Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 32 (октябрь 2006)» Салон» Александр Македонский в Барнауле

Александр Македонский в Барнауле

Золотарев Дмитрий 

         Это произведение хорошо знакомо тем, кто хотя бы раз посещал Государственный художественный музей Алтайского края. С первых дней открытия музея в начале 1990-х эта небольшая картина заняла достойное место в постоянной экспозиции, в самом ее начале, где представлены не столь многочисленные – как хотелось бы – живописные работы ХYIII в.

Известно, что картина поступила в  музей из частного собрания в 1966 г. и долгое время числилась в каталоге под расплывчатым и ошибочным названием «Аллегория». В начале 2000-х гг. сотрудники музея предложили иную атрибуцию, так же являющуюся неправильной. А именно: «Неизвестный художник второй половины ХYIII в. (круг А.П. Лосенко?). Мифологическая композиция». Холст, масло (45,3 *59). Под таким названием картина экспонировалась в 2002 г. в Третьяковской галерее в Москве, вошла в каталог, выпущенный к выставке,  и выставлена в постоянной экспозиции музея.

Сразу, что вызывает не согласие – это довольно неконкретное определение «мифологическая композиция». Следует более точно указать на ее принадлежность – исходя, в том числе и из жанровых определений – к исторической живописи.  В ХYIII  в. исторической живописью называли не только картины,  выполненные на сюжеты из истории, но и произведения, темы для которых черпались в мифологии. В рассматриваемой работе напрочь отсутствуют мифологические акценты: жизнь богов, божественное вмешательство и т.д. Значит перед нами человеческая история, повествующая об одной из легенд Древнего мира. Но какая?

Для исследования мы воспользуемся иконографическим методом, который активно используется в западноевропейском искусствознании, но практически не используется в отечественной науке.  Однако, применяя этот метод в конкретном случае, мы можем достичь положительного результата: узнать намного больше об интересующем нас живописном памятнике. Тем более, что русский художник (в этом нет сомнений) использует сюжет античной, те. общеевропейской истории.

В зарубежном искусствознании иконография является самостоятельной дисциплиной, однако носит вспомогательный характер. Ее цель как науки: «устанавливать истинный смысл, и следовательно, в первую очередь сюжет художественного произведения». Иконография рассматривает и определяет сюжеты.

В этой области наработан огромный системный опыт. Для выяснения сюжета мы воспользовались одним из первых переведенных на русский язык «Словарем сюжетов и символов  в искусстве» Джеймса Холла (далее мы ссылаемся на него).

«Наш» сюжет имеет явные характерные визуальные  черты: группа военных людей вокруг умоляющих и ищущих их милости женщин и детей. Заметим, что случаи присутствия детей в «классической» истории не так уж и часты. И что, в значительной мере, облегчает поисковую работу.

Картине соответствует описание сюжета «Семья Дария предстает перед Александром Македонским» («Семья Дария перед Александром»): «Хотя сам Дарий бежал, его мать, жена и две дочери были захвачены Александром, который прославился уважительным и добрым к ним отношением. Сценой действия может быть шатер Александра, разбитый на поле боя. Мать Дария, Сисигамбис, стоит на коленях перед победителем… Жена Дария, Статира,  и ее дочери образуют другую группу персонажей. Присутствуют слуги, солдаты, зеваки».

Очевидно, что сюжет картины и описание сюжета из словаря  полностью совпадают! Значит, единственно правильным сюжетом данного произведения является «Семья Дария, предстающая перед Александром Македонским».

 Данный сюжет является редким даже для западноевропейского изобразительного искусства (самое известное произведение принадлежит венецианцу Паоло Веронезе, находящиеся в Национальной галерее в Лондоне). Барнаульская картина не напоминает известнейшее полотно.

Отметим, что только в ХYIII в. отечественные художники регулярно обращались к образу величайшего полководца. Возможно, и по причине отсутствия на данный момент истории ярких национальных героев (за исключением Петра 1).Собственно, с картины М.И Пучинова «Свидание Александра Македонского с Диогеном» (1762) и начинается историческая живопись в России.

