Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 37 (июнь 2007)» Для умных» Подношения в сибирском шаманизме

Подношения в сибирском шаманизме

Брянский Алексей 

     Необходимо сразу оговориться, что значительная часть последующего ниже текста создана преимущественно на основе устных пояснений, их проверки собственным опытом и только на третьем месте чтение литературы. Возможно, поэтому некоторые идеи могут противоречить письменным источникам по данной проблеме и не вписываться в другие толкования.
     Подношения в сибирском шаманизме можно поделить на три категории. Во-первых, это жертвоприношения, затем непосредственно подношения и, наконец, «внутренние» подношения. Жертвоприношения часто описывались этнографами, поэтому мы уделим им меньше внимания. В прошлом это были сложные ритуалы. Сначала в качестве жертв выбирались дикие животные (олени, лоси и пр.), а затем в жертву стали приносить домашних животных (баран, козел, бык, конь). Этот переход был связан со сменой основного рода экономической деятельности (с рыболовно-охотницкой на скотоводческую). В особых случаях, по всей видимости, на определенном этапе, существовали и человеческие жертвоприношения. Впоследствии от них отказались, но некоторые скрытые формы мы можем наблюдать в воззрениях шаманистов.
     Например, считалось, что если в роду внезапно умирает множество людей в относительно короткий период времени, это не является случайным. Это духи рода собираются под крыло нового шамана, сила которого кроется в силе рода. Причем это бывает как без ведома этого шамана, так и при его непосредственном участии. В первом случае после такого родового мора может родиться в этом роду ребенок, который впоследствии становится сильным шаманом, либо время частых смертей может совпасть с появлением у одного из членов рода шаманской болезни. Во втором шаман в силу своего разумения осознанно похищает души своих родственников для большей силы. Но в строгом значении эти примеры нельзя считать жертвоприношениями.
     Жертвоприношения связаны непосредственно с ритуальным убийством жертвы. В настоящее время они достаточно редки и чаще заменяются подношениями, или символическими действиями. В качестве примера символических действий можно обратить внимание на поведение лам при подготовке коллективных молений на природе. Они, если требуется очистить место от живых деревьев или кустарника, на месте срубленной ветки или спиленного дерева, эту «рану» закрашивают красной краской. Данный символизм идет из шаманизма, когда изначально требовалось окропить это место своей кровью или кровью жертвенного животного. Особый класс составляют подношения.
     Подношение совершаются для выражения почтения, подобно тому, когда мы приходим к кому-либо в гости с подарками. Обычно такого рода подношение сопровождается словами, в которых выражается благодарность всем хозяевам местности (причем, необязательно их знать по именам), декларирование своих чистых намерений, а также просьба о покровительстве в совершаемых делах. Подношения делаются духам земли, воды, огня, воздуха. Общее правило для совершения подношений давать духам то, чего у них нет.
     Наиболее среди них распространены подношения духам земли для благополучного путешествия. Для каждого типа подношения существует свой набор даров. Так, например, для духов земли подношением могут служить монеты, сигареты, конфеты, крупа (обычно рис), алкогольные напитки. Сигареты лучше разломить надвое и положить в специальное место – «обо» или «ширэ», представляющие собой выложенный кругом из камней очаг или большой камень. Туда же кладутся монеты и конфеты. Последние лучше развернуть. Сыпучие подношения и подношения алкоголем делаются так. Сначала брызгают или подкидывают дар вверх «отцу-небу», затем вниз «матери-земле» потом на четыре стороны света сначала на восток и по ходу движения солнца. Для подношений алкоголем брызгают безымянным пальцем правой руки, слегка его смачивая. После выполнения последовательности действий (небо, земля, четыре стороны света) делающий подношение отпивает из кружки или бутылки небольшой глоток. Подношение духам воды делается молоком. Так совершающий обряд после слов обращения и пожеланий выливает часть молока в воду и отпивает из сосуда. Для подношений духам огня используются следующие продукты: алкоголь, масло сливочное, сало, жир. Схема подношения аналогична подношениям воде. В некоторых случаях для призывания дождя в огонь льют воду. Подношение духам воздуха делается при помощи огня. Для этого чаще всего используют сушеные веточки можжевельника или сухой чабрец. На больших праздниках сжигают также часть мяса жертвенного животного.
