Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Мульти-Культи Dada

Вафин Артур 

МУЛЬТИ-КУЛЬТИ  DADA

 

Предуведомление 1

 

Абсолютно  нет  никакого  желания в  размышлениях  о  дадаизме  переписывать словари  по  философии и  культурологии.  Однако, «внутренний  голос»  уныло  шепчет,  что  от  «переписи» уйти  не  удастся. И  для  понимания истории    увеличения объемов  текста)  дадаизма, увы,  придется  прибегнуть к  компилированию  (возможно, даже  придется  воспользоваться  приемами Тристана  Тцара,  которые он  рекомендовал  употреблять при  создании  стихотворения).

Говоря  словами одного  стилизатора  и  концептуалиста:  дадаизм   это  великое гуманистическое  учение  (чего  стоит  «Манифест дада  каннибала»),  разжегшее пламя  оптимизма  в  сердцах  миллионов людей  (маргиналов,  декадентов и  богемщиков),  породившее свет  могучей  мысли  в  умах  человеческих  (дада). Об  этом  вкладе и  пойдет  далее  речь.

 

Непосредственно текст  (Предуведомление  2)

 

Алексей  Цветков в  одном  из  номеров  журнала «Иначе»  типологизирует  не  кого-нибудь,  а  человека.  Цветков предлагает  три  типа.  За  точность их  воспроизведения  я  не  поручусь, но  типы  эти  таковы:

 

(1)                Человек  системный, т.е.  человек  который работает  на  систему. Этот  человек  смотрит «тиви»  или  «ящик»   зависимости  от  возраста),  на  котором  мелькают тела  президента,  Регины Дубовицкой  и  Гарика «Бульдога»  Харламова.  После  просмотра,  преодолевая свой  абсентеизм,  человек системный  восстает  с  дивана  и  идет  на  выборы.  На  выборах,  он,  дело  ясное, ставит  галочку  за  нужную  системе партию  (кандидата).  Хочу  заметить,  что  в  логике Цветкова  голосование  за  любую  из  партий    это  голосование за  нужную  партию; голосование  за  партию, которая  нужна  системе.

(2)                Человек  антисистемный,  т.е.  человек  настолько не  приемлющий  систему (государство,  иерархии,  например, иерархии  программнообеспечивающих  компьютерных компаний-монстров),  что  система Microsoft  Word  выделяет слово  «антисистемный»,  как  неправильное  слово.

(3)                Если  первый тип  это  тезис, а  второй  антитезис, то  синтезом  является человек  художник.  Человек, который  заигрывает  с  системой,  вот-вот норовящий  скатится  в  одну  из  крайностей,  либо  тезиса,  либо  антитезиса.

 

В  этой  перспективе  интересно посмотреть  на  художников дадаистов.  Задаться  вопросом: к  тезису  или  антитезису  тяготели те,  кто  клеили на  себя  ярлык  «дада»?

 

История  дадаизма  (Непосредственно  текст  2)

 

В  словаре «Лексикон  нонклассики.  Художественно-эстетическая  культура XX  века»  о  дадаизме,  после  заголовка  «Дада  (dada),  дадаизм» сказано  так:  «Авангардное  (см.:  Авангард)  движение  в  художественной  культуре, существовавшее  в  период 1916-1922  гг.,  в  Европе  и  Америке».  Если  без  остальных отсылок  по  художественным  течениям и  именам  можно  обойтись,    без  базиса, без  определения  понятия «авангард»  обойтись  нельзя. Тот  же  «Лексикон…» с  размахом  описывает такой  термин  как  «авангард».  Итак,  авангард    это  «совокупность  всех  пестрых  и  многообразных  новаторских, революционных,  бунтарских  движений и  направлений  в  художественной  культуре XX  в.  прежде всего.  В  культурологию термин  пришел  из  военной  лексики, где  им  обозначается небольшой  передовой  элитный отряд,  прорывающийся  на  территорию  противника, на  неизвестную  территорию впереди  основной  армии  и  прокладывающий  ей  путь.  Применительно к  искусству  он  используется  уже  как  минимум с  начала  прошлого столетия  для  обозначения новаторских  тенденций  в  нем.  В  России  его  впервые  употребил А.Бенуа  в  1910  г.  в  негативно-ироническом  смысле для  характеристики  ряда  «авангардистов»  на  выставке  «Союза русских  художников».

В  принципе авангардные  явления  характерны для  всех  переходных этапов  в  истории художественной  культуры,  отдельных видов  искусства.  В  XX  в.,  однако,  А.  приобрел  глобальное значение  мощного  феномена художественной  культуры,  охватившего практически  все  ее  более  или  менее  значимые стороны  и  явления и  знаменовавшего  начало какого-то  качественно  нового грандиозного  переходного  периода в  культуре  в  целом;  фактически А.  знаменовал  последнюю страницу  эпохи  Культуры и  начало  ПОСТ-культуры». 

Отбрасывая  постмодернистские  изыски авторов  словаря,  следует обратить  внимание  на  постмодернизм  самой  эпохи,  повлиявшей на  авангард:  «А.    это,  прежде всего,  реакция  художественно-эстетического  сознания на  глобальный,  еще  не  встречавшийся в  истории  человечества перелом  в  культурно-цивилиза-ционных  процессах, вызванный  научно-техническим  прогрессом последнего  столетия…

В  сфере  научной  мысли  косвенными  побудителями (как  позитивными,  так  и  негативными) А.  явились  главные достижения  практически  во  всех  сферах научного  знания,  начиная с  конца  XIX  в.,  но  особенно    открытия  первой трети  нашего  века  в  областях ядерной  физики,  химии, математики,  психологии,  а  позднее    биологии,  кибернетики, электроники,  и  технико-технологические  реализации на  их  основе». 

И  в  завершении  конкретной темы  авангарда,  последняя обширная  цитата:  «К  характерным  и  общим  чертам большинства  авангардных  феноменов относятся  их  осознанный заостренно  экспериментальный  характер; революционно-разрушительный  пафос  относительно традиционного  искусства…  и  традиционных  ценностей культуры…  демонстративный  отказ  от  утвердившегося  в  XIX  в.  «прямого»  (реалистически-натуралистического)  изображения видимой  действительности…  безудержное стремление  к  созданию принципиально  нового  во  всем  и,  прежде  всего, в  формах,  приемах и  средствах  художественного  выражения; а  отсюда    и  часто  декларатив-но-манифестарный…  и  эпатажно-скандальный  характер презентации  представителями  А.  самих  себя  и  своих  произведений,  направлений, движений  и  т.  п.;  стремление к  стиранию  границ между  традиционными  для  новоевропейской  культуры видами  искусства,  тенденции к  синтезу  отдельных искусств»1.

 

***

 

Авангард    это  механическое иллюзорное  дерево,  на  ветвях  которого цвели  и  цветут (паразитируют  по  сей  день)  плоды  разнообразнейших  художественных  течений. Ярким  писуаром,  деревянной лошадкой  и  детским лепетом  на  древе  авангарда  взошло сложноцветие  дадаизма.

Само  слово  «дада»    это,  по  сути,  бессмыслица. Бессмыслица  потому,  что  понятие  (вернее «слово»  как  чистый знак)  изначально  не  было  никак  отрефлектировано,  т.к.  слово  было  произвольно  взято  из  словаря (по  легенде,  «первооткрывателем»  французского словаря  стал  румынско-еврейский  француз Тристан  Тцара).  В  результате  получилось, что  дада    это  что-то среднее  между  деревянной лошадкой  и  обычным детским  лепетом  (кстати, здесь  уже  идет  осмысление).  Правда, тема  «детскости»  и  «одетствовления»  дадаизма принадлежит  немцу  Хуго  Баллу.

Насыщение  дадаизма смыслами,  связанно  с  его  развитием. Вот  что  Тцара  говорил  по  этому  поводу: «Дада    это  настроение. Именно  поэтому  дада  преобразуется  под  события.  Дадаизм применяет  себя  ко  всему,  и  все  же  это  не  ничто,  это    точка, где  да  и  нет,  все  противоположности  никогда не  встречаются,  не  торжествуют  в  рамках  человечьих умствований.  Дадаизм  забился в  углах  улиц,  подобно  собакам и  кузнечикам.

Подобно  всему  в  жизни,  дадаизм бесполезен»2.  Этот  компилятивный  текст  более  поздний (1918  или  1922)  и  не  столь  радикальный, как  ранние  манифесты дадаистов.  Приведу  пример, более  экстремальный  «Манифест  дада  каннибала»  Франсиса Пикабиа3:

 

Встаньте!  Вы  все  обвинены!

Встаньте  как  под  Марсельезу  или  Боже  Храни  Короля...

 

Только  дада  не  пахнет,  ибо  дада…  ничто, ничто,  ничто.

Дада  как  ваши  надежды…  ничто.

Дада  как  ваш  рай…  ничто.

Дада  как  ваши  идолы…  ничто.

Дада  как  ваши  политиканы…  ничто. 

Дада  как  ваши  герои…  ничто.

Дада  как  ваши  художники…  ничто.

