Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 51 (август-сентябрь 2008)» Для умных» Волосы (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Волосы (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 

ВОЛОСЫ

Речь  тут пойдет  не  только о  том,  что  по  преимуществу растет  на  голове, а  обо  всей  той  категории, что  несколько  уклончиво и  поэтично  зовут  «естественной  растительностью»  на  теле.

Конечно,  глядя  на  озабоченность  волосами, что  представлена  нам  в  рекламах различных  средств,  начинаешь задумываться    что  это,  искусное использование  древнего  культурного архетипа  или  некое  новое  явление?

С  древних  времен волосы    символ личной  жизненной  силы,  а  иногда и  благоволения  богов  или  других высших  сил  к  человеку.  Также  в  ряде  культур  и  групп  существовали ограничения  на  обрезание волос.  Мотив  силы  и  личности часто  связывается  с  волосами  и  в  различных текстах  (не  только мифологических).

Однако  реклама  волос  почти  не  упоминает  об  этом,  ее  акцент  смещен на  привлекательность  в  более  узком  и  практическом понимании,  аналогичном  капиталу (средству  производства).  Хорошие красивые  волосы    это  своего рода  знак  вашей  ликвидности  на  сексуально-брачном  рынке. В  этом  нет  ничего  необычного   даже  в  самых  примитивных общества  сей  генетический фактор  учитывается  неизменно. В  то  же  время  позиция рекламы    несколько двойственна,  т.к.  обращается не  к  реальному состоянию  тела    не  его  генетическим  потенциям), а  к  имиджу человека.  Таким  образом, в  современном  понимании волосы    не  данность  нашего естества,  тела,  но  способ  создавать свой  образ    том  числе, окультуривая  их  прической, стрижкой  и  т.п.), продуцировать  знаки  естественности.

Вообще  реклама  волос    не  самая  частая: возьмите  любой  глянцевый журнал  (см.  Глянец)  и  увидите,  что  парфюм,  косметика, часы,  одежда  и  алкоголь  оставляют рекламы  для  волос  далеко  позади. Причем  если  женщинам всякая  реклама  предлагает здоровье,  силу  и  блеск  волос, то  мужчинам    намекает  лишь  на  их  сохранение  или  восстановление.  Отсюда можно  сделать  вывод  довольно  простой: в  современном  мире  симулякров  волосы (т.е.  действительно  природой данное  нам)  гораздо хуже  работают  на  образ  естественности,  чем  различные  «пустышки», не  имеющие  никакой связи  с  реальным. Что  вполне  понятно, т.к.  тело  вообще проблематично  вписывается  в  какой-либо  образ  (об  этом  в  ст.  Тело).  Видимо поэтому  различие  полов  в  культуре прочно  связано  с  волосами  (женские и  мужские  рекламы для  волос,  женские и  мужские  стрижки)   как  никак  гарантия  хоть  какой-то  доли  реального.  Даже  существует  мифология о  психологии  женщин с  различным  цветом волос  (пресловутый  конфликт блондинок  и  брюнеток) и  разными  прическами (короткие  стрижки  связывают с  мужским  агрессивным стилем  поведения).  Однако  по  большому счету  волосы  на  голове    ни  функционально,  ни  генетически  не  имеют  сколь-нибудь существенного  значения  (разве что  как  механическая защита  головы  от  тепла  и  другого  внешнего воздействия),  и  уж  тем  более  не  могут  влиять  на  носителя  непосредственно.  Другое дело    образ: здесь  даже  малейшее изменение  может  спровоцировать  кризис самоидентификации,  приступы  самообожания или  саморазрушения  (здесь работает  все  та  же  диалектика нарциссизма).  Можно  сказать что  прическа,  а  также  возможность красить  свои  волосы стала  для  ряда  цивилизованных  народов аналогом  татуировок,  ритуального шрамирования  и  т.п.  техник  символизации тела.

