Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 43 (декабрь 2007)» Для умных» Пиво (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Пиво (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Корнев Вячеслав 

                               ПИВО

       
Популярный в народной массе феноменально бесполезный напиток, обладающий вкусом, цветом и запахом мочи.
        В наше время, когда первым признаком «культового» статуса вещи является ее функциональная бесполезность (принцип «гаджета» - безделушки, нелепицы, штуковины, игрушки для взрослых), пиво просто обречено на особый успех у населения.
        Если мой первый опыт курения был одновременно и последним (во 2-м классе школы я свернул здоровенную «баранью ногу», набил ее чаем, разок затянулся… и больше потребности в курении в жизни не испытывал), то знакомство с пивом проходило в пару-тройку этапов. Однажды, в возрасте 20-ти лет (вернувшись только что из армии, и находясь в состоянии полной открытости новым жизненным веяниям) я выцедил несколько бутылок вместе со своим двоюродным братом. Взрослое общение и взрослые нормы потребления пива произвели на меня одинаково утомительное действие. При этом я искренне пытался постичь смысл непонятной мне перегонки по собственным внутренностям этого дурно выглядящего и пахнущего напитка, но не постиг… По сей день не постиг.
        Смело отвергаю любые контраргументы, строящиеся на банальностях, типа «на вкус и цвет товарища нет» или «о вкусах не спорят». Еще как спорят, граждане. И вообще после «Критики способности суждения» Иммануила Канта сводить проблему кулинарного хотя бы только вкуса к одному лишь субъективному восприятию наивно. Критика вкуса, научение вкусу, передача вкуса – все это и на обывательском уровне самые обычные процедуры, демонстрирующие наличие рефлексивного элемента в любом, самом субъективном удовольствии. С пивом – которое нужно пить «правильно», в «правильном месте», и уж конечно «правильной марки» - именно такая ситуация. Первая дегустация нового продукта – редко носит позитивный характер. Первый в жизни глоток вина, сигаретная затяжка никакого наслаждения не дают. Напротив, некоторое время мы учимся преодолевать новые неприятные ощущения с помощью мифов о некой особой ценности продукта. Брутальность и независимость курящих взрослых, томность потягивающих алкогольный коктейль кинокрасавиц – вот что вытравляет в нас естественное отвращение к винному или сигаретному перегару. Так мы входим в мир травматичных взрослых желаний, наносящих очевидный ущерб здоровью, уму, полезному времени.
        Но в чем секрет именно пивной страсти? Эффект пивопоглощения можно связать с лакановским принципом «объекта-причины желания» (objet a). Истинный объект наслаждения не может быть потреблен раз и навсегда. В предмете наслаждения всегда должен быть некий избыток, остаток, сопротивляющийся окончательному присвоению. В статье Славоя Жижека «Кока-кола как объект а» таким лаканианским методом дается объяснение другому удивительно бесполезному напитку:
«Нет ничего удивительного в том, что вначале кока появилась как лекарство; казалось, ее странный вкус не может доставить никакого удовольствия, по своему вкусу она не особенно приятна и малопривлекательна. Однако кока-кола как таковая, выливаясь за границы конкретной потребительской стоимости (которой обладают вода, пиво или вино, определенно утоляющие жажду и производящие желанный эффект удовлетворенного успокоения), действует как непосредственное воплощение "оно", как превосходящее обычное удовольствие чистое прибавочное наслаждение, как таинственное, ускользающее Х, за которым все мы оказываемся в навязчивом состоянии потребления товаров.
Неожиданность заключается в том, что, поскольку кока-кола не удовлетворяет никакой конкретной потребности, мы пьем ее как нечто дополнительное, уже после того, как утолили насущную потребность каким-либо еще напитком. По-видимому, избыточный характер кока-колы и делает нашу жажду ненасыщаемой. Как заметил Жак-Ален Миллер, кола обладает парадоксальным свойством: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда, тем больше хочется ее пить, ощущать этот горьковато-сладкий вкус вопреки тому, что жажда не проходит».
        Если загадка культового статуса кока-колы в ее неопределенном вкусе, то травматический избыток пива не только в качестве (тот же малоприятный тухловатый запах и вкус, компенсируемый в отечественной традиции пивораспития острым вкусом соленой воблы), но и в количестве. Обычный ритуал пивопотребления (измеряемый не рюмками, а целыми литрами) превращается в замкнутый цикл: стол-туалет-стол. Перегоняемое по желудочного-кишечному тракту, пиво в организме надолго не задерживается, поэтому в ходе самой пошлой, уличной процедуры принятия пива, малокультурная особь мужского пола опорожняется «не отходя от кассы». Когда в «Призраке свободы» Луиса Бунюэля высмеивался замкнутый цикл буржуазного быта, то гиперболой последнего была сцена, где званые гости присаживались к столу прямо на унитазы, спуская штаны, но продолжая при этом вести чинную беседу. В случае с ускоренным циклом пивоперегонки, эта гипербола очень близка к реальности.
        С невозможностью как следует напиться и набегаться сочетается в пиволкоголизме еще и невозможность как следует опьянеть и одурманиться. Хотя нормальная работа памяти, быстрота восприятия, здравая речь и способность суждения, сила зрения, обоняние и эмоциональные реакции в целом нарушаются уже под влиянием первого же литра пива (исследования Э.Крепелина), но идеального для современного человека-овоща состояния полуамнезии добиться таким путем нельзя. Пивной хмель неустойчив, слабо ощутим, быстро выветривается, но тем самым он лучше всего играет роль вечно ускользающего «объекта причины желания». «Икс» пивного наслаждения дразнит как манящий в бессонницу сон.
        Пивной паллиатив – т.е. среднее между сильнодействующим алкоголем и безалкогольными напитками – силен именно своей зыблемостью, слабостью. Не представляя собой видимой социальной и просто физиологической опасности (как та же водка), находясь в промежуточном положении в иерархии «серьезных» взрослых напитков, подкупая демпинговой ценой, пиво во всех отношениях выполняет функции некоего компромисса. Потому это идеальный напиток для несформировавшихся человеческих натур, для молодежи, для (извиняюсь перед лучшей половиной человечества) определенного типа женщин. Мой персональный полевой эксперимент показал, что на каждый десяток посетителей недорогих кафе и ресторанов приходится 5-7 женщин, приходящих обычно парочками и часами выцеживающих пинту-другую пива. Будучи осенью этого года в славном городе Томске, я запомнил особенно две вещи: переизбыток молодежи в центральных кварталах и невероятное количество потребляемого этой молодежью пива. Специально постоял минут 15 около популярного магазина «Верхний» и с удивлением видел, как, с точной математической регулярностью, пивные бутылки оказывались у 9/10 выходящих, молодых опять же, посетителей.
        Вообще лично мне безразлично, чем травится каждый отдельный современный мещанин, какую мифологию и какие мотивации он для этого использует. С отчужденностью нейтрального наблюдателя, я отмечаю лишь некоторые статистические и феноменологические характеристики той или иной мании. Кока-кола, пиво, водка, сигареты, наркотики… – каждый сам выбирает методу достижения освобождающего от унылой реальности (ну и от здоровья заодно) травматического наслаждения. Пиво – так пиво, брюхо – так брюхо. Пивная анестезия рекомендуется тем, у кого не достает решимости, здоровья, ума, денег на более радикальные способы саморазрушения.

