Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 39 (август 2007)» Наш архив» "Муравейник" В.Десятова: Опыт комментированного прочтения

"Муравейник" В.Десятова: Опыт комментированного прочтения

Порогов Консервант 

«МУРАВЕЙНИК» В.ДЕСЯТОВА:
ОПЫТ КОММЕНТИРОВАННОГО ПРОЧТЕНИЯ

    
     Зачем читать «Муравейник» сегодня
    
Прошло более 15 лет после написания и опубликования рассказа В.Десятова «Муравейник». За это время сменилась эпоха – и не только литературная. А пожалуй, что и не одна! Колесо Сансары сделало свой полуоборот – и вновь вынесло «Муравейник» на передний план литературной жизни. Сейчас уже можно вспоминать начало 90-х без раздражения и обиды. Сейчас уже можно видеть в текстах, написанных тогда, не фельетонное, но вневременное начало. Да и пора уже кодифицировать созданное! «Муравейник» для этого идеален. Во-первых, он весь – о жизни начала 90-х (хотя фельетонным описанием этой жизни и не исчерпывается). Во-вторых, он, будучи написанным молодым человеком, стоящим на жизненном распутье (см. об этом ниже), этот рассказ сохраняет ценность не только и не столько как факт эпохи, сколько как прекрасное воплощение сомнений и переживаний этого этапа, этапа окончательного взросления. Этот этап проходит каждый (такое ощущение, что люди нашего поколения только-только, к 40 годам, его завершают). Давайте же посмотрим, как это все происходило в чрезвычайно бурное, веселое время!
    

     Контекст написания.
    
Начало 1991 года было для автора временем благополучным и судьбоносным одновременно (сочетание нечастое). Он учился на 4 курсе филологического факультета Алтайского государственного университета, активно пробовал себя в науке, его стихи и полемические заметки широко печатались и находили читателя… Шла веселая, при этом напряженная борьба литературных группировок – Группы имени Ивана Андреича-дедушки Крылова (ГРИАДКА), которую составляли В.Десятов, М.Гундарин, И.Обмокни и Эпицентра российского аванградизма (ЭРА). Отголоски этой борьбы видны в «Мураевнике». При этом мы наблюдаем, как у 23-летнего юноши складываются коренные, уже взрослые (навсегда!) представления о жизни, как он переживает разочарования и «смену вех». Касается это а) отношений с возлюбленной б) выбора предназначения/призвания  в профессиональном плане в) социальных отношений (романтическое аутсайдерство по отношению к официозу – и жажда «муравейной» коммунитарности, объединения с себе подобными).
     Не стоит забывать и о тех процессах, которые меньше, чем через год приведут к гибели советской цивилизации. Можно сказать, что с этой точки зрения,  мы присутствуем при моменте «девятого вала» - волна уже нависает, и скоро от мира героя-персонажа ничего не останется… Через год «Муравейник» был бы совсем другим.
    
     Персонажи.
    
 Современные читатели понимали рассказ исключительно в жанре  «романа с ключом» (благо, в конце 80-х вышло сразу несколько таких вещей, причем посвященных именно литературному миру  – вроде «Козлиной песни» К.Вагинова, «Сумасшедшего корабля» О.Форш и т.п.). Между тем, персонажи только формально соотнесены с действующими лицами тогдашней литературы.  Скорее, можно говорить о тяготении персонажного строя к притчевости, если не сказать басенности – мы наблюдаем Истинного Поэта (Пуэтин), Поэта-Пошляка (Веников), неверную возлюбленную (Лаура) и т.д.  Исходя из этого мы склонны видеть в «Муравейнике» скорее «роман воспитания» (о чем много будет сказано в комментариях). Поэтому в комментарии раскрываются не столько прототипы (повторюсь, их так именовать некорректно), сколько «отправные фигуры» этой притчи--исповеди. Любопытно также, что некоторые из них, став персонажами «Муравейника» кардинальным образом изменились – например, Карнегин-Корнюгин. Но не стоит забывать, что Пуэтин – это  конечно, 
alter ego автора, его любимый лирический герой… И это объясняет многое!

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.