Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 43 (декабрь 2007)» Наш архив» Поэтический реализм Владимира Токмакова (рецензия)

Поэтический реализм Владимира Токмакова (рецензия)

Корнев Вячеслав 

Из материалов бумажного "Ликбеза" № 9, ноябрь 1995



 

 


                ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ВЛАДИМИРА ТОКМАКОВА

     Хорошим поводом для уже традиционного на страницах "ЛИКБЕЗа" разговора о поэзии В.Токмакова стал недавний выход в свет его новой (второй) книжки: "Аромат девушки за каменной стеной". Хотя книжка эта и оставила впечатление некой недосказанности или даже недоделанности (что относится не в последнюю очередь к редактору - В.Тихонову), но общий уровень поэзии В.Токмакова, в его еще молодые годы, достаточно высок. Смело можно сказать, что переходный период ломки своего поэтического голоса и характера он все-таки прошел. А на фоне вялотекущего творческого развития наших молодых литераторов его поэтический рост очень заметен.
     Главные достоинства поэзии Владимира Токмакова моими скромными стараниями сведены к пяти пунктам:
     1. Прежде всего, это удивительная в наше время способность ясно осознать и четко выразить идею каждого стихотворения. При всем желании мы не обнаружим и в самых неудачных произведениях Владимира следы той идейной бесцельности, неразумности и случайности в выборе предмета поэтического изображения, что свойственна почти всему младшему поколению алтайских литераторов. Стихотворения В.Токмакова осмыслены, продуманы в деталях и в целом, понятны читателю. Не случайно редактор сборника выстроил стихотворения Токмакова в соответствии с их определенно выраженной тематикой - получились как бы главы, отделы книги: "О поэте и поэзии", "Об одиночестве", "О смерти", "О любви" и т.д. А попробовал бы Тихонов найти какую-нибудь концепцию в стихотворениях, скажем, Ф.Габдраутовой - дохлый номер, по-моему. Произведения Токмакова часто строятся по драматургическому принципу: экспозиция, основное действие, финал ("Тёплый стан", "Я спал на Бунине", например). И в финале сюжетная коллизия разрешается, как правило, очень эффектно. Иногда основная идея стихотворения маскируется, прячется только затем, чтобы расчетливо блеснуть в самом финале, в последней строчке. Таков, кстати,принцип действия анекдота - и мы можем видеть в сборнике несколько своеобразных стихотворений-анекдотов ("Сон", "О том, что нас спасает").
     2. С такой идейной целостностью, осмысленностью произведения связана у Токмакова предметность, конкретность поэтического образа. Как известно, поэтический образ призван изображать окружающую действительность в новом, неожиданном ракурсе, в неком фантастическом ореоле, призван делать ее неузнаваемой. Но это не значит, что сам образ должен быть неузнаваемым и непонятным (чем грешат многие стихотворцы), превращаясь в никому не нужную шифровку или просто абракадабру. Если читатель скажет о подобном образе: "фу ты,бред какой!", он будет вполне прав. Так вот, несомненным достоинством поэзии В.Токмакова мне представляется именно яркость и оригинальность художественного образа вместе с его узнаваемостью, доступностью для читателя. Оцените такие, например, строки: "Деревья почками стреляют по прохожим / так каждый год, не убивая никого", "сквозь форточку, ко мне на кухню / густым квадратом ночь вошла".
     3. Нельзя не отметить хорошую проговариваемость, звучность или, можно сказать, "фонетизм" стихотворения. Это немаловажно, ведь многие молодые стихотворцы абсолютно не различают письменную и устную речь, пишут такие стихи, что на бумаге еще существуют, а в голосе, звуке сразу ломаются. А данный же "фонетизм" достигается автором сознательно и требует немалого трудолюбия. В лучших, опять-таки, произведениях Владимира это благозвучие, помноженное на ясный живой ритм, твердый темп слов и гибкость поэтической техники превращается в настоящую мелодию. Например, в таких простеньких стихотворениях, как "Работа над ошибками", "Заблудились" именно мелодия имеет наибольшую эстетическую ценность.
     4. Следующее достоинство стихотворений В.Токмакова - это искренность. Автор не измышляет темы своего творчества, - он их переживает. Практически нет надуманных, нежизненных ситуаций, фальшивых чувств и чужих мыслей, ибо поэзия и жизнь здесь взаимосвязаны: они друг друга продолжают и оправдывают. Как и в любой бытовой ситуации, в поэзии сказать то, что ты не знаешь - значит соврать. Прочтите "Сонет тревоги", "Ей наплевать на все мои стихи...", "Зимой я вспоминаю о Пилате...", чтобы убедиться в честности, искренности автора. Ту глубину своих душевных переживаний, что не каждый доверит и самому близкому другу, автор открывает своему читателю.
