Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 44 (январь 2008)» Для умных» Общение (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Общение (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 

                                   ОБЩЕНИЕ

     Ни для кого не секрет сколь много ценится в нашей нынешней культуре элемент взаимодействия между людьми, причем особенно речевого. Мы можно сказать живем в эпоху просто-таки бума массовых коммуникаций и средств связи, развиваются различные прикладные и гуманитарные дисциплины, призванные изучать и налаживать общение между людьми и организациями.
     Однако удивительно, что мы интересуемся не общением, но коммуникациями и речевыми трансакциями, мы не учимся беседе и слушанью, но изучаем конфликтологию и паблик рилэйшнз (какие-то невнятные общественные отношения). Вспоминается пессимистичная заметка Уэльбека: «мы живем в мире, где продолжают появляться новые средства общения для людей, которым не хочется никакого общения». Общение завязано на желании, но у современного человека с этим как раз проблема, ведь реклама буквально «выбивает» из него десятки и сотни желаний, распыляя в пустую эту драгоценную материю жизни. А потому кризис способности желать и действовать в соответствии со своими желаниями оборачивается и катастрофой общения, неспособностью к беседе (об этом также в ст. Ток-шоу). Другая проблема – это как раз бурно развивающееся виртуальное общение, которое опасно тем, что мы перестаем воспринимать другого как реального человека (с его желаньями, болью и фантазмами, с телом и душой).
     А потому мне кажется сегодня необходимо разделить два таких понятия как общение и коммуникация, чтобы понять в чем смысл и ценность первого из них. И, честно говоря, весь нижеследующий анализ, разводящий смысловые оттенки двух близких понятий, во многом базируется на моих личных переживаниях и ценностях (ну, не нравится мне слово коммуникация, употребляемое где ни попадя). Однако, как субъект современности, я выявляю в данном разборе в каком-то смысле более ясный, отрефлексированный эмоционально-семиотический фон, на котором существуют и употребляются эти два слова (и употребляясь, формируют нас и нашу реальность).
     Итак, «Общение» vs «Коммуникация»
     Смысловой чертой между этими двумя понятиями проходит все то же разделение логики обмена и логики дара (мы выделяли его в ст. Порнография, Дружба). Коммуникация строится как вписывающийся в стандартную логику экономии обмен сообщениями, и главная задача этих трансакций не просто в передаче информации, но и в структурном установлении порядка, распределения власти между коммуникантами (участниками взаимодействия). Общение в этом плане строится в другой логике, к тому же не столь просто и однозначно: общение представляет собой некоторую игру, суть коей многосложный обмен желаниями. В общении также устанавливаются и властные отношения, но описывать их можно уже скорее в понятиях вне-структурных (т.е. описывающих не только структуру, но и выход во вне) – это власть соблазна (см. подробнее Ж.Бодрийар «Соблазн»), очарование эротики речи.
     Общение в отличие от коммуникации всегда избыточно. К фактичности и предельной информационной краткости нас учат современный ритм жизни и средства связи: Sms, chat, e-mail, ICQ и пр. Чтобы построить именно общение в такой форме связи необходима явная избыточность сообщения, некая чрезвычайная (и значит субъективная) логика. Т.е. если у вас спрашивают что-то о делах, отвечая, не забудьте упомянуть условия личного экзистенса; если вы пишете об овощах, не премините сказать что-нибудь о зубах; посылая привет, нельзя избегать метафизики, а бытовые вопросы просто необходимо формулировать в высоко-литературной, витиеватой и старомодной форме – Иначе вы рискуете пойти по пути отупляющей и выхолащивающей коммуникации: все ясно, но ничего сугубо человеческого (только биты информации, как у компьютера).
     Отметим и следующее: коммуникация по смыслу инструментальна и часто носит коннотации, связывающие ее с манипуляцией, с управляющим воздействием. Общение – слово куда как более сердечное и вряд ли ассоциируется (разве только у параноика) с навязыванием чужой воли (такое общение обычно называют общением в кавычках, с оттенком иронии или даже сарказма). Коммуникация подчеркивает своеобразный аутизм и солипсизм современного человека, до которого нужно еще достучаться. Общение же – созвучно слову «общий» и в этом смысле, будучи разными, мы можем общаться если только между нами есть что-то общее, преодолевающее границу непонимания, разделяющую нас.
     Коммуникация, по сути, не знает другого, иного, обмен сообщениями происходит между стандартизованными коммуникантами (есть адресат, но за ним ничего конкретного не подразумевается). Другой, как собеседник, оказывается виртуализованным, предельно абстрагированным от конкретности его тела, психики и пр. Само собой такой другой становится вполне подходящим объектом для ничем не ограниченной символической агрессии.
     Общение – это прикосновение. Обратиться к кому-то, это тоже самое, что дотронуться до него, коснуться, чтобы он обернулся, и личное имя здесь – словно некая эрогенная точка на теле, касание которой тут же обращает внимание на того, кто к нам обратил свое сообщение (а значит, желание). Быть может, не спроста и голос мы так часто определяем именно тактильными характеристиками (напр., твердый, бархатный, мягкий, ласковый, пронзительный, да даже собственно все звуковые прилагательные – ни что иное как описание осязательного переживания вибрации). Произнесенным словом мы можем и доставить удовольствие, проявить внимание, и обидеть, ударить другого. Само использование языка, как органа говорения, и как органа ощущения (ощупывания, ласкания, пробования, познания) тоже о чем-то подобном говорит. И даже если это всего лишь аналогия, а не родство, то главный урок, который мы должны извлечь из этого образа – как и в прикосновении, трении, объятии, так и в общении, в своей речи к другому – мы не должны разделять наслаждение и познание, мы не должны бросаться словами, каждое должно идти из сердца к сердцу, словно поцелуй или дружеское рукопожатие – именно это и есть общение (а не эта пресловутая коммуникация – «ты мне слово, я тебе два, и каждый понял по-своему»). Речь – удивительное явление, она творит нашу реальность, она творит и нас. Ведь с большой долей уверенности можно сказать, что раз мы не знаем, что такое реальность, то это значит следующее: «речь (дискурс) не представляет то, что извне, но то, что извне, становится тем, что раскрывает речь» (Барбара Кассен называет это «эффектом мира в софистическом дискурсе»). Поэтому нужно очень осторожно и осмысленно относиться к словам. Мы часто по привычке делаем упор на функции речи описывать/выражать, но она еще и «действует», причем по выражению Лакана – «действует как хороший pharmakon», т.е. обладает способностью менять меня и другого. А потому в общении каждое слово должно иметь некоторый осознанный заряд, каждое сообщение должно быть буквально пропитано истинным желанием, иначе, мы лишь сотрясаем воздух. По этому поводу еще в Упанишадах тысячу лет назад было сказано: «Суть человека — слово, суть слова — хвала».
    

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.