Коментарии

Ykcyc | 14.01.08 01:20
Вячеслав, смешно и грустно. Ну как можно сваливать отсутствие культуры, собственный негативный опыт, опять же собственные вкусовые предпочтения на замечательный напиток ?Не надо воспринимать пиво как алкоголь, и питие пива как желание залить глаза. Такое конечно есть, но свинья и квасом до белочки напьется - была бы цель. Пиво здесь не при чем. Душа пива в первом глотке, и что б насладиться и почувствовать букет не надо пить больше если нет на то потребности.Так и вино и виски и кальвадос и арманьяк и шнапс можно оценивать только через призму времени воздействия градуса на чайник...http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B2%D0%BEне хотите пить (в смысле вкусовой дегустации) ваше право и ваш выбор, но заниматься обличательством не зная предмета по меньшей мере странно.
Ykcyc | 14.01.08 01:43
"Популярный в народной массе феноменально бесполезный напиток, обладающий вкусом, цветом и запахом мочи."Вот по глотку сделайте хаттаб в половине типов пива, а для полноты картины в каждом типе еще сортов по пять дегустируйте, тогда и ждем отзывов о вкусе-цвете - запахе.http://www.nubo.ru/texts/i.htmlа то выдали трактат основываясь на переборе бутылочной газировки :)
vvkornev | 19.01.08 00:25
Дима, вдогонку к нашему разговору: все же речь у меня идет о вещах как явлениях, как объектах желания. При этом именно в сфере повседнева, там где хлещут нелюбимую тобой "Балтику" или "Клинское". А то, что есть Пиво с большой буквы и сопричастные ему эстеты - дело не меняет. Но даже и в этом случае попробуй убеди меня в некой действительной пользе пива. Мало ли какие вкусовые ощущения кому нравятся. Эстетическое начинается там, где вкус доходит до ума и суждения. Что же до нерационализируемого чистого "Икс" ощущения - то это и есть симптом "объекта а" - симптом притягательной пустышки.Кроме того, моя позиция - позиция стороннего наблюдателя, а твоя - пристрастного заинтересованного апологета. Кто в такой ситуации более взвешанным подходом может отличаться?
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.