     5. Необходимо сказать особо, что искренность Токмакова - это не приглашение читателю разделить слабодушие или хныканье автора, это выражение его духовной силы, внутренней энергии, крепкого характера. Как образец, назову "Путь", "Что видел я в своей дурацкой жизни", а также к большому сожалению не вошедшее в сборник стихотворение "Мужчина должен быть мужчиной". В этом смысле поэзия Владимира Токмакова, в отличие от многих и многих произведений поэтов-урнингов, - именно мужская поэзия (другой же, по большому счету, и не существует).
     Однако, как это обычно и бывает, достоинства всякого творчества диалектически переходят в недостатки. Ведь в искусстве стиль - это сам человек. И сетовать на то, что поэт-лирик не тяготеет к метафизическим обобщениям, а поэт-героический романтик пренебрегает бытовым реализмом, довольно нелепо. Каждый настоящий художник обладает своим лишь одним творческим методом, своим одним оригинальным мироощущением. Как совершенно справедливо говорится у Владимира Токмакова:
     "- Истина одна, но тропок
     ней ведет - не перечесть.
     Не считай же свои стопы
     гениальнее, чем есть.
     Недостаток поэта - это не отсутствие у него других художественных подходов, других, кроме собственных, идей и чувств. Это лишь нереализованное достоинство его эстетического метода, дурно употребленный талант. Нет нужды мне упрекать Токмакова в недостатке тонкого лиризма и, соответственно, в избытке реализма. Я хотел бы лишь обратить внимание на то, что реализм этот легко может утратить свою художественность и обратиться, например, в натурализм. Это происходит, когда автору не достает творческой интуиции, подлинного эстетического чувства, когда своими приемами он пользуется не по вдохновению, а, так сказать, чисто профессионально.
     Итак, как было уже сказано раньше, в стихотворениях Токмакова первоначалом является идея. Если идея находит для себя подходящую чувственную форму, эмоционально-образную окраску, получается настоящее произведение. Если же идея явно проступает, выпирает сквозь ткань художественного образа, если она становится самоценной, то мы имеем не стихотворение, а рифмованную схему. И я нахожу у В.Токмакова целый ряд таких конструктивных малохудожественных произведений: "Апология", "Поэзия должна быть...", "Убитый солдат", "Молодежи во все времена было нечего терять...", "ЧП" и другие. Стихотворение "Пекло" откровенно напоминает концептуализм Д.Пригова.
     Далее, я говорил, что образ у Токмакова, как правило, очень конкретен, то есть он очень четко представляет нам предмет поэтического изображения. Однако, порой сущность этого предмета совершенно заслоняет нам сущность духовного авторского отношения к нему. Гегель писал, что собственным предметом поэзии не являются вещи сами по себе: ни солнце, ни лес, ни горы и т.п. Предметом поэзии "может быть только то, что представляет духовный интерес... предмет поэзии - бесконечное царство духа". Иначе говоря, в нашем духовном отношении всякая вещь поднимается до уровня всеобщего, до знания прекрасного, доброго, истинного. А если, напротив, эта вещь пребывает сама в себе или, тем более, это вот всеобщее низводится до уровня примитивной вещи, то иначе, как грубым натурализмом такое изображение назвать нельзя. В качестве примера подобного натурализма приведем токмаковские образы типа: "погодой как задницей вертит" или "Уселась по нужде Луна / у дальнего куста". Вместо того, чтобы нашу обыденную жизнь облагородить художественной фантазией, представлениями о прекрасном, здесь красота некоего объективного значения - красота природы, пейзажа - загрязняется примитивными бытовыми представлениями. Этот натурализм, конечно, соответствует духу нашего времени - современное искусство, теряя способность преображать мир и самого человека в своем творчестве, сеет ту же самую пошлость, что окружает нас достаточно в обыденной жизни. Но тем более неприятно проявление этой тенденции в  творчестве уважаемого мною поэта Владимира Токмакова.
     В принципе, это главные из моих упреков и похвал автору сборника "Аромат девушки..." Напоследок поздравляю Владимира с появлением данной книги и скажу, что с большим интересом ожидаю новых его произведений.
    

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.