Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 37 (июнь 2007)» Для умных» Студент (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Студент (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 

                         СТУДЕНТ

    
В большинстве западных стран – студент явление старинное, обросшее легендами и традициями, и давно уже стабилизировавшееся в восприятии людей. У нас же, несмотря на то, что некоторым университетам уже почитай 300 лет, до сих пор студент – категория зыбкая. Даже несмотря на такие явления, уже ставшие поговоркой, как например, «вечный студент», само по себе такое положение часто воспринимается лишь как «еще не специалист» в своей области. В этом, конечно, в первую очередь сказывается широко распространенное в нашей стране представление о том, что учеба или даже другая серьезная культурная деятельность – это не дело, не работа, а баловство и праздность.
     Отсюда студент в обыденном мышлении обычно рисуется как беззаботный и легкий субъект, эдакий начинающий прожигатель жизни, пользующийся годами учебы, чтобы еще немного поотлынивать от серьезных дел и забот. Причем абсолютно неважно кто это: начинающий бонвиван из позолоченной молодежи, или радикальный неформал-экспериментатор над всем и вся (в первую очередь над своим имиджем), или еще пэтэушного вида «реальный пацанишка» - все равно это «студент прохладной жизни». Студент вечно получает удовольствие: учится или гасится в пивной, прогуляв пару, занимается творческой самодеятельностью или полной бездеятельностью, спит на лекции или бодрствует несколько суток кряду – словом, получает удовольствие. Такой образ давно не просто стереотип, но бессознательное требование, воплощенное в сверх-я; и теперь уже студенту не до шуток – обязан наслаждаться и ничего не попишешь. И вот он бедный ломает голову: где взять, чего купить, что надеть, и кого пригласить, куда пойти и как себя вести, чтобы все видели – он студент эрго наслаждается, как минимум, прохлаждается.
     Но помимо этой «жизнедеятельности», в вузе у него есть цель – не только стать специалистом, откосить от армейки или получить диплом – глобально любой вуз ставит задачу вырастить человека взрослого. А в итоге, как точно сказал Галковский – «детишки с водкой». Впрочем, по фатальному совпадению взрослости большинству не добавляют ни техникум, ни армия, ни самостоятельная работа.
     И ведь, по сути, любой человек студенческого возраста – это не только веселый развездяй, не знающий пока всех тягот жизни, но это еще метафизически вопрошающий субъект. Именно в этот период человек уже с полной ответственностью за свой выбор в жизни, задумывается о ее смыслах, целях и принципах. Вполне естественна направленность на получение удовольствий и нового опыта, но столь же естественны (для нормального индивида, а не клинического дебила) попытки осмыслить это новое, нащупать путь в будущее и т.д. Но нам второе не нужно, напряжно и даже страшно, поэтому студента и превращают в персону, ударенную в одну лишь плоскость. Он и сам тому рад (если недоразвит культурно). И вот еще одна модель одномерного человека в царстве симулякров – настойчивое бессознательное требование получать удовольствие плюс сплошная симуляция всего остального: учебы, отношений, хобби и даже личности.
     Само собой опыт этого периода очень важен, в т.ч. и ошибки. Но некоторые умудряются либо всю жизнь поток расхлебывать последствия, либо, упрямо не извлекая опыта, продолжать «на те же грабли». И это еще полбеды, другая половина в том, что современная массовая культура и студенческая суб-культура полна различных заглушек, позволяющих не вовлекаться слишком ни в отношения, ни в занятия, ни во что-либо другое. А не быв сильно вовлеченным во что-либо, нельзя чему-то действительно живому научиться, что-то важное о себе понять.
     Кроме того сегодняшние реалии накладывают еще один важный отпечаток – ныне как никогда требуется быть индивидуальным и неповторимым. Именно в тот период, когда эту свою личностную уникальность нужно еще только заработать, взрастить и выпестовать, защищая от всего лишнего и обогащая нужным, большинство озабочены только одним – как бы уже быть, а точнее, казаться таковым. Окружающий мир предложит вам пару-тройку сносных личин по сходной цене. И здесь, конечно, не идет речи о настоящей уникальности – таких обычно не признает никто. Напротив, нужно примкнуть к определенной суб-культуре или группе, занять там местечко, даже не по душе, а скорее, смотря по конъюнктуре. Важно отметить здесь тот момент, что такое присоединение к группе в обычном студенческом возрасте воспринимается как жизненно-необходимое. Быть причастным к группе – это и новая самоидентификация (позволяющая оторваться от прошлой, еще школьной, детской), и новый дискурс (в рамках которого тебя выслушают), и новая форма удовольствия (специфические формы времяпрепровождения по интересам). Однако все эти новинки легко становятся однообразными и репрессивными. И деваться особо некуда – раз студент значит, опять-таки обязательно либо рокер, либо рэпер, либо клаббер, либо еще что-нибудь вроде.
     Получается довольно унылое в своей однообразности бытие. Депрессии, вечные вопросы и умные книжки – побоку, нужно ведь успеть за пять (плюс-минус еще пять) лет успеть по максимуму оторваться, т.е. с наибольшей частотой воспроизвести до оскомины монотонный «ритуал»: сходить в клуб (или другое место встреч), отключить сознание (чем получится), куда-нибудь впихнуть и назавтра с пафосом всем поведать о том, что уцелело в памяти, щедро сдабривая рассказ кодовыми словечками (такими как: круто, тема, оттяг, туса, гламур и т.п.). И возникает вопрос: а на кой это все? И здесь мы снова должны вспомнить ставшее бессознательным требование получать удовольствие – именно оно превращает любую деятельность, которая хоть как-то не проходит по рубрике «оттяг», в непереносимую скуку, ведущую к депрессии. Дело доходит до очевидного парадокса: студент порой не может уже спокойно получать удовольствие от деятельности, которая это удовольствие ему всегда приносила, только потому, что эта деятельность не признана другими, как удовольствие. Все потому, что нет лучшего способа лишить человека удовольствия, чем требовать его, навязывать его. Зачем это нужно обществу? – думайте сами.
     А выводы? Вы вольны сделать любые, особенно если вы студент.
    


Коментарии

loskutov | 12.07.07 17:35
Согласен с вами. Я, например, начал понимать себя как участник навязанной реальности и архетипов только по окончании вуза. И решил тут же с себя все это скинуть (т.е. быть on my own). Подобные процессы избавления начались во мне курса с третьего, но поначалу назывались во мне деперссией и замкнутостью по отношению к себе подобным.
loskutov | 12.07.07 17:36
Согласен с вами. Я, например, начал понимать себя как участник навязанной реальности и архетипов только по окончании вуза. И решил тут же с себя все это скинуть (т.е. быть on my own). Подобные процессы избавления начались во мне курса с третьего, но поначалу назывались во мне депрессией и замкнутостью по отношению к себе подобным.
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи:  3
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.