Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 44 (январь 2008)» Для умных» Депрессия (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Депрессия (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 

                                      ДЕПРЕССИЯ

«О, да вы еще не жили, коли не знаете, что это такое» - так прореагировал один мой давний знакомый, на вопрос о Д. Собственно в этом ключе мы и будем строить наше рассуждение, т.е. в плане именно психологического, отчасти социального и даже экзистенциального значения Д., а не ее физиологического протекания или генетической предрасположенности.
     Феноменологически Д. – это и есть все те следствия, которые она вызывает (т.е. нет никакой Д., которая прячется за своими проявлениями, наоборот, их совокупность – это и есть сама Д.). В первую очередь таким следствием является изменение взгляда на мир, вообще восприятия жизни.
     Д. – это потеря ценности и смысла привычных вещей, остранение, позволяющее видеть вещи такими каким они кажутся вне привычного невидящего взгляда (в нормальном состоянии нашим зрением управляет привычка, по сути, это скользящее, невидящее зрение, убежденное в обратном). Мир в Д. кажется обесценившимся и лишенным смысла. Однако, что это значит – временно обесценившийся и обессмыслившийся мир? Так или иначе все в нашей жизни завязано на некоторых ценностях и смысловых ориентирах: с чего бы мы не начали, какие бы цели и задачи не ставили, они уже держатся на каких-то ценностях (но понять, что же действительно ценно для тебя в конкретном моменте или вообще, можно только завершив нечто).  Да и, в самом деле, на что еще ориентироваться как не на ценности? Хотя, конечно, всякая ценность в итоге тоже неизвестно откуда, случайность (так, «дядя чужой принес»). Но раз при Д. ценности приостановлены, следовательно и активная, осмысленная деятельность тоже (избегание своих социальных обязанностей – одна из важнейших черт Д.). Человек оказывается погружен в странное состояние: когда он продолжает еще как-то действовать через свои автоматизмы, привычки, в то же время он способен осознавать эту деятельность как внешнюю и бессмысленную и значит вынужден страдать от невозможности выключиться из этого состояния совсем. В крайних случаях депрессия переходит в болезненную апатию.
     Каков же механизм Д.? Д. – это болезненное обращение внутрь, позволяющее пересматривать и анализировать многие составляющее своей жизни, своего внутреннего мира, своего рода состояние, позволяющее работать со сложными воображаемыми конструкциями, когда они не работают, не порождают иллюзии, не увлекают… Тем, кто не знал этого состояния – поступки и переживания депрессивного человека кажутся капризами, бессмысленным самокопанием и даже нравственным грехом, однако, необходимо понимать, что только благодаря иллюзиям все мы живем более менее стабильно и мучаемся лишь в крайних моментах, именно иллюзии, кои вырабатывает наше воображаемое, мы постоянно сидим на морфии своих личных грез. Ведь фантазия – вещь столь же лживая, сколь и необходимая. Она дает нам способность видеть сны наяву, чтобы успокоиться, создать иллюзию умиротворения и сбывшихся желаний. А теперь представьте, что этот смысло- и иллюзие-порождающий аппарат временно выключен, дабы что-то исправить, подкорректировать, можете ли вы представить всю гамму тех болезненных ощущений в душе депрессивного?
     Еще Мелани Кляйн отмечала, что в депрессивной позиции происходит «тестирование реальности», т.е. разделение внутреннего и внешнего (для их нового соединения при прохождении Д.). Руднев прямо связывает Д. с десемиотизацией мира (т.е. снятием, исчезновением значений, смыслов, ценности), что является в принципе потерей мира, бегством от него (ведь вещь для нас реальна только будучи означенной, имеющей смысл). Эта десемиотизация в свою очередь точно также объясняется деперсонализацией депрессивного – он не испытывает интереса, желаний, т.е. по сути лишается всего того, что выражает его личность. Депрессивный человек практически не желает, не потребляет, не воодушевляется лозунгами и патриотическими призывами; он иначе видит вещи – он несомненно опасен для унифицированного общества. Но Д. возникает, и по большому счету, независимо от обстоятельств. Потому с Д. начинают работать, бороться, лечить – как обычно двумя способами: болтовней и медикаментами. Первое обесценивает слово «Д.», смещает его объект, вносит новые коннотации (дополнительные смыслы как правило более выгодные и удобные); второе – снимает эффекты прямо, физиологически, не позволяя пережить и ассимилировать психике тот или иной кризис.
     Таким образом, сегодня с одной стороны, это слово прочно выходит в обиход, хотя чаще употребляется некорректно, в облегченном значении («у меня депрессия» - чаще значит истерическое «не трогайте меня (мне лень/я не в духе)»; поистине депрессивный человек – в первую очередь избегает всякого чужого внимания, истерик напротив – жаждет его). Однако, с другой стороны, количество потенциально депрессивных растет, и происходит это потому, что сегодня Д. не разрешаются, у нас нет времени на это – мы забиваем симптомы карамельным счастьем и пушистым хэппи, жрем антидепрессанты, торчим в спортзалах и питейных заведениях, мы орем караоке и снимаем девок, лишь бы не думать, не переживать то, что действительно нас беспокоит. Однако в Д. важен не только опыт остраненного видения мира, но и итог прохождения чрез Д. Хотя Д. может быть и хронической, но обычно когда она завершается человек испытывает прилив новых жизненных сил, подъем творчества и сексуальности. Вадим Руднев представляет этот момент как именно испытание инициации – человек должен в каком-то смысле потерять и мир, и себя, чтобы обрести их в новом качестве, переродиться.
     Потому-то Д. носит не негативный характер, а скорее позитивный – она оказывается не только важным тестом всех твоих ценностей и привычных смыслов, но и столь же суровой, сколь и необходимой подготовкой к новой жизни (пожалуй этот аспект и имел в виду мой вышеупомянутый друг). Однако помните: если у вас еще нет Д. – это не повод для нее.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.