  Особенно хочется подчеркнуть редкость и уникальность этого сюжета для русского искусства. Барнаульская картина является чуть ли не единственным известным произведением на данный сюжет! Однако вопрос о самостоятельности произведения (и роли заимствования)  остается открытым.

  Любопытный факт: существует другая картина на схожую тему из жизни Александра («Александр Македонский перед Диогеном», 1787), написанная русским художником ХYIII в. И.Ф. Тупылевым, входящая в собрание Тульского художественного музея. В обеих работах много общего, но принадлежат они разным художникам.

Композиции полотен схожи. Сближает их общая академическая программа произведений. Ведущий передний план насыщен фигурами персонажей, второй, промежуточный план – с фигурами всадников и третий план – фон с архитектурными зданиями. Различия ощутимы в манере письма, цветовых  решениях, отношениях к свету. Пространственная организация в целом, некоторые из фигур, отдельные детали  двух произведений  были заимствованы из картин исторического живописца А.П. Лосенко.

Барнаульское полотно более камерно (оно и меньше по размеру). Его выгодно отличают именно женские образы, исполненные с большей индивидуальностью по сравнению с мужскими (семья Дария, проходящие молодые женщины). Образы солдат однотипны, создается впечатление, что они были написаны с одного натурщика. Исключением является лицо солдата, находящегося справа от Александра в глубине шатра. Возможно, перед нами «замаскированный» портрет художника.

 Безусловно, самым оригинальным является трактовка образа бородатого (!) Александра, в раскрытие которого причудливо сочетаются яркий русский этнический тип с несколько манерной, неестественно статуарной позой, восходящей к композиции прославленной скульптуры Аполлона Бельведерского.

Картина из барнаульского музея значительно упрощена в композиционном и смысловом плане при сравнении с оригиналом П. Веронезе.  Поимо обозначенных легендарных обстоятельств в образцовой версии присутствует и момент ложного узнавания Александра, факт невольной подмены его другом. 

Внешне, портретно оба мужчины не отличаются друг от друга, по замыслу венецианца они – близнецы. Однако подлинный Александр находится не в центре композиции, не организует окружающего пространства и группу людей, а «сдвинут» на периферию, к самому краю картины. ПсевдоАлександр указывает рукой на истинного правителя – переадресуя мольбы и просьбы конкретно ему. 

«Наш» Александр более целостный, смысловые усложнения, удвоение – не в характере русских художников ХYIII в. По версии неизвестного отечественного живописца Александр – это живой памятник самому себе, в чем сказываются и проявляются ученически усвоенные классицистические нормы  искусства.

Но как бы художники не реконструировали облик героя, у него всегда присутствует «авторский» атрибут  победителя – алый плащ или накидка (в рассматриваемой картине она так же наличествует).

Важным смысловым составляющим компонентом картины является дальний фон картины с дымящимся зданием. Автор использует прием аллегории: дым традиционно обозначает «Азию». А легендарные события происходили в этой части света.

В результате предпринятого иконографического изыскания картина из ГХМАКа обрела свой оригинальный сюжет,  редкий и уникальный для отечественного искусства. 

Представляется возможным, уточнить и время создания картины, отнести ее к 70-90-м гг. ХYIII в.

А так же изменить атрибутационное поле. Вместо «круга», предлагается «школа  Лосенко» (те. подразумевается более обширный контекст) по аналогии с картиной Тупылева, которая была написана намного позднее смерти прославленного автора «Прощания Гектора с Андромахой».

Исходя из вышеизложенного,  автором статьи предлагается следующий вариант атрибуции: «Неизвестный художник последней четверти ХYIII в. Семья Дария перед Александром Македонским. Школа А.П. Лосенко».

К сожалению, выяснив сюжет произведения, не представляется возможным определить ее авторство. По-прежнему картина считается творением анонимного художника.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.