Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 48 (май 2008)» Критика и рецензии» Уничтожение высшего образования в провинции

Уничтожение высшего образования в провинции

Корнев Вячеслав 

Указ президента РФ от 7 мая 2008 г. «О федеральных университетах»

В целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики постановляю:
1. Считать необходимым формирование сети федеральных университетов – высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.
2. Правительству Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов, в том числе их организационно-правовую форму, управления ими, разработки общеобразовательных программ, а также условия осуществления и критерии эффективности образовательного процесса, способы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности;
б) рассмотреть вопрос о создании Дальневосточного федерального университета и иных федеральных университетов (наряду с созданными Сибирским и Южным федеральными университетами);
в) предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
http://kremlin.ru/text/docs/2008/05/200301.shtml




Предвижу массу успокаивающих комментариев, типа «Ну до этого еще долго не дойдет, у нас в России все спускается на тормозах», «Объединение будет формальным, поменяют лишь названия факультетов и вузов», «Пострадают лишь достойные своей участи слабые учреждения, специальности и преподаватели»…

Подобные увещевания меня не убеждают. Задача, поставленная Медведевым своим ретивым чиновникам очень проста. Достаточно внимательно ознакомиться с его «апрельскими тезисами» (на заседании попечительских советов Сибирского и Южного федеральных университетов): из посылки «у нас никогда такого количества вузов не было» следует вывод о том, что «результат таких процессов (…) - девальвация образовательного уровня» (
http://newsru.com/russia/24apr2008/vyz.html) Мысль очень свежая и необычайно ценная. Кто же против повышения качества образования? Вот только какие у чиновников способы его проверки и контроля? Разве простое уменьшение «неправильных» или, точнее «нерентабельных» специальностей и вузов позволит улучшить уровень образования? Итогом сокращения лишних штатных единиц и целых структур будет эволюционная борьба не знаний и умений, а номенклатурных кланов и амбиций, где восторжествует в каждом конкретном случае более опытный и закаленный кадр. Ни талант, ни квалификация, ни хотя бы просто честность преподавателя (я вообще не отношу слово «преподаватель» к типу вузовского взяточника и карьериста, цинично торгующего своим статусом и званием) не сослужат добрую службу в этой социал-дарвинистской мясорубке. Разве не известно, как защищаются сегодня многие диссертации и составляются научные карьеры? Я вот, например, уверен, что объединенной кафедрой философии стала бы в итоге заведовать легендарно известная во всем городе взяточница и чинодралка, наверное, лишь ввиду отсутствия иных способностей занимающаяся «философией». Но зато это превосходный образец вузовского каннибала, выживающего в любых передрягах, это готовый экземпляр для антропологического музея.

Проще говоря, чистка образовательных структур вычистит в первую очередь пенсионеров (за них точно никто не заступится), затем всякие неформатные кадры и целые специальности. Понятно, что под нож пойдут дублирующие факультеты и кафедры, но дублируются не только ставки, но и живые люди, судьба которых будет очевидна.

В моем живом журнале, где эту новость обсуждали представители других городов, многие комментарии свелись к тому, что Барнаулу вообще нечего ловить в этой «реструктуризации». Финансовые потоки будут идти в Красноярск (где уже создан федеральный университет), Томск, Новосибирск. Туда студентам и абитуриентам нашего аула и советуют направляться. К тому же взорвалась наконец мина болонского процесса – с упразднением специальностей и переходам на двухступенчатую систему (бакалавриат –магистратура), образовательный продукт многих факультетов уже становится неполным и второсортным. Бакалавр – это своеобразный полуфабрикат, а за магистерским образованием, чаще всего, платным, нужно ехать в тот же Новосибирск. Это уже не будущая, а настоящая картина деградации образования, по крайней мере, в провинции, которой по статусу не положено иметь высшие учебные ступени. Сюда же относится и закрытие или повальное сокращение диссертационных советов, докторантур, аспирантур.

Отдельно меня забавляет риторика наших управителей. Вдуматься только в формулу: «В целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики»! По методе Голядкина – одного из персонажей Достоевского – слова здесь следует понимать в прямо противоположном смысле. Читаешь «создание» - понимай, как «упразднение». Если речь идет о пользе, ищи оправдание вреда. Так же точно, как в терминах политтехнологов, «война» называется «замирением», «геноцид» - «гуманитарной интервенцией», а «концлагерь» - «санитарным кордоном». Вся борьба за повышения уровня образования из серии той же издевательской тарабарщины.

Вузы уже начали пожинать плоды одной реформы – ЕГ с катастрофическим падением грамотности, мышления и речи школьников. Параллельно с этим действует вирус болонского процесса. Но медведевская реформа идет еще дальше. На мой взгляд, ее суть - в упразднении высшей школы в провинции. Барнаул и прочие местечковые центры станут, в лучшем случае, поставщиками кадров для крупных «всероссийских» университетов. В худшем случае, Барнаул просто не пройдет эволюционный отбор даже для этой роли. Ведь главное в сегодняшней концепции образования – то, что обучение превращено в «услугу», в продукт потребления. Ну а особыми брендовыми достоинствами наш депрессивный регион не отличается. Made in Barnaul – звучит смешно. Так что вернемся к сельскому хозяйству, охоте и собирательству.



Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.