Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 41 (октябрь 2007)» Наши гости» Писателю нужно двигаться, чтобы не закиснуть (интервью)

Писателю нужно двигаться, чтобы не закиснуть (интервью)

Шульпяков Глеб 

Глеб ШУЛЬПЯКОВ: Писателю нужно двигаться, чтобы не закиснуть

(записал Владимир Токмаков)

Недавно* в Барнауле в библиотеке им. Шишкова прошел вечер московского поэта, переводчика и эссеиста, лауреата малой премии "Триумф", литературного обозревателя "Независимой газеты", редактора отдела поэзии журнала "Новая Юность" Глеба Шульпякова. Его стихи переводились и печатались в Англии и США. Барнаул - третий город после Москвы и Питера, где молодой поэт решил устроить презентацию своей книги стихов "Щелчок". Шульпяков, по мнению многих критиков, является наиболее интересным представителем новой поэтической волны поколения тридцатилетних.

Последний раз в Барнаул из московских авторов с чтением своих стихов приезжал Евгений Евтушенко, было это семь лет назад. После презентации мы решили распросить Шульпякова о столичной литературной жизни.

- Расскажи, пожалуйста, что это за зверь такой неизвестной породы - журнал "Новая Юность"?

- "Новой Юности" в феврале следующего года будет десять лет. Зимой этого года вышел пятидесятый, юбилейный номер "НЮ". А началось все с того, что в 1993 году молодежная часть редакции, посчитав, что старая "Юность" не в состоянии уловить перемены в жизни и литературе, отделилась и основала свой журнал. "Новая Юность" - это что-то среднее между глянцевым иллюстрированным журналом и толстым литературным изданием. Здесь и проза, и поэзия, и эссеистика, и визуальный ряд - вклейки, картинки.

Главный редактор "Новой Юности" Евгений Лапутин - интересный прозаик, но он еще и ведущий пластический хирург Москвы, в Институте красоты он зарабатывает себе на жизнь и еще находит деньги на журнал.

- Аудитория "НЮ" - как бы ты ее охарактеризовал?

- Молодежь, студенчество, пишущая братия, в каком-то обзоре "НЮ" назвали "журналом для 30-летних интеллектуалов". У нас печатаются переводы современной иностранной литературы, а также архивные вещи, современная русская проза, поэзия. Стихи присылают со всей страны - от Магадана до Калининграда.

- Ваши авторы авангардисты или традиционалисты?

- В поэзии всегда есть те, кто занимается формированием школ, направлений и течений, и те, кто все это в гробу видал, последние просто пишут хорошие стихи. Большим поэтам это не нужно, но есть маленькие поэты, которые могут жить только в определенном контексте, среди себе подобных и так удерживаться на плаву. В любом московском кабаке есть свои первые поэты.

- Литература стала какой-то тусовочной, кругом группы, обоймы и команды. Не привело ли это к тому, что пропал интерес к отечественной литературе и как следствие - упали тиражи журналов?

- У нас действительно сейчас очень скособоченная модель литературного процесса, нужны честные профессионалы в критике и литературной журналистике. В "Новой Юности" такие люди есть. В "НГ-Экслибрисе" книги также фильтруются достаточно жестко, и если кто-то из известных писателей, пусть даже и пятижды герой, напишет чушь, мы так и говорим - это чушь, пусть и пятизвездочная.

- Один из критиков назвал тебя представителем школы "новой искренности", а ты себя относишь к какой-нибудь литературной традиции, направлению, школе?

- Мои ранние стихи были какими-то бродскими, и я про них благополучно забыл. Бродским всем молодым надо переболеть, как корью. В большей степени мне близки Евгений Рейн, Кушнер, питерская школа поэзии.

- Насколько сложно издаваться поэту в Москве?

- Не легче чем в провинции, за свой счет - пожалуйста, а так... Любое издательство, печатающее стихи, - это жест в основном филантропический, стихи нерентабельны, на поэзии денег никто еще не сделал.

"Новая Юность" совместно с журналом поэзии "Арион" в прошлом году организовала поэтический фестиваль. В рамках фестиваля провели рекламную акцию - "Поэты в "Рюмочной", есть такое богемное заведение на улице Герцена. Это была попытка расширить контакты с читающей публикой, выйти в народ, найти новую площадку в Москве, которая еще не завирусована выступлениями. Первая рюмка для пришедших на вечер была бесплатно - мы сами сбросились и сделали такую замануху для публики.

- То есть алкоголь способствует восприятию стихов?

- Я этого не говорил, поэзия - избавление от любых иллюзий, а алкоголь - это одна из мощнейших иллюзий. Если ты хочешь написать что-то дельное, мозги должны быть кристально чистыми. Функция стихов - делать все прозрачно чистым, чтобы люди видели вещи такими, какие они на самом деле. Наша жизнь и так состоит из сплошных фантомов, одно телевидение чего стоит.

- "Щелчок" - твоя первая книга, ты принципиально пишешь мало стихов?

- Многописание - это советская болезнь в литературе, когда, чтобы получать халявные гонорары, все писали эпопеи, без конца издавали и переиздавали поэтические книги. Я пишу, когда пишется. Все стихи я написал в метро, когда с работы или на работу едешь, колеса вагона стучат, ритм ловишь.

- К своим тридцати годам ты объездил почти всю Россию, Европу и Азию, что для тебя значит перемена мест?

- Это обычное любопытство, желание посмотреть мир, в дороге я себя чувствую очень комфортно. Московские писатели в большинстве своем очень мало путешествуют и думают, что они самые умные и все уже видели и знают. Рано или поздно ты понимаешь, что мир везде примерно одинаков, но ты сам должен понять, из чего складывается эта одинаковость. Писателю нужно двигаться, чтобы не закиснуть.

- Не чувствуешь ли ты некую заброшенность молодых писателей?

- А это очень хорошо, это то, что сейчас нужно: пора наконец понять - больше не будет халявы и льготных квартир с дачами. Если ты любишь литературу - садись и пиши, только ради нее, а не ради премий и медалей. Да, молодых бросили в речку, как щенков, но теперь можно посмотреть, кто реально умеет плавать, а кто нет.

- У тебя много стихов, которые посвящены местам, где ты побывал, будут ли стихи о Барнауле и Горном Алтае?

- Пока не знаю, что-то там во мне ворочается, по крайней мере газетные материалы в "Экслибрисе-НГ" будут точно.



*  Интервью было взято в августе 2002 г.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.