Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
  • Запчасти для грузовиков китайского производства http://nsk.redpart.ru/ в Новосибирске
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 51 (август-сентябрь 2008)» Для умных» Темные очки (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Темные очки (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 


ТЕМНЫЕ  ОЧКИ

В  пору моего  детства  темные очки  однозначно  связывались либо  со  слепыми (черные  и  круглые), либо  со  стариками (массивные,  в  роговой оправе  с  толстыми линзами  и  каким-то затемняющим  покрытием).  Затем  еще,  будучи учащимся  начальной  школы, я  стал  участником повальной  моды  на  цветные  очки  (дешевые,  из  штампованной  пластмассы, режущей  уши,  с  пластиковыми  стеклами). Ничего  интересного,  кроме  возможности  видеть мир  в  разных цветах,  в  них  не  было,  это  были  очень  неудобные и  недолговечные  игрушки. Уже  в  пору  подростковую  стильные темные  очки  порой  становились  (едва  ли  не  единственной)  причиной повальной  любви  противоположного  пола  к  их  носителю.  Но  уже  десятилетие минуло,  как  эта  вещь  стала  самой  обычной частью  повседневного  облика для  горожан.

И  все же  темные  очки    вещь  особая,  это  не  просто воплощенная  функция  защиты глаз  от  яркого солнца,  но  скорее   неотъемлемая  часть  в  создании имиджа,  в  определении своей  идентификации  (особенно для  молодежи).

Я  думаю, никому  не  составит труда  вспомнить  пару-тройку культовых  образов,  в  которых  участвуют   часто  «задают тон»)  темные  очки  (начиная  от  образов  Одри  Хепберн  в  моде  50х  и  заканчивая современными  киношными  образами   из  «Терминатора» или  «Матрицы»).

Что  же такое  тогда  темные очки  с  точки  зрения  их  реального  функционирования,  в  т.ч.  на  уровне  психологии человека?

Во-первых,  очки  скрывают взгляд,  т.е.  выступают как  средство  сокрытия собственной  субъективности.  Лакан  отмечал,  что  реальный  другой возникает  только  во  взгляде    когда  глаза  напротив  как-то реагируют,  проявляют  самостоятельность.  Поэтому если  справедливо  замечание, что  «глаза    это  зеркало души»,  то  лицо  в  темных очках    это  лик  терминатора, самой  вещи.  По  большому  счету, подобная  мазохистская  позиция особенно  свойственна  женщинам. Для  женщины  симуляция определенного  выгодного  и  привлекательного  образа   это  основная стратегия.  Именно  поэтому отказ  от  себя,  от  своей  субъективности    поведение,  которое облегчает  другим  проецировать свои  фантазмы  на  нее.  Кроме  того,  подобное сходство  с  вещью  здесь  выступает в  качестве  еще  одного  фактора, который  повышает  валидность потребления  и  обмена такого  субъекта.

Естественно,  что  подобный комплекс  обычно  не  осознается  носителем, и  имеет  свою  оборотную  сторону. За  темными  очками человек  может  сокрыть свой  излишне  заинтересованный  взгляд (вспомним  кино-образы  сыщиков и  любителей  следящих за  кем-то,  ревнивцев и  неверных  жен,  разного  рода  сомнительных  персонажей), как  от  того,  на  кого  он  направлен, так  и  от  третьих  лиц.  Так  что  темные  очки  могут  выступать и  как  средство сохранения  своей  субъективности  от  оценивающего  Другого (например,  от  ревнивого партнера).  Субъект,  который по  преимуществу  есть  субъект  желания, таким  образом,  сохраняет свою  субъективность  и  нормальность    одним  из  условий  которых является  то,  что  Жижек  назвал «Другой  не  должен знать  все»  (Жижек С.  Глядя  вкось).

Во-вторых,  очки  выступают как  некоторая  маска. Нетрудно  заметить  характерное изменение  выражения  лица  (надменность,  общение «через  губу»,  более  сдержанная  мимика) у  многих  людей, когда  они  надевают темные  очки.  Опять-таки наиболее  рельефно  этот  мотив  проявляется у  женщин    гламурных  барышень и  прочих  модниц. Темные  очки  (очень часто  это  большие черные  очки)  по  понятной  причине создают  эффект  отстранения, что  обычно  используется для  создания  образа неприступности,  загадочности.  Последнее в  большей  мере  следует  понимать   не  как  построение  своеобразной романтической  идентификации  (эдакой женщины-вамп, 
femme  fatal),  а  скорее как  симуляция  сокрытия, создание  рода  привлекательной  упаковки   соответствии  со  спецификой  современного потребления).

В-третьих,  продолжая  предыдущее наблюдение,  можно  также  вспомнить,  что  психологи  часто  отмечают  однозначность жеста  снятия/надевания  очков  при  общении. В  этом  смысле, темные  очки  (которые не  являются  для  человека  необходимостью,  как,  например  очки  с  диоптриями для  того,  кто  плохо  видит)   это  явно  более  усиленная, частично  осмысленная  (по  крайней  мере,  избранная)  психологическая  дистанция. И  главным  образом это  свидетельство  интенции на  отказ  от  стремления  к  пониманию  других. А  в  случаях, когда  темные  очки  становятся  неотъемлемой частью  образа,  можно  констатировать  неспособность к  актам  понимания. На  наш  взгляд здесь  можно  наблюдать формирование  новой  модели человека    человека без  потенциала,  не  способного  к  трансцензусу,  к  акту  понимания, проживания  чужого.

В-четвертых,  попробуем  более  четко  проследить мотив  защиты  от  солнца,  от  естественных  условий, заявляемый  в  ношении темных  очков.  В  самом  деле,  отдыхая  на  пляже  или  работая  в  слишком  солнечных условиях  (напр.,  при  вождении  авто)  темные  очки    хороший помощник.  Но  повседневное ношение,  везде  и  всюду    скорее  род  манифестации  своих  мировоззренческих  представлений.  Современный горожанин  уже  не  воспринимает  ничего природного  как  естественный фон,  даже  для  самых  простых реалий  (солнце,  вода,  воздух)  ему  необходимы  соответствующие  посредники (очки,  защитные  крема, очистители,  кондиционеры,  ионизаторы и  т.п.).  И  если  взять  модную  молодежь то  здесь  вообще именно  ночь  и  искусственное  освещение представляется  как  нормальный фон  жизни,  а  значит,  темные очки  необходимы  для  защиты  от  «ненормального»  солнечного дня.

В-пятых,  любой  глянец (см.  Глянец)  с  непререкаемым  и  безапелляционным  тоном  заявит  вам,  что  темные очки    это  необходимый  аксессуар. Или  даже  так:  «Очки  в  большой  цветной оправе    абсолютный 
must-have»  (Harpers  Bazaar,  июль  2008). Особенно  приводит  в  восторг  слово  «абсолютный»  в  данном  контексте. Однако  если  очки  выступают  как  аксессуар  для  украшения  лица,  то  это  позволяет  сделать ряд  выводов.  Это  весомый  показатель фетишизации  понятия  привлекательности:  она  не  может  быть  просто естественным  свойством  глаз,  лица    теперь  ее  воплощают  модные   дорогие)  вещи,  украшения  и  т.п.  Естественной сопутствующей  тенденцией  этому  является  также  неизбывная  неуверенность в  своей  внешности   самом  деле,  кто  в  ясном  уме  посчитает  темные стекла  более  привлекательным  объектом, чем  свои  глаза, свое  неповторимое  лицо?).

Также  можно  отметить и  такой  частный момент,  как  зеркальность некоторых  темных  очков. Современный  человек  не  может  жить  без  этого  предмета    ему  все  время  нужно  удостоверяться  в  наличии  своего зеркального  образа.  А  очки  как  зеркало  есть  объект  не  только  отражающий чужие  взгляды,  но  и  возвращающий своему  носителю  его  собственный  (воображаемо, хотя  можно  использовать такие  очки  и  как  зеркальце). Зеркало  само  по  себе    предмет  крайне двойственный,  и  эта  смысловая  двойственность  проецируется на  очки  по  причине  явной  схожести  этих  двух  вещей. Зеркала    как  художники,  они  делают  наш  образ  лучше, скрывают  мелочи,  щадят  наше  самолюбие (или  наоборот,  бывают безжалостны  и  будто  бы  гротескно увеличивают  все  наши  изъяны).  Но  в  любом  случае  оказывается, что  наше  отражение лучше  нас.  Мы,  а  не  они,  жалкие их  тени,  точнее производственный  брак,  неудачное воплощение  в  материи. С  другой  стороны зеркало    это  вещь-раб,  вещь-мазохист.  Оно  послушно  воспринимает все,  что  ему  покажут,  оно  не  способно иметь,  хранить  и,  все  же  обманывая  хозяина призрачной  иллюзией  его  идентичности,  оно  рано  или  поздно  подчиняет его  образ,  переделывает его,  заставляя  нас  все  чаще  смотреть  в  эту  гладь, боясь  утерять  себя  для  себя  навсегда.  Но  зеркала  бывают и  до  жестокости правдивы.  И  эти  моменты  надо  ловить,  ибо  мало  кто  в  мире  скажет  вам  правду  о  вас    том  смысле, что  иногда,  чтобы  сказать  правду   ее  надо  извратить).  Точно  также  и  очки    воплощают  и  неуверенность  в  себе,  отчаянный поиск  себя  более  лучшего  в  «образе  в  очках»,  и  точно  также  воплощают  возможность возврата  к  себе  (зеркального  возвращения своих  посланий  и  желаний  самому себе).

Как  мы уже  не  единожды отмечали  по  ходу  анализа   есть  существенная специфика  отношения  к  очкам  у  мужчин  и  женщин.  Отметим эти  гендерные  различия.

Даже  специализированные  мужские журналы  не  много  внимания  уделяют темным  очкам.  Мужские очки  должны  подчеркивать маскулинность,  особый  стиль  (чаще  всего  очки  здесь  самый  простой и  эффектный  способ подражания  своему  герою, кумиру    реальному или  вымышленному).  Например, все  мы  можем  вспомнить,  что  герои  «Матрицы», а  также  еще  более  ранних культовых  боевиков  со  Сталлоне,  Шварценеггером  и  другими  («Кобра», «Терминатор»,  «Блэйд»,  «Люди  в  черном» и  т.п.),  имеют  свой  узнаваемый стиль  очков  (что  порой  обыгрывается на  уровне  сюжета, особенно  в  различных сиквелах).

Вообще  глаза    символически  не  самая  сильная часть  у  мужчин. Иное  дело    женщины.  В  символическом  конструкторе под  названием  «Женщина» глаза  имеют  первостепенную  важность   и  это  вдвойне  любопытно: зачем  их  скрывать?

Темные  очки    несомненно,  выступают как  атрибут  соблазна. Подобно,  например,  черному чулку,  который,  скрывая, на  самом  деле  более  рельефно являет  женские  ноги,  очки  вносят мотив  прелюдии    перед  реальной встречей  глаз.  Акцент на  очках  также  позволяет  подчеркнуть мотив  изящества  и  хрупкости  в  собственном  имидже (стекло    мотив  хрупкости,  тонкая оправа    мотив  изящества,  элегантности).

Несложно  пронаблюдать  и  то,  что  темные  очки  в  обыденном представлении  делают  мужчину более  мужественным  (ассоциация с  героем),  а  женщину    более  женственной. Деловые  прозрачные  очки  еще  могут  сделать  образ  женщины  более  активным  и  агрессивным,  но  темные  очки    всегда подчеркивают  пассивность.  По  сути,  лик  женщины  в  очках    это  воплощенный мужской  фантазм  о  женщине  как  не-субъекте,  т.е.  лике  без  взгляда,  с  пустыми  стеклянными глазами  куклы.  Здесь  стоит  отметить необычную  закономерность:  мужчины обычно  при  общении снимают  очки  и  убирают  их  (иногда  на  затылок),  а  женщины    всегда  оставляют на  виду  (поднимают их,  в  качестве ободка  на  волосы, вешают  на  грудь, держат  в  руках). К  тому  же  неубранные  очки  становятся  объектом различных  тревожно-соблазняющих  манипуляций   например,  поигрывание или  покусывание  дужки  очков.  С  одной  стороны, сам  жест    когда  снимаются очки  и  еще  какое-то  время  обыгрываются,  по  своей  тональности есть  род  стриптиза, доступный  в  общественном месте  элемент  соблазнения. Женщина,  как  отмечает психоанализ,  будучи  в  культуре,  не  может  быть  «голой»,  она  либо  «одета», либо  «раздета».  Темные очки  в  этом  смысле    еще  один  элемент  «одежды», главная  ценность  которого в  том  «как  его  можно  снять».  С  другой  стороны, есть  что-то  навязчиво-компенсаторное  в  том,  с  какой  настойчивостью  у  женщин  очки  предъявляются,  даже  когда  сняты. В  каком-то  смысле, очки  здесь  выступают как  фаллическое  означающее или  даже  фетиш, т.е.  род  объекта, гарантирующего  привлекательность,  удовольствие. Отсюда  можно  объяснить различие  мужского  и  женского  отношения к  темным  очкам. Для  мужчины  темные очки    метонимический  знак  фаллоса,  отсылка к  собственному  (чаще  всего  воображаемому)  мужеству: поэтому,  вступив  в  активный  диалог, их  предъявлять  уже  незачем  (личная активность,  агрессия  говорят сами  за  себя). Для  женщины  напротив, темные  очки    скорее  метафора, уже  не  отсылка, а  символический  заменитель фаллоса.  И  поэтому они  должны  предъявляться все  время,  быть  на  виду    успокаивая невротическую  тревогу  носителя и  создавая  желаемый нарциссический  образ  (суть  нарциссизма  как  раз  в  том,  что  лишенность  фаллоса, т.е.  символическая  кастрация не  признается).

Однако  напоследок  нам,  кажется,  важно  отметить,  что  сама  мазохистская позиция  отказа  от  себя  под  темными  очками   внутренне  двойственна и  противоречива  (как  всякий  мазохизм). Как  отмечает  Славой Жижек  (13  опытов о  Ленине)  позиция мазохиста  обладает  большим освободительным  потенциалом.  По  большому  счету, скрывая  свою  (воображаемую)  личность за  темными  очками, каждый  может  воочию увидеть  что  за  объект  он  в  глазах другого.  Последнее  может  быть  не  принято  и  стать  травмой, но  будучи  принято   ведет  нас  к  подлинному опыту  субъективации,  к  переходу  от  «субъективной  лишенности» к  истинному  измерению своей  личности.


Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.