Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 60 (июль 2009)» Для умных» Аллергия (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Аллергия (статья для "Энциклопедии современной жизни")

Кудряшов Иван 

АЛЛЕРГИЯ

 

Это заболевание, громко заявившее о себе в ХХ веке и грозящее стать чуть ли не нормой в нынешнем. Аллергия – это повышенная или извращенная чувствительность к чему-либо (в основе этого слова корень «аллос» - другой, именно его мы не принимаем). Еще в начале двадцатого столетия Вирджиния Вулф сказала, что человеческая телесность изменилась: сегодня мы ощущаем себя телесно-чуждыми этому миру. Неудивительно, что наш организм болезненно реагирует на, казалось бы, вполне нормальные материалы, продукты. Аллергия сродни раку: если тот – беспричинный бунт одних групп клеток против всего организма, то аллергия – это тоже странное противление организма внешней среде (причем ее вполне обычным и миролюбивым проявлениям).

Также как наш организм сегодня чувствует себя чуждым окружающему, так и наше социальное тело начинает страдать различными формами социальной аллергии: от легкого раздражения до полного неприятия Другого. И резкий всплеск массовых деклараций толерантности – не есть ли (защитный) симптом, говорящий нам о возросшей социальной аллергии. Ведь социальная аллергия способна перерасти в более серьезные формы социального, индивидуального или патологического аутизма. Также опасна она и противоположной тенденцией: рьяным и неограниченным вмешательством в жизнь и даже природу другого – от попыток его ассимилировать, подвергнуть селекции и евгенике и вплоть до самых радикальных форм дискриминации по какому-либо признаку.

В еще более широком смысле аллергия – это раздражение; современный человек просто живет им. Он – человек «без кожи», открыт любым воздействиям: реклама, масс-медиа, идеология не могут оставить его в покое. Максима нашего мира: Ты должен это чувствовать, ты должен вос-Принимать. Само собой, в таком виде человек не может не создавать защитных аллергических реакций на инаковость других, на социальную вовлеченность, на всеобщую консумерскую повинность.

В итоге всякая наша реакция становится в каком-то смысле аллергией: мы выходим из себя из-за дорожных пробок, порванных колгот или чьих-то неприятных слов, мы отвечаем на стимулы совершенно неравноценными действиями – и напротив, реальные раздражители (трагедии, страдания других, явные угрозы жизни и здоровью) нас совсем не задевают. Но главная «аллергическая» проблема современности – это Другой, некто иной, чем я. Мы живем в обществе прогрессирующего аутизма и нетерпения, всякий Чужой (приезжий на улице, техник у вас дома, незнакомец в привычной компании) тотчас вызывает у нас смущение и раздражение (как минимум). И в таком обществе аллергия выполняет сразу две противоположных функции – универсализующую и индивидуализирующую. Первая унифицирует наши реакции и используется государственными и прочими институциями для контроля. Вторая напротив ведет к индивидуализации и выламыванию из заданной среды. Но какая из них станет для вас решающей неизвестно.

Однако в любом случае социум окажется в выигрыше: «задолбанный со всех сторон» человек, растративший силы на борьбу с иллюзорными раздражителями (какая там борьба за идеалы, тут даже не до рефлексии), - идеальный объект для манипуляции.

Этой теме можно добавить еще более широкий разворот – почему мы собственно не принимаем свою жизнь во многих ее проявлениях и аспектах? Почему наше мировоззрение имеет тенденцию к редукции, упрощению и исключению, вместо того чтобы быть открытым миру и жизни во всем ее богатстве? Еще первые критики метафизической традиции Нового времени отмечали, что, отворачиваясь или стараясь подчинить порядку многообразие жизни, мы в первую очередь вредим самим себе – плодим страхи, ущемляем свою натуру, готовим будущие катастрофы.

Почему мы не можем полно и насыщенно проживать свою жизнь? Причем, снова напомню, именно в ХХ веке, когда казалось бы возникает гораздо больше возможностей у людей, прогрессирует сей метафизический недуг. Тут можно провести аналогию с одной близкой темой. Считается, что именно с развитием материального благосостояния и комфорта в связи с техническим прогрессом в западном обществе все более стали заметны упадок духовной культуры и атеистическое мировоззрение. Дескать, люди могут вполне достойно прожить «эту жизнь», а потому им ни к чему вера в иную. Подобное представление, однако, находит противоречие как раз в тенденциях эскапизма, аллергий и вообще довольно анемичного образа жизни современного среднего жителя. Более того, оно явно несправедливо в отношении «верующих» эпох. Даже если взять период упадка Средневековой культуры, то можно отметить, что вера в «другую жизнь» там не ослабевала. Если обратиться к трудам такого общепризнанного медиевиста как Хейзинга, то можно понять следующее. Несмотря на обширную поэтику уничижения мира и этой жизни, вместе с тенденциями разочарования в религии, вера в иную жизнь оставалась естественной чертой средневекового человека. И здесь я думаю нужно сделать кардинальный переворот в мысли: именно более насыщенное проживание своей земной жизни, знание ее радостей и тягот делает возможной подлинную веру в другую жизнь. Т.е. только тому, кому была интересна его жизнь, желанной становится и другая – загробная. Отсюда неутешительный приговор современному человеку: он не желает другой жизни, ибо не может прожить и эту «как следует», он скучает и мается, а не живет. А поэтому аллергия как метафизическая напасть – лишь проявление фундаментального отторжения жизни.

И, на мой взгляд, существенной причиной этой проблемы является то, что современный человек потерял непосредственное ощущение жизни, проживания, ощущения и осознания мира, которые в первую очередь проявляются в чудовищной диссоциации ума и тела (см. Тело). И разве даже обычная аллергия не есть для тела тоже, что для разума – шизофрения?

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи:  7
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.