Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 32 (октябрь 2006)» Критика и рецензии» Быстрая прокрутка (о стихотворениях Екатерины Вихревой)

Быстрая прокрутка (о стихотворениях Екатерины Вихревой)

Гундарин Михаил 

          Что тут скажешь, как писали в России стихи семнадцати-двадцатилетние люди, так и пишут. И будут писать, несмотря на все перемены и катаклизмы.  И дела нет, что в массе их нынешние произведения способны вызвать у всякого нормального человека лишь «кюхельбекерный эффект» (помните, у Пушкина –  «и кюхельбекерно, и тошно»). Не будем забывать, что эти люди через 10-15 лет будут определять литературную моду. И не только в провинции. Значит, с ними стоит знакомится!


            Тем более, что стихи Екатерины Вихревой все-таки выгодно отличаются от сочинений завсегдатаев всех этих литературных кружков и студий. Там – неудачливые провинциальные стихотворцы растят своих клонов (втайне мечтая при этом, чтобы ученики были хуже учителя – представьте конечный результат!). Здесь – мы видим, как складывается отношение к миру, как неловко, шероховато, но вырабатывается свой собственный язык. Как и всякий язык нужный не для проповедей и пророчеств, жалоб и просьб,  но для полноценного общения с миром.  Именно эта – коммуникативная, так сказать, функция – и является для меня в стихах Вихревой наиболее привлекательной.


            Мы видим у Вихревой активное, наступательное отношение к жизни, к бытовому и книжному миру (различия между которыми Екатерина, в духе времени и возраста, не видит).  Готовность брать по максимуму – и так же щедро отдавать, раздаривать.  Это стихи, адаптирующие двадцатилетнего автора к меняющейся (вместе с ним самим) Вселенной – и не притворяющиеся ничем иным, не нагоняющие на себя лишнего пафоса.  Причем отдадим должное Вихревой – со своими личными проблемами (не поверим, что у человека в эти годы их нет!) она справляется без привлечения  на помощь поэзии. Давно  ведь известно (хотя почему-то не всем), что самый питательный материал для лирики не огонь, но пепел…


              Нельзя не отдать должное и владению Вихревой актуальными поэтическими техниками. Назовем важнейшие: живейшее внимание к деталям, как правило, носящим приземленный, прозаический характер; введение в поэтический оборот не «лирического героя», но самого себя (включая физиологические подробности, вроде сведенных от ревности коленок); свободное, лишенное при этом «революционного-ниспровергательского» пафоса обращения с рифмой, ритмом, стилистикой. Опять же, как ни странно,  все это  вещи на наших широтах нечастые. Думается, что они -  следствие живого интереса Екатерины к происходящему,  включающего в себя и чтение текущей литературы. В общем, это тоже важная грань ее таланта. А то ведь рифмовать «сказка-подсказка» и даже «тогда-городам» даже зайца можно выучить. Однако соединять слова, сталкивая их с размаха, так, чтобы выбить из этого столкновения искру (каковая, может быть, и является поэзией) – это дано не каждому.


            
Думаю, Екатерина не обидится на то, что все ее достоинства мы показываем на фоне окружающих ее «сопоколенников». Пока ее личные поэтические заслуги не очень велики, пока все это еще лишь «быстрая прокрутка», демо-версия будущих достижений. Вполне вероятно, что коммуникативный талант Вихревой проявится  в сфере не поэзии,  но прозы, или рекламы, или журналистики. Для жизни (по крайней мере, материальной) оно даже лучше. Но, честное слово, лично мне будет жаль, если Вихрева-стихотворец не перешагнет рокового для начинающих двадцатилетнего рубежа.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.