     Священные места часто можно определить по наличию вокруг них повязанных ленточек, различных сувениров и подношениям, оставшимся от других путешественников. В шаманисткой традиции ленточки, привязываемые на священные коновязи «сэргэ» или на ближайшие ветви деревьев могут быть только 3 цветов: белого, синего или голубого, и красного. В буддисткой традиции школы Гелугпа (желтошапошники) к ним добавляется также желтые ленточки. Часто на буддийских священных местах на лентах написаны слова-пожелания или молитвы. Ленточки привязываются с пожеланиями добра, здоровья, счастья, благополучия и удачи. Считается, что вездесущий ветер принесет загаданное адресату. Параллели этого обычая угадываются в современных военных и церковных ритуалах. В частности можно вспомнить знамена и их символику…
     Прежде чем говорить о «внутренних» подношениях необходимо взглянуть на вышеизложенное под несколько иным углом зрения. В чем смысл жертвоприношений и подношений? Для чего они нужны? Какую цель преследуют? Ответ вроде бы очевиден и прост: Для того чтобы задобрить духов, чтобы они не вредили в начинаниях. Однако более пристальный взгляд способен заметить в этом и другое. По сути, цель жертвоприношений и подношений – преодоление существующей инерции жизни, ведущей к негативным последствиям. Говоря буддийским языком – способ избавления от привязанностей. Говоря языком православия – усмирение гордыни. Если представляется сомнительным, поясню.
     В начале ХХ века в Америке работал психолог Уильям Джемс. Он высказал одну интересную мысль относительно природы личности: Личность – это все то, что человек называет своим. Представьте себе ситуацию: вы работаете за своим компьютером. Тогда получается что компьютер – составляющая вашей личности. «Нет, - возможно, скажете вы.- Компьютер не является моей личностью». Тогда разовьем ситуацию. Подходит кто-то другой и забирает вашу мышь. Скорее всего, вам это не понравится. Скорее всего, вы почувствуете, что вас как личность с ее устремлениями ни во что не ставят. Это воспринимается как вторжение в вашу личность. А теперь представьте скотовода, который должен принести в жертву лучшего жеребца, которого холил, лелеял… После серии таких разочарований человек становится с одной стороны менее привязан к вещам, а с другой более внутренне устойчив. Одновременно с исчезновением предмета своей гордости, исчезает и она сама. Практически все крупные религиозные конфессии работают с гордыней и стремятся усмирить ее. Это следование обету Бодхисаттвы в буддизме, это отсечение личной воли в православии, милостыня и пр.…
     Подношение и жертвоприношение – отказ от некоторой части себя. Зачем это нужно? Для обретения большей гибкости. Если я могу попросить прощение у камня, затоптанного по невнимательности цветка, я настраиваю себя на позитивный лад с миром. Я делюсь с ним, так же как и он делится со мной.
     Еще один момент. Человек имеет ограниченные возможности. Вместе с ними он имеет безграничные потенциалы роста потребностей. Случается так, что он в попытках удовлетворить свои растущие потребности просто разрывается между ними, испытывает стрессы и заболевает. В этих случаях шаманы говорят – он потерял свою душу. Потерял чувство гармоничного взаимодействия с миром. Соответственно нужно какую-то часть своих потребностей ограничить, принести в жертву, сделать подношение духам. В этом суть «внутреннего» подношения. Если предыдущие виды подношений работают с духовным миром через внешнее, то в случае «внутреннего» подношения мы берем какие-либо обеты, чтобы сохранить внутреннюю гармонию, ограничив свои потребности, способы своего самовыражения.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.