Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 60 (июль 2009)» Критика и рецензии» Вторая кожа (о стихотворениях Елены Ожич)

Вторая кожа (о стихотворениях Елены Ожич)

Токмаков Владимир 

Сегодня все уже определились насчет женской поэзии. Наконец, решили, что нет ни женской ни мужской, а есть поэзия хорошая или плохая.  А жаль. В смысле, жаль, что так решили: я-то как раз за то, что женская поэзии, слава богу, есть, была и будет: 

 

Мне давно пора примерить

Взрослой женщины наряды,

Сделать их второю кожей,

Наконец освоить возраст…

Но.

Посмотри, как я прекрасна

В этих джинсах и кроссовках,

Вся в веснушках и вихрушках.

Хорошо мне быть невзрослой,

Я могу себе позволить

И однажды перепрыгнуть

Из подростков – и в старушки.

 

Я не вкладываю в это понятие – женская поэзия – ничего унизительного (скажу честