Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 1 (январь 2003)» Салон» Барнаульские виды: 150 лет назад

Барнаульские виды: 150 лет назад

Золотарев Дмитрий 

БАРНАУЛЬСКИЕ ВИДЫ: 150 ЛЕТ НАЗАД

Исполнилось 100 лет со дня смерти одного из первых художников, рисовавших Барнаул, Петра Кошарова.

В начале XIX в. первые виды алтайских поселений были выполнены приехавшими из России художниками В.П. Петровым и Е.М. Корнеевым. В их творчестве воплотился и облик Барнаула. После яркой вспышки интереса к городскому пейзажу продолжительное время этот жанр на Алтае не развивался. Следующий значительный шаг в изображении видов Барнаула был сделан П.М. Кошаровым в начале 1860-х гг. Иконографическому анализу этих видов посвящена данная работа.

П.М. Кошаров (1824 –1902) для Сибири фигура уникальная: пятьдесят лет им были отданы региональному искусству. А.В. Адрианов в статье “Об искусстве в Томске” (1912), рассматривая историю развития местной художественности, писал о необходимости посвятить очерк его деятельности (1, с. 338). Наиболее важной работой о судьбе и творчестве художника является глава в монографии В.П. Токарева “Художники Сибири. XIX век” (2). О наследии художника упоминали и барнаульские исследователи (3). Дальнейшее изучение его творчества - важнейшая задача для алтайского искусствознания.

П.М. Кошаров родился в 1824 г. в семье дворового человека князей Голицыных, в селе Ивановском Владимирской губернии Покровского уезда. В пятнадцать лет он получает “вольную” и поступает в следующем году в Академию художеств (2, с. 63). А.В. Адрианов указывает, что раньше художественного Кошаров получил образование в Институте Гражданских Инженеров, где приобрел звание архитектора, а уж потом продолжил обучение в АХ (1, с. 338). После краткого вводного курса художник был переведен в натурный класс к К.П. Брюллову. Из-за недостатка материальных средств Кошаров в 1846 г. обратился в Департамент народного просвещения с просьбой направить его учителем в Симферопольскую гимназию. Помимо преподавания художник совершенствует свои навыки, посещает мастерскую И.К. Айвазовского. В 1850 г. он возвращается в Петербург, занимается перспективной живописью у М.Н. Воробьева в АХ. В следующем году он уезжает в Томск учителем рисования (2, с. 63).

“На месте он проявил большую трудоспособность, отдавая все свободное время от учительства время рисованию. У него накопилось рисунков масляных и карандашных, воспроизводивших улицы Томска , сцены, типы ; особенно он любил зарисовывать Томск, когда он был очень грязным или пыльным, когда его постигало наводнение и т.п. Много писал он по заказу икон и портретов. В летнее время он делал поездки на Алтай и вывозил оттуда целые альбомы пейзажей. В 1857 г. он сопровождал П.П. Семенова, в качестве рисовальщика, в его экспедицию в Тарбагатай и Тянь-Шань. Из накопленных им картин и этюдов он устраивал иногда выставки - первые не только в Томске, а вероятно, и в Сибири” (1, с. 338).

Как отмечалось выше, художник плодотворно работал в жанре городского пейзажа. В.П. Токарев считает Кошарова “одним из интереснейших художников архитектурного пейзажа в сибирском изобразительном искусстве второй половины XIX столетия” (2, с. 64).

На протяжении всей творческой жизни у художника не ослабевает интерес к изображению Томска. Наиболее ранней работой является “Томск ночью” (1860). Но в его наследии присутствуют и пейзажи других сибирских городов: “Тобольск” (1860), виды Барнаула (1860 (?)). Все пейзажи относятся к началу сибирской деятельности художника.

Особенностью барнаульских видов является то , что они известны не в подлинниках, сделанных рукой автора, а по воспроизведениям в печатной графике. Основой служили оригинальные рисунки Кошарова, которые были переведены в графику другими мастерами.

Первое, и наиболее известное изображение – это вид “Серебро и золотоплавильный завод в Барнауле”, опубликованный в

“Русском художественном листке”за 1861 г. (4). По технике исполнения – это цветная литография. Слева находится подпись “лит. В. Тимма”. Внизу есть пояснительная надпись: “с рисунка художника Кошарова”. Литография является ценным документальным источником, а также типичным художественным памятником печатного искусства того времени.

В работе художник соблюдает трехплановость. Первый и второй планы объединены песчано-коричневым цветом, третий – зелено- голубым. На первом узком плане изображена дорога с тремя лошадьми и подводами. Второй план - самый продолжительный. Смысловым центром композиции являются корпуса заводов с величественными фасадами в стиле классицизма. Отчетливо видны прилегающие к заводу вспомогательные строения (важня и др.). Левее заводских построек находится заводской пруд, отделенный от корпусов рядом высоких деревьев (тополей?). Изображение завода доминирует, но взгляд художника выделяет Петропавловую улицу и Демидовскую площадь. Все здания переданы с документальной скрупулезностью. Литография содержит краткую экспликацию, в которую вошли и названия зданий, находящихся на улице, (“музеум”, лаборатория). Интересный факт: художник не указывает в экспликации здание тюрьмы, ее изображение присутствует анонимно. Архитектурный ансамбль Демидовской площади включает лазарет, училище, горное правление. Особый интерес вызывает изображение домовой церкви, давно утерявшей первоначальный облик. Вдали находились городские строения (“жительство мастеровых”).

Третий план – “романтический”. Он изображает холмистую, необжитую местность, тогда пустынную, сейчас же полностью застроенную.

Литография не выходит за рамки опыта видописи. Для Кошарова важна документальность, повествовательное начало. Художник выразил главную особенность планировки города: четкую сетку улиц, рациональность застройки. Город “вписан” в окружающий ландшафт, является одним органическим целым с природой. Вместе с тем, именно завод и город выступают центрами, организовывающими окружающее пространство. Необходимо отметить и такой важный момент: Кошаров изображает не весь город, а только его промышленный и административный центр, что приводит к фрагментарности. Во фрагмент не попали вертикали церквей, по этой причине вид Барнаула не напоминает ни одно другое изображение русских провинциальных городов (5).

Барнаул начала 1860-х гг. отвечал требованиям искусства классицизма: эстетическое (архитектура) находится в неразрушимом союзе с естественным (окружающим ландшафтом). Не случайно, так высоки были оценки, выносимые городу, людьми того времени.

Второй вид – “Демидовская площадь в Барнауле”. Он был напечатан в том же 1861 г. в журнале “Всемирная иллюстрация” без указания авторства. Т.М. Степанская определяет технику как черно-белую гравюру (6, с. 34). Первоначальный рисунок обрамлен орнаментальной рамочкой, углы самой гравюры закруглены. Вид снабжен краткими подписями. Это первое изображение Барнаула, где не доминирует панорамный подход. В композиции вертикально главенствует обелиск (главная достопримечательность площади). Первоначально он был окружен квадратной оградкой. Полностью изображено лишь горное училище, здание госпиталя композиционно “обрезано”. В “кадрированном” пространстве площадь неверно воспринимается квадратной. В нижнем правом углу находятся три удаляющиеся подводы, которые могут быть расценены как косвенное свидетельство авторства П.М. Кошарова, его своеобразная “подпись”. Художник показывает часть, фрагмент города, живущего своей повседневной жизнью, и одновременно воспринимаемый “уголком Санкт-Петербурга”. В.П. Токарев указывает, что ранние городские виды Кошарова тщательны по исполнению, блестящи по перспективному решению, точны в рисунке (2, с. 67). “Его городским пейзажам присуще вдумчивое художественное толкование архитектуры. Его привлекают живописные места города, где архитектура неразрывно связана с природой. Художник всегда стремится создать впечатляющий образ, показать, что природа и творение рук человеческих находятся нерасторжимом единстве. Постоянное утверждение красоты природы и отрицательное отношение к вымыслу характерны для Кошарова. Его пейзажам свойственно особая четкость линий, чистота света и обдуманная документальность” (2, с. 64).

Пейзажи П.М Кошарова 60-х гг., в том числе и алтайские городские виды, завершают первые самостоятельные шаги художника в искусстве, и служат рубежом для его последующего творчества.

Примечания

  1. Адрианов А.В. Об искусстве в Томске // Бесплатное приложение к газете “Сибирская жизнь”. Город Томск. Томск , 1912.
  2. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век . Новосибирск. 1993.
  3. Полухин Т.А. Художник по призванию: К 150-летию со дня рождения П.М. Кошарова // Алтайская правда. 1975. №4. Январь; Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л., 1986. С. 9-10.
  4. ЦХАФ АК, фр. 1754, оп. 1, д. 4. Данный вид воспроизведен: Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Алтайский край (Составитель Рафиенко Л.С.). М., 1990. С. 6.
  5. “Для памяти потомству своему...”. Народный бытовой портрет в России. М., 1993.
  6. Степанская Т.М. Я.Н. Попов // Барнаульский хронограф. Календарь знаменательных и памятных дат за 2002 г. Барнаул, 2001. С. 34. Данный вид воспроизведен в статье Т.М. Степанской.

Приложение: живописные работы П.М.Кошарова из фондов НБ ТГУ

 

 

Белый бом на реке Чуе. Вид с юго-запада. Алтай
(1880-1897 гг.), 21,3 x 29,0 см, картон, масло

 

 

Верховая дорога между деревнями Коргонской и Сентелекской.
(Около полудня). Алтай (1880-1897 гг.), 20,6 x 28,0 см, картон, масло

 

 

Воровской белок или начало Тегерекских белков. Алтай
(1880-1897 гг.), 20,5 x 27,0 см, картон, масло.

 

 

Долина реки Чарыша, близ деревни Коргонской, вдали видны Холзунские белки. (Утро). Алтай
(1880-1897 гг.), 21,5 x 27,7 см, картон, масло.

 

 

Катунь в истоках ее течения. Алтай
(1880-1897 гг.), 21,0 x 28,0 см, картон, масло.

 

 

Почтовая повозка зимой (40 градусов мороза)
(1888 г.), 20,5 x 27,5 см, картон, масло.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.