Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 36 (май 2007)» Для умных» Мусор (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Мусор (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 

МУСОР
    
Что ни говори, а эстетика в том или ином виде всегда сопутствует человеку – вот к примеру, на это размышление меня натолкнуло одно недавнее впечатление. Однажды стоя на остановке, я вдруг увидел все буйство цветов, форм и красок нашего сегодняшнего мусора. Оно настолько меня поразило и захватило, что казалось по сравнению с обычным мусорным баком на остановке полным всевозможных оберток природа – жалкое блеклое творение, неспособное уже привлечь наш взгляд. Конечно, всегда найдутся юннаты (юные натуралисты то есть), прозомбированные мифами природности и естественности, которые покроют меня беззубой критикой. Однако сегодня мы живем в мире, в котором мусор едва ли не важнейшая компонента, которую обычно осмысливают как глобальную проблему. В связи с этим возникает вопрос, что же собственно такое человек, как существо производящее мусор (ведь немыслимо приписывать творение мусора животным). Выделение чего-то в мире как мусора – факт неочевидный и требует сколь-нибудь внятных объяснений.
        В самом начале этого размышления хотелось бы привести одно любопытное наблюдение. Обычно когда говорят о вещах, что издревле сопутствует человеку, то вряд ли упомянут любовь или дружбу, не войдут в этот список ни религия, ни искусство, да и технологии (эти затасканные колесо и каменный топор, и иже с ними) тут не при чем – в общем никаких позитивных изобретений культуры мы среди таковых не находим. Напротив, есть три «негативных» вещи, кои по праву именуются извечными спутниками человечества и даже добавлю от себя есть по сути главные признаки цивилизации – это война, наркотики и крысы. С первыми двумя еще понятно, при чем же тут крысы? – они указывают на нечто более существенное: на человеческие отбросы, мусор и отходы, с необходимостью порождаемые всяким человеческим сообществом. Благодаря этому пояснению можно сказать, что в принципе в этом «списке» мы имеем три фундаментальных вида избытка, порождаемых человеком (уже выделившимся из природы) – войны, наркотики и роскошь/мусор. Не трудно заметить, что все эти три позиции отражают три лакановских измерения: война – как избыток в Символическом, наркотики – избыток в Воображаемом и мусор – Реальный остаток. Иначе говоря, война есть избыточная трата людей ради Символических целей; наркотики – порождение избыточных переживаний в Воображаемом; мусор – неустранимый остаток в Реальном избыточной материальной деятельности человека.
        И следуя этому разделению, первенство в появлении и значит, формировании современного человека и общества, мы несомненно должны отдать мусору, отходам. Еще Лакан как-то утверждал, что мы совершаем переход из царства животных в царство человека в тот момент, когда животные начинают испытывать неудобства от избытка экскрементов. В связи с этим его ученик Славой Жижек отметил, что именно в этом пункте и возникает Реальное, которое он метафорически представил на примере унитаза («Реальное, таким образом, — это не отвратительное вещество, вылезающее из унитаза, но сама дыра, отверстие, которое служит коридором, ведущим к другому онтологическому порядку, топологическая дыра или воронка, которая скручивает пространство нашей реальности, и мы видим (воображаем), как экскременты исчезают в другом измерении, не являющемся частью нашей повседневной реальности»).
В то же время само представление о мусоре, по-нашему мнению, возникает несколько позже и несомненно связано с сакральным. Ведь мусор, не просто нечто использованное и брошенное, но и специфически табуированное (как то, что уже неприемлемо для использования, уже «отвергнуто» и природой, и социальной средой). Мусор человека уже не может быть вписан обратно в природу, как отходы животных – он фатально «социализован». Такое троякое разделение на природу, сферу жизни человека (жилье, поселок, стоянка) и мусор, которому нет естественного места ни там, ни здесь – могло появиться лишь при существовании иной плоскости деления, помимо природа – социум, а именно, сакральное – профанное (обычное). В своих блестящих работах исследователь Роже Кайюа показал, что сакральное связано с двоичным понятием маны-скверны. Мусор, как то, что несет на себе память человеческих действий (а значит, имеет связь с этими людьми) вытесняется в сферу запретного – для обычного человека соприкосновение (в смысле сосуществования с ним, а не контакта) это чревато порчей (скверна в действии), а для шамана – напротив, это нечто что может быть использовано в магических целях. В последствии уже в развитых религиях сохранились подобные мотивы – обращение к низшему, скверному, больному, отброшенному, как форма причащения к божественному (напр., ряд гностических и христианских сект). Этим также в большей мере объясняется почему уже древние люди отводили мусору особое место, подальше от пространства обитания, а отнюдь не разного рода гигиеническими гипотезами.
        Но вернемся к нашим дням. Что же такое мусор теперь и как он вписан в нашу реальность?
Мусор – это наш мир. Сегодня особенно в связи с процессами глобализации наш мир все более предстает не как нечто цельное и осмысленно структурированное, но скорее как свалка всевозможных вещей. Подобного рода процесс происходит на разных уровнях (в т.ч. в экономике, культуре): «говорящим» примером можно назвать Интернет, все больше превращающийся в глобальную свалку мнений и бесполезной информации.
        Мусор – это идеальный товар. Как ни странно (странно, что никому это не странно) при всех проблемах с экологией и ресурсами значительная часть мировых производств ориентированы на создание мусора: это производство упаковок, товаров-посредников и некачественных, не долгосрочных товаров (известно, что технологии уже позволяют делать «вечные» машины, бытовую технику и пр., но в условиях капитализма куда как выгоднее делать недолгосрочные, часто заменяемые товары). Однако помимо этого мусор – это всегда еще и инертный остаток, невписывающийся в обмен. И последнее обстоятельство делает мусор в современных условиях еще более (если позволено так сказать) идеальным товаром: на мусоре, его утилизации или захоронении делаются сумасшедшие деньги (напр., ядерные отходы или даже просто банальные городские свалки). В связи с этим мусор – это и наше достояние, это и наше завещание, наш данайский дар потомкам.
        Особо хотелось бы остановиться на упаковках, которые неминуемо становятся мусором. Лет тридцать назад кто-то пошутил, что две системы (капиталистическая и советская) находят два разных способа использовать равное количество бумаги: в одном случае – это несколько упаковок, в другом – куча справок и бланков. Теперь мы все (ну практически все) живем в мире упаковок, мире, где продаются не товары, вещи, а виды, выгляденья – или говоря современными терминами симулякры. При общей унификации и стандартизации товаров вполне естественно, что основная борьба за спрос разворачивается между разного рода упаковками. В широком смысле: всякая реклама – это попытка нужным образом упаковать представления о товаре у реципиента; при  этом никто не заботится о том, куда девать этот мусор-упаковку из головы после употребления. В самом деле, задумался ли кто о том, как сосуществовать человеку со всей это грудой рекламных образов, не имеющих никакого отношения к его существованию, к его селф-потребностям и желаниям? Словом наше общество давно уже превращает нас самих в свалки сиюминутных образов и концептов. Отсюда вытекает и следующий тезис.
        Мусор – современная парадигма. И не только в искусстве, но и во всей культуре, даже в философии. Все что сегодня обсуждается: эклектика, случайность, человек, как пересечение мировых линий етс. – все это несет отпечаток отброшенности. Если отходы и мусор в качестве объектов искусства давно уже набили оскомину, то нелишне отметить, что либерально-демократический постмодернизм давно уже мыслит и человека как набор случайных показателей, потенций и скрещений сил. Ряд философов и психологов также давно пророчат современному человеку шизофреническое сознание – сознание не просто расколотое, но мозаичное, пост-структурное.
        Однако хочу заметить я далек от того чтобы мыслить эти явления в оценочных суждениях. Для меня скорее важно понять, что в этом реализуется от человека. Кроме того я убежден, что как не бывает нейтральных явлений, так не бывает и строго отрицательных или положительных.
        Как это ни парадоксально прозвучит, но порой мне кажется, что мусор выступает для сегодняшнего человека необходимым средством в поддержании шаткой гармонии с миром. Сколь ни пагубен такой способ, мы вынуждены признать, что мы имеем то, что имеем. Говоря о гармонии я имею в виду следующее. Гармония стремится уравновесить все силы в нашей жизни, найти баланс, но современный мир требует от нас и через нас все большего комфорта. Комфорт же – это и есть не только конкретное удобство, но и недумание о чем-то, перекладывание на вещи каких-либо функций, в т.ч. функций негативных – часть из них и выполняет все то, что становится мусором, то, что создано стать мусором. Число таких объектов, предназначенных быть мусором, также должно расти для гармонизации жизни. Иначе, рост комфорта мы были бы вынуждены компенсировать сами – трудом и ответственностью, что лишает однако самого комфорта.
        Мы не можем отказаться от созидания мусора – такова природа человека. Мы не можем вернуться к природе. Мы даже не можем серьезно умерить наши запросы. Человечество обречено на производство мусора и оно будет продолжать расти. В связи с этим было бы легкомысленно делать прогнозы, не только потому что будущее туманно, но скорее в силу того, что истинная природа человека еще более для нас туманна. Впрочем, в качестве легкомысленной футурологической гипотезы я бы предложил следующую: превращение естественной среды обитания в свалку – есть уникальный способ эволюции человечества; когда такое превращение завершится человек будет вынужден радикально измениться, шагнуть на иную ступень эволюции – а вот вниз или вверх неизвестно.


Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.