Дада  как  ваши  религии…  ничто.

 

Шипите?  Кричите?  Выбиваете мне  зубы?  Что  еще? 

Я  все  равно  буду  говорить. Вы    полоумны. 

Через  три  месяца мои  друзья  и  я  будем  продавать  вам 

наши  картины  за  несколько  франков.

 

Предтечей  дадаизма принято  считать  Марселя Дюшана,  основоположник  реди-мейд или  рэди-мэйд  (ready-made). Рэди-мэйд    это  предметы,  в  первую  очередь из  человеческого  быта  (утюг,  телефон, унитаз),  включенные  в  культурный  контекст. В  музыкальном  стиле  индастриал  (industrial) есть  такое  направление как  конкретная  музыка, т.е.  запись  «музык», звуков,  шумов,  голосов и  пр.,  доносящихся с  улицы,  из  внешнего  мира  (звуки,  которые специально  не  записаны в  пределах  студии каким-либо  индивидом  или  творческим  коллективом, а  данные  как  есть,  в  готовом  виде).

По  поводу рэди-мэйд.  Мне  сложно говорить  о  том,  вкладывал  ли  конкретный  смысл  в  свои  «продукты»  Дюшан  (если  верить манифестам,  то  возможно смысл  в  готовые предметы  и  вкладывался), учитывая  элементы  абсурдизма в  его  работах. Как  бы  ни  было,  но  рэди-мэйд  оказал влияние  на  дадаистов. В  1916  г.  в  Цюрихе возникает  движение  дадаизма. Отцы  и  основатели: Тристан  Тцара,  Хуго  Балл,  немецкий писатель  Рихард  Хюльзенбек, художник  Арп  и  другие  отцы  и  основатели. В  1916  г.  Тцара  публикует «Манифест  господина  Антипирина». Антипирин    это  такой  господин-лекарство,  лекарство от  искусства.  Как  лечились?  Например, вот  так4:

 

Здесь  читатель начинает  кричать

Начинает  кричать, начинает  кричать;  в  крике

появляются  флейты, расцвечивающие  кораллами

Читатель  хочет  умереть,  может  быть  танцевать,

а  начинает кричать,

Он  замызганный, худосочный  изгой,  он  не  понимает

моих  стихов и  кричит.

Он  крив

В  душе  его  зигзаги и  много  рррр

Нбаз,  баз,  глянь  на  подводную  тиару, растилаю

золотыми  водорослями

Оозондрак  трак

Нфунда  нбабаба пфунда  тата  нбаба

 

Последние  строки  чем-то напоминают  наше  родное весеннее  настроение  Василия Каменского:  «Арчум  ба  как  загара амба!  Чурлю-журль!».  Единственное, русский  футурист  будет  пооптимистичнее  европейских коллег.

В  полюбившемся словаре  по  нонклассике отмечается:  «Среди  принципиальных  творческих находок  дадаистов,  которые затем  были  унаследованы и  сюрреалистами…  следует  назвать принцип  случайной  (стохастической)  организации композиций  их  артефактов и  прием  «художественного  автоматизма» в  акте  творчества. Г.Арп  использовал  эти  принципы  в  живописи,  а  Тцара    в  литературе. В  частности,  он  вырезал  слова  из  газет  и  затем  склеивал  их  в  случайной последовательности»5.  Вот  какие  советы по  написанию  стихотворений дает  Тцара6:

 

Возьмите  газету

Возьмите  ножницы

Выберите  в  этой  газете статью, 

длина  которой равна  предполагаемой  длине 

вашего  стихотворения.

Вырежьте  эту  статью

Затем  вырежьте осторожно  каждое  из  слов, 

составляющих  статью, и  положите  это  в  мешок.

Встряхните  аккуратно

Затем  расположите вырезки  одну 

за  другой в  том  порядке, 

в  котором они  выходили  из  мешка.

Перепишите  осознанно.

Стихотворение,  которое вы  собрали.

И  вы  уже  теперь «беспредельно  оригинальный  писатель 

с  восхитительным  восприятием, еще  непонятый  толпой».

 

В  дальнейшем дадаизм  начинает  шагать по  Европе.  В  1918  г.  дадаизм  появляется в  германии.  Причем, немецкий  дадаизм  имел  свою  специфику. Если  Тцара  стоял  на  позициях аполитичности,  то  у  немцев  дадаизм обрел  политическую  окраску: «Дада    это  германский  большевизм»7,    декламирует  Хюльзенбек. 

Выделяется  три  германских  центра: в  Берлине  (антивоенная сатирическая  графика  Георга Гросса),  Кельне  (замечательный  «коллажный техник»  Макс  Эрнст) и  Ганновере  (Курт  Швиттерс,  использующий мусор  для  создания композиций,  характерных  для  классического  искусства).

Во  Франции свою  приверженность  к  дадаизму  подчеркивал «идиот»,  «испанец»  и  «профессор»  Франсис Пикабиа.  «С  1919  г.  там  действовал  и  Т.Тцара.  Однако уже  к  1922  г.  возник конфликт  на  теоретико-практической  художественной  почве  между  ним  и  А.Бретоном, и  в  мае  1922  г.  Д.  официально закончило  свое  существование»8.  Видимо, под  практическим  расхождением понимается  политизированность  левого радикала  и  анархиста Бретона  (интересно,  что  в  1936  г.  Тцара  вступит  в  Коммунистическую  Партию Франции).  Но  это  лишь  предположение,  т.к.  в  теории Бретон  и  Тцара  разошлись  в  подходе  к  системе.  Тцара    дадаист и  антисистемщик    более  высоком смысле  творения,  а  не  политики), Бретон    дадаист, который  пытался  превратить дадаизм  в  систему (из  чего  и  родился  сюрреализм). В  общем,  в  1922  г.  дада  закончила свое  существование.

 

Итог

 

Дадаизм    один  из  интереснейших  феноменов культуры  начала  XX  в.  Феномен  этот  по  времени краткий,  но  интересный и  яркий  сам  по  себе.

К  тезису или  антитезису  тяготели те,  кто  клеили на  себя  ярлык  «дада»?  Как-то заранее  предположив,  что  дадаисты  есть  художники  (сами-то некоторые  дадаисты,  возможно, и  оспорили  бы  этот  тезис), отвечая  на  вопрос о  тезисе  и  антитезисе,  надо  понимать,  что  дадаизм    это  не  обезличенное  явление. Дадаизм  имеет  имена. Имена    это  личности,  столь  же  противоречивые  как  и  само  движение.  Поэтому, кто-то  тяготел  к  системе,  а  кто-то  нет.  Если  попытаться обезличить  и  одновременно очеловечить  сам  дадаизм, то  получится  следующее: дадаизм    системное   рамках  общества) явление,  которое  «подтачивало» общественные  и  государственные  устои, посредством  (контр)культурных  выпадов. Забавно,  что  претендуя на  антикультурность,  дадаизм не  разрушал,  а  дополнял  критикуемую его  апологетами  культуру буржуазного  общества.  Такая  критика    это  чистой воды  контркультура,  но  никак  не  антикультура. 

Уже  в  начале  XX  в.  Система  начинает «похищать  миф»  у  своих  «культурных разрушителей».  Яркий  пример из  современности    канал  MTV,  который  включает в  себя  различные субкультуры,  изначально  направленные на  разрушение  Системы (прежде  всего  панк-культура,  в  меньшей  степени хип-хоп,  плюс,  перенос хаоса  Интернета  в  телевизионный  мир).  Хронос,  Система и  Холодное  Чудовище пожирают  своих  хулиганистых детей.

 



1 Лексиконнонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред.В.В.Бычкова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. –607 с. (Серия «Summa culturologiae»)  // http://www.yanko.lib.ru

2 Tzara T. Dadaism //http://www.arthistoryarchive.com/arthistory/dada/Tristan-Tzara.html

3 Picabia F. Manifeste cannibale dada //http://www.peak.org/~dadaist/English/Graphics/manifeste_cannibale.html

4 Стихотворение Тцары «Vingt-cinq poems» («Двадцать пятьпоэм»)  в переводе Н. Балашова, цит. по: What isdada? // http://dadako.narod.ru/whatisdada.htm

5 Лексикон нонклассики.Художественно-эстетическая культура XX века // http://www.yanko.lib.ru

6 Цит. по:http://www.annaz.newmail.ru

7 Цит. по: What is dada? //http://dadako.narod.ru/whatisdada.htm

8 Лексикон нонклассики.Художественно-эстетическая культура XX века // http://www.yanko.lib.ru

Коментарии

avtouris.info | 14.05.18 19:04
Автоюрист торжок http://avtouris.info/page/avtoyurist-torjok/ .
gepatitu-c.net | 16.05.18 21:25
Гепатит с лечение красноярск http://gepatitu-c.net/page/gepatit-s-lechenie-krasnoyarsk/ .
Chaweb-model.info | 06.07.18 03:45
онлайн калькулятор для расчета среднего заработка http://web-model.info/page/onlajn-kalkulyator-dlya-rascheta-srednego-zarabotka/
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.