Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 43 (декабрь 2007)» Наши гости» Утопия - это прагматический проект (интервью)

Утопия - это прагматический проект (интервью)

Штепа Вадим


Вадим Владимирович Штепа (род. 5 августа 1970) — русский философ, публицист, поэт.
Родился в Карелии, детство провел в Крыму, Красноярском крае, Заполярье. Окончил факультет журналистики МГУ. Путешествовал по Финляндии, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и другим странам.Член Международного философского общества (ISFP), академик Санкт-Петербургской Арктической Академии Наук (секция культуры, искусства и туризма), эксперт творческой корпорации «Транслаборатория», главный редактор журнала «ИNАЧЕ» (http://www.inache.net/), ведущий сайта «КИТЕЖ. Традиция в мире постмодерна».Член Союза Журналистов России



  - В настоящий момент существует стереотип, что духовный центр
России, от которого исходит большинство идей, находок и открытий,
располагается в Москве, в крайнем случае – в Питере. В то же время Вы
живете и работаете в Карелии, вас часто называют регионалистом. Что Вы
лично вкладываете в это понятие, и насколько столичные интеллектуальные
стереотипы сегодня властвуют в провинции?

- Прежде всего, я бы предложил отказаться от самого этого расхожего
термина - "провинция". Он, как известно, появился в Римской империи и
обозначал захваченные, колонизированные земли. Поэтому его
использование автоматически "включает" имперские стереотипы мышления,
где существует всесильный "центр" и покорная "провинция". Философия
регионализма, которой я придерживаюсь (и которая, замечу, доминирует в
современной Европе) исходит из совершенно иной, постимперской модели
отношений. Там регионы устанавливают прямые, сетевые, взаимоинтересные
связи друг с другом, и свободны от того гиперцентралистского диктата,
который все еще существует в нашей стране. Тем самым европейская
культура обретает огромное многообразие - каждый регион выходит "в
мир" со своим собственным, уникальным, глобально узнаваемым "брендом".
У нас же все пока действительно подавлено "столичными
интеллектуальными стереотипами" - в Москве, к примеру, охотно
рассуждают о "русскости", но символически сводят ее лишь к кремлевским
башням. Я же полагаю, что настоящее возрождение России может произойти
лишь как возрождение ее континентального многообразия.

- Максим Калашников в своей книге «Третий проект» назвал Вас одним из самых оригинальных мыслителей современной России,
представляющих старообрядческую традицию. Насколько справедливо это
утверждение, и чем, на ваш взгляд, отличается старообрядчество в ваших
краях от старообрядчества в Сибири? (К примеру, у нас на Алтае, согласно
легендам, находится легендарное Беловодье).

- Я благодарен господину Калашникову за "оригинальность", но все же не
ограничивал бы свои духовные интересы "старообрядческой традицией".
Да, действительно, мне интересна история наших северных
староверов-беспоповцев, которые умудрились построить в карельских
лесах в 17-19 веках настоящую "суверенную республику" Выгорецию.
Однако я далек от какого-то формального подражания прошлому - всех
этих бород и кафтанов, в которых щеголяют некоторые московские
"традиционалисты"... Беловодье - это не какая-то лубочная картинка,
это скорее символ личного духовного пути, зачастую весьма
парадоксального...

- Вы являетесь основателем интереснейшего сайта «Китеж». В чем,
по вашему мнению, состоит схожесть сказочного Китежа и столь же
сказочного Беловодья?

- Китеж и Беловодье - это русские символы утопии, которая в иных
культурах именуется Шамбалой, Атлантидой, Эльдорадо... Однако я
полагаю (и писал об этом в своей книге), что утопия - это не что-то
"отвлеченное" и "недостижимое", ее надо воспринимать как вполне
прагматический проект. Что и доказали американские "пионеры", которые
превратили свой неизведанный, утопический "Новый Свет" в самую
значимую страну современного мира. Или израильтяне, которые после
тысячелетних скитаний воссоздали свою "Землю Обетованную"...

- На съезде «Другой России» Вы попытались рассмотреть данный
форум с точки зрения отечественной вечевой традиции (к сожалению,
Пономарев прервал Вас тогда). Есть ли, по Вашему мнению, у нас шансы
призвать эту традицию к жизни, использовать ее для того, чтобы вдохнуть
новые силы в общенациональный процесс возрождения?

- Здесь все будет зависеть от того, проснется ли в нас "новгородская"
воля к настоящей демократии - гражданскому самоуправлению. К
сожалению, после 5-6 веков централизованного государства, когда всех
приучали молиться на "царя-батюшку" (а это было и в Российской
империи, и в СССР, и опять происходит сейчас...) эта традиция
народовластия не так сильна... Надеюсь, что ее пробуждение начнется
именно на уровне регионов - это и будет настоящей оппозицией. Потому
что столичные "демократы" в кавычках по своим цензурным замашкам (как
я убедился на съезде "Другой России") мало чем отличаются от
официального единогласия "Единой"...

- В вашей книге «Ruтопия» Вы приводите целый ряд примеров
виртуальных и непризнанных государств (Княжество Иммортия, Республика
Конк и др.). Верите ли Вы, что Ваш проект «Китеж» способен поучаствовать
в изменении состояния виртуального пространства (имеется в виду
«Китеж»), его воплощению в реальной действительности?

- Для этого надо преобразовать проект "Китеж" (который изначально
создавался просто как интеллектуальная и дискуссионная площадка) в
полноценное виртуальное государство - со своей символикой, атрибутикой
и т.д. Но "китежан" у нас не так много... Кстати, а почему бы вам на
Алтае не организовать сетевой портал "Беловодье" - и выдавать всем
желающим паспорта его граждан? Как показывает опыт виртуальных
государств (Силандии, NSK и т.д.) это может быть очень интересным и
актуальным способом воздействия на социокультурное пространство, где
грани между "реальностью" и "игрой" все более стираются (но не все это
пока замечают)... Я бы охотно принял гражданство Беловодья!

- Ломоносов говорил, что «могущество России будет прирастать
Сибирью». В то же время Вы говорите, что «миссия Ермака в Сибири» не
была завершена. Как же ее завершить? И кто должен взвалить на себя эту
ношу: государство, граждане или какие-нибудь иностранцы? (Предлагали же
отдельные горячие американские головы купить Сибирь у России).

- Я сравнивал миссию Колумба и Ермака - они оба открывали новые
пространства, но в первом случае это завершилось возникновением новой
цивилизации, а во втором - Сибирь так и осталась колонией Московского
царства... Я не видел бы ничего плохого в том, если в перспективе
Сибирь станет самостоятельной страной - или союзом стран. Это вовсе не
какой-то "распад" - англоязычный мир, к примеру, состоит из множества
стран - но это не мешает ему поддерживать внутренние союзнические
отношения (к примеру, англичанам не нужна виза в США - и наоборот).
Почему бы и русскоязычному миру не стать настолько же многообразным?
Просто каждый регион будет "прирастать" своими ресурсами сам - а то
пока Сибирью "прирастают" лишь столичные олигархи... Кстати, а что
значит "купить Сибирь у России"? Это у кого именно "купить" - у тех же
рублевских олигархов? А может быть, самим сибирякам логичнее продать
Америке американизированную Москву?

- В «Ruтопии» Вы писали, что «США, Россия и Израиль начинались с
утопических проектов». Но, говорят, утопические проекты могут родиться
только у молодых наций, жаждущих открытий и приключений. А сегодня в
России прогнозы лет на 20 – 30 вперед отличаются унылой академичностью,
не несут за собой никакой дерзновенной фантазии. Может быть, наша нация
состарилась, решив просто «пожить для себя на те богатства, что были
накоплены» (как это делают многие старики)?


- Я полагаю, что сегодня заканчивается лишь "имперский" цикл
существования русской нации - отсюда и такая "усталость", несмелость
футурологических прогнозов, рецидивы мышления категориями "осажденной
крепости" и т.д. Новый цикл может начаться именно на волне
регионализма - когда у населения самоуправляемых регионов вновь
возникнет вкус к историческому творчеству, к синтезу своих уникальных
древних культур с глобальной современностью. Вот это и будет новым
рождением нации, ее новой утопией...

- Многие воспринимали Ваш журнал «ИNАЧЕ» как своего рода
противовес дугинским «Элементам». Как Вы относитесь сегодня к Дугину,
вызывают ли у Вас интерес его нынешние идейные пируэты?

- Я никогда не воспринимал свой журнал как какой-то "противовес"
дугинским "Элементам". С господином Дугиным мы сотрудничали всего лишь
пару лет в начале 1990-х годов (кстати, делая эти самые "Элементы") -
но с тех пор наши взгляды разошлись кардинально. Мы давно уже живем в
совершенно разных, никак не пересекающихся мирах - и мне даже как-то
странно слышать это имя в контексте нашей беседы... Я слышал, что он
сейчас совершает какие-то "идейные пируэты" в кремлевской
администрации - ну, акробатических ему успехов!

Интервью взял Евгений БЕРСЕНЕВ

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.