Другой  столь  же  важный  разворот темы    это  волосы  на  лице  и  теле.  Как  и  волосы на  голове  считается, что  эти  волосы необходимо  непременно  окультуривать   брить,  приводить в  какой-то  вид.  На  эту  задачу  работают и  гигиена,  и  мода,  и  даже  речь  (брить    значит,  убирать в  каком-то  смысле лишнее).  Это  странное принуждение  в  виду  того,  что  человек  и  так  довольно беззащитен  со  своим  куцым  покровом. Причем,  общество  незыблемо блюдет  это  предписание, искренне  и  непоколебимо считая  себя  в  праве  распоряжаться в  данном  вопросе.

К  примеру,  мне  как  мужчине не  единожды  приходилось слышать  весьма  странный по  своей  сути  вопрос:  Почему со  щетиной,  уважаемый? А  в  чем  суть  вопроса и  что  делает подобные  вещи  легитимными в  повседневном  дискурсе (никому  же  не  придет  в  голову  в  нашем  обществе спрашивать    почему у  меня  нет  пирсинга,  почему я  не  крашусь, не  татуирован  или  не  шрамирован?)? Мне  часто  задают это  вопрос,  и  каждый  раз  он  оставляет раздражение,  но  лишь  в  малой  степени  потому, что  я  в  нем  становлюсь предметом  оценки.

Вопрос  о щетине    это  не  вопрос о  ваших  предпочтениях,  вкусе  или  социальном статусе.  Если  спрашивающий не  специалист  по  стилю,  то  почти  невероятно, что  он  спросит о  вашем  действительном  отношении к  усам  и  бороде.  Я  думаю,  что  вопрос  о  щетине    это  всегда вопрос  о  вашей  личной  жизни. И  потому  я  всегда  прямо  отвечаю  на  скрытое  послание подобного  вопроса    да,  я  не  брит,  ибо  целоваться мне  не  с  кем.  Или  да,  я  не  брит,  потому  что  моей  женщине это  нравится.  Ни  в  одну  эпоху  небритость столь  однозначно  не  свидетельствовала  о  недостатке  личной жизни,  потому  что  только  сегодня массмедиа  принуждает  мужчин проституировать  своими  природными признаками  в  угоду  женщине  или  абстрактной  моде.  Мы  даже  не  удивляемся тому,  какой  образ  мужчины  и  женщины  нам  впаривает  массовая культура  -  это  же  не  человек,  не  живое  существо   у  них  тела  Кена  и  Барби. Если  нам  и  показывают  брутального мужчину,  мачо    то  это  гламурный  сопляк с  трехдневной  искусственной щетиной.  И  мужчин, и  женщин  в  равной  степени «обязали»  настойчиво  сбривать свою  природу,  замотивировав мистфицированными  приманками    гигиена,  привлекательность  и  социальная  успешность. Мы  словно  принуждены с  навязчивостью  попсовой песенки  избавляться,  отказываться от  себя.

Подобный  подход  к  естественной  растительности  на  теле    критерий  цивилизации, если  под  ней  понимать  в  первую  голову репрессию  желаний.  Вообще щетина,  небритость  у  меня  стойко   ассоциируется  с  желанием. Потому  что  мы  только  и  делаем,  что  подбриваем,  укорачиваем свои  желания,  а  они  прут  и  прут.  Желающий  в  моем  представлении   это  всегда эдакий  небритый,  заросший субъект  с  горящими глазами    дикий, асоциальный,  избыточно  витальный и  в  то  же  время  лишенный  самого необходимого.  Буквально,  троглодит-дикобраз-насильник.  Собственно в  свете  нашей  биологии:  интенсивность роста  волос    это  показатель тестостерона,  а  он    показатель мужчины  в  человеке. Как  я  уже  отмечал  с  древних  времен волосы    символ личной  жизненной  силы.  Обрезать  их    значит, ослабить  себя  в  угоду  чьего-то спокойствия  и  контроля. И  разве  щетина   это  не  еще  одно  слово,  метонимически отсылающее  к  сексуальности?  Ведь  щетиной  зовут  только  то,  что  растет на  чувствительных  областях тела,  рядом  с  эрогенными  зонами. Так  что  если  разобраться,  то  вопрос  «А  почему  небрит?» довольно  нетактичен,  и  надо  еще  разобраться  с  какого  ляду  столь  волнует адресанта.

В  то же  время  щетина относится  к  еще  одному  моменту личной  жизненности,  уровня витальных  сил,  помимо сексуального.  Я  имею  в  виду  готовность  организма и  личности  к  обороне,  самозащите. Вспомним  такое  выражение, как  «ощетиниться»  -  это  значит не  «обрасти»,  но  быть  в  мобильной  готовности к  самообороне.  Да  и  естественный смысл  волос  на  теле    это  защита чувствительных  мест  от  внешних  раздражителей и  холода.  Так  что,  продолжая приведенную  выше  аналогию, можно  отметить,  что  наши  непосредственные  желания   это  еще  и  своего рода  защита  от  неприспособленности  человека, его  удивительной  невстроенности  в  мир.  Так,  что  «сбривая свои  желания»  мы  ко  всему  прочему  ставим себя  в  фатальную зависимость  от  искусственных причиндалов,  гаджетов  и  технопротезов,  которые якобы  улучшают  наш  комфорт,  т.е.  устроенность  в  мире.  Но  жест  критики здесь  сделать  не  сложно:  во-первых, нас  встраивают  по  стандарту,  а  не  так  как  было  бы  адекватно индивиду,  и,  во-вторых, собственно  среда,  в  которую  нас  интегрируют,  довольно иллюзорна,  искусственна,  словно оранжерея.  Да  и  вообще  способность к  защите  себя    это  важный  элемент поддержания  адекватного  уровня автономии  личности,  без  которого  любой  сколь  угодно внутренне  сложный  индивидуум становится  марионеткой  обстоятельств.

Таким  образом,  и  с  этой  стороны  вопрос тоже  не  из  ряда  банальных, это  всякий  раз  провокация,  собственно тест.  А  потому отвечать  надо  резко  и  без  извинительных  интонаций. Да,  черт  возьми, бриться  не  зачем  мне,  бо  проблемы  на  личном  фронте (однако  ж,  нос  открутить  излишне любопытным  по  примеру некоей  Варвары    хватит  за  раз).  Или  напротив:  не  волнуйтесь,  бриться мне  незачем,  поскольку я  и  так  красив  и  желанен    отличие  от  вас,  с  головой  выдавших свои  проблемы  столь  навязчивым  вниманием).

Кто-то  возразит  мне    дескать, ну  а  если  все  же  это  вопрос о  том,  насколько идет  человеку  данная растительность.  С  точки  зрения  эстетики обсуждать  тут  нечего, ибо  в  обыденности мы  не  следуем строгости  стилей,  а  потому,  и  о  вкусах спорить  вряд  ли  имеет  смысл. Другое  дело,  когда  вопрос  касается идеи  или  образа произведения.  Но  я  не  думаю  (хотя  это  было  бы  лестно),  что  окружающие  оценивают меня  как  произведение. И  пусть  потом  не  говорят: да  я  не  то  имел/а в  виду,  я  только  хотел/а... Знаем.

Впрочем,  я  отнюдь не  ратую  за  полную  естественность  и  небритость,  а  уж  тем  более  не  преследую  цели    утверждать твердокаменную  неприкосновенность  личной жизни  даже  в  вербальной  форме. По  своим  убеждениям я  напротив   сторонник  противоестественности  и  открытости  частной жизни.  Так  что  целью  подобного размышления  для  меня  была  лишь  демистификация  иллюзорной простоты  всего  происходящего в  нашей  жизни. Простота    она  дорого  стоит, и  не  каждому по  карману.  Само  собой  в  экзистенциальном  смысле, а  не  финансовом.

Коментарии

kuhninazakaz.info | 17.05.18 09:24
Куплю кухню Котельники http://kuhninazakaz.info/page/kuplyu-kuhnyu-kotelniki/ .
taxi-vovrema.info | 20.05.18 10:29
такси от новокосино до казанского вокзала http://taxi-vovrema.info/page/taksi-ot-novokosino-do-kazanskogo-vokzala/ .
avtouris.info | 20.05.18 20:25
Отзывы о компании юрист авто http://avtouris.info/page/otzivi-o-kompanii-yurist-avto/ .
gepatitu-c.net | 21.05.18 18:40
Купить препарат софосбувир фирмы натко из индии http://gepatitu-c.net/page/kupit-preparat-sofosbuvir-firmi-natko-iz-indii/ .
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.