизни Барнаула тех лет. Но произведения, посвященные Алтаю, в его творчестве имеются. Это было обнаружено в общем-то случайно, когда заслуженный деятель искусств РСФСР В.Ф. Загонек в 1986 г передал в дар музею коллекцию работ художника.

В собрание ГХМАКа входит восемь работ А.Р. Эберлинга: "В горах Тосканы", 1912 г. (72х80), х. м.; "Пролетарии всех стран, соединяйтесь", рубеж 20-х гг. (58,5х91), х. м.; "Женский портрет", 1935 г. (62х53,5), х. м.; "Алтайская весна", 1943 г. (60х77,5), х. м.; "Алтайский пейзаж", 1947 г. (69,5х100), х. м.; "Натюрморт", 1948 г. (82х98,5), х. м.; "Автопортрет" (56х70), х. м.; "Этюд женской головы" (57,5х47), х. м. Только две живописные работы непосредственно связаны с Алтаем, о существовании и местонахождении других работ автора на алтайскую тему ничего неизвестно.

Художник родился в 1872 г., окончил Императорскую Академию Художеств в 1903 г. Большую часть своей жизни провел в городе на Неве. В начале века он - экспонент Весенних выставок в залах ИАХ. Уже тогда его произведения привлекали прессу (24,132). Был учредителем и участником "Общества имени А.И. Куинджи" (1909-1931). Причем в 1922 г., возрождая его, подписал новый устав Общества (25,165,167). Входил в "Объединение художников имени И.Е. Репина" (1924-1929) (26,216). Рано проявил себя на преподавательском поприще. Когда директором Императорского Общества поощрения художеств в 1906 году становится Н.К. Рерих, среди других педагогов, приглашенных им, был и Эберлинг (27,180). Впоследствии (до войны 1941 г.) он вел свою частную художественную студию, а также работал в изостудии при Лениградском Доме ученых (28,9). В советское же время Эберлинг был профессором Академии художеств.

Известность А.Р.Эберлинг приобрел еще в дореволюционные годы. Он работает в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета. Общественность привлекали писанные им портреты современников. Как это случилось с великой балериной Анной Павловой. Ее портреты работы художника дошли до нашего времени в частных собраниях, в коллекции театрального музея им. Бахрушина. Эти произведения высоко ценят и современные исследователи (29,132).

Какая-то определенная традиция восприятия творчества художника отсутствует, на что косвенно указывает издание "Немцы Санкт-Петербурга", в котором поставлена проблема пересмотра конкретных личностей в истории города (30,100).

Некоторые искусствоведы 90-х гг. (Т.В. Портнова) видят в художнике "интересного представителя салонного стиля - придворного русского живописца". Советский исследователь русской графики А.А. Сидоров замечал в Эберлинге - авторе иллюстраций к лермонтовскому "Демону"- "отрицательное качество иллюстратора, поднимающего руку на одно из высших созданий поэзии: претенциозность" (31,182).

В фондах Государственного художественного музея Алтайского края хранится композиция художника "Пролетарии всех стран, соединяйтесь", исполненная в характерном для того времени революционном символизме. Социальная живопись в ту пору - новинка для России, ее родина - Франция. В эберлинговском "пролетариате" легко узнаются опыты французских символистов начала ХХ века Анри Мартена или забытого Рошгросса. Картины последнего были хорошо известны в России.

У А.Р. Эберлинга собственное отношение к происходящим событиям. Издалека идут люди - "пролетариат". Их цель - забраться на гору и обрести счастье. Но оказывается, не все спешат. Есть неподвижные и усталые, которые никуда не торопятся и не желают попадать в светлое будущее. "Новые" не обращают внимания на других, как автоматы, двигаясь к поставленной цели.

“Желаемое” каким-то неведомым образом напоминает дантовское представление о Рае - царстве блаженства. Но на чьей стороне сам художник? Он не с теми и не с другими (как маэстро эпохи Возрождения, которые изображали себя на фоне катаклизмов отстраненно присутствующими, как бы вне рамок сюжета). Художник пытается занять долженствующую ему особую позицию, заключающуюся в арбитражном взгляде, особого рода установке: он живописует дилемму.

В жизни было все намного проще. "Высокий" академический опыт получает признание и во время второй, советской, "империи". Что свидетельствует о неком парадоксе: эстетические ценности разных правящих кругов были ориентированы на правдоподобное отражение в искусстве - и до, и после Октябрьской революции.

В 1924 г. Эберлинг выходит победителем в конкурсе на лучшее изображение В.И. Ленина. Портрет становится признанным шедевром художника. Да так, что в самом 1937 г. это произведение воспроизводится на денежных купюрах, выпущенных к празднованию 20-й годовщины революции (32,1-2). Как повествуют местные искусствоведы, один из рисунков художника, портрет В.И. Ленина, - повторение знаменитого - был подарен нашему краю автором; сейчас его местонахождение неизвестно (33,126).

Всего лишь два произведения художника посвящены Алтаю. 1943 год, победоносно отгремела Сталинградская битва, на Алтае межсезонье, на смену зиме приходит долгожданная весна. Уже немолодой художник с "неудобной" по тем временам немецкой фамилией берется за кисти и краски. Появляется еще одна новая работа - плэнерная "Алтайская весна".

Другая композиция - "Алтайский пейзаж" (1947) писалась уже по памяти, она вобрала характерное представление художника об Алтае. Иначе эту работу возможно называть "Пейзаж с подсолнухами". Важно, что художник знал о существовании знаменитых ван-гоговских "Подсолнухов" и, обратясь к подобной теме, обрел свое авторское решение. О том, что художник был знаком с творчеством великого голландца, пишет в своих военных мемуарах его ученик Борис Угаров, который был прямым участником боевых действий, - по его словам, судьба Ван Гога - это "пример самоотверженности" (34,27). Очевидно, что и для А.Р. Эберлинга обращение к "Пейзажу с подсолнухами" было противостоянием творца - на собственном жизненном примере - превратностям судьбы.

Из эвакуации А.Р. Эберлинг возвратился в Ленинград, где продолжил творческую деятельность.

Примечания

1. Токарев В.П. Художники Сибири. ХIХ век. // А.И. Мако. Новосибирск. 1993. С.71.
2. Там же. С. 71.
3. Там же. С. 71.
4. Там же. С. 71.
5. Адрианов А.В. Об искусстве в Томске // Бесплатное приложение к газете "Сибирская жизнь". Город Томск. Томск, 1912. С. 339.
6. Там же. С. 339.
7. Черкасов А. Записки Барнаульского городского головы // Алтай. Барнаул. 1993. N 2. С. 99.
8. Адрианов А.В. Об искусстве в Томске... 1912. С. 339.
9. Шишкин И.И. Переписка. Дневники. Современники. Л. 1978. С. 79.
10. Токарев В.П. Указ. соч. С. 71.
11. Прибытков Г.И. Алтайский художник - педагог Д.И. Кузнецов. Бийск. 1994. С. 41.
12. Новицкий А. Галерея П.М. Третьякова // Русское обозрение. М., 1893. С.305.
13. Панкратов В. В Россию с любовью // Российская охотничья газета. 2000. 4 октября. С. 14.
14. Северюхин Д.Я. Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. П. 1992. С. 201.
15. Панкратов В. Указ.соч. С. 14.
16. Панкратов В. Указ. соч. С. 14.
17. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. П. 1992. С.90; Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917 - 1941). Биографии. Словарь. П. 1994. С. 303-305; Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Словарь. СП. 2000. С. 401; Панкратов В. В Россию с любовью // Российская охотничья газета. 2000. 4 октября. С. 14.
18. Прибытков Г.И. Указ. соч. С.41.
19. Золотарев Д.Е. Жизнь-путешествие: Рим, Варшава, Петербург, Бийск... //Алтайская неделя. 2000. N 12. С. 11.
20. Томский областной художественный музей. Каталог // Мако А.Э. Томск. 1993. С. 82-83; Омский государственный музей изобразительного искусства. Каталог // Мако А.Э. Л. 1986. С. 71.
21. Токарев В.П. Указ. соч. С. 71.
22. Жизни художников в военные годы на Алтае посвящены работы:
Галкина И.К. Развитие изобразительного искусства Алтая в годы Великой Отечественной войны // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул, 1977. С. 35-42; Галкина И.К. Искусство периода Великой Отечественной войны // Искусство Алтая. Барнаул, 1989. С. 67-78; Лучишкин С.А. Дни войны. Алтай // Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний. М., 1988. С. 163-189; Шуряк М.Г. Профессиональное художественное творчество периода Великой Отечественной войны и его влияние на развитие художественной культуры региона // Эстетическое воспитание трудящихся советской Сибири: исторический опыт и современность. Новосибирск, 1989. С. 28-52.
23. Гильман С. Музейная работа в дни войны // Московские художники в дни ВОВ. М., 1981.
24. Портнова Т.В. Портреты Анны Павловой // Человек. 1994. N 2.
25. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник. П., 1992.
26. Там же.
27. Там же.
28. Сурис Б. Сквозь две войны. Б.С. Угаров // Панорама искусств. N 9. М., 1986.
29. Портнова Т.В. Указ. соч.
30. Немцы Санкт-Петербурга (под ред. А.А. Гагина). С.-П., 1996.
31. А.А.Сидоров Русская графика начала ХХ века. М., 1969.
32. Вне закона. 1998, N 1.
33. Галкина И.К. Искусство периода Великой Отечественной войны: примечание к статье в конце книги // Искусство Алтая.
34. Сурис Б. Указ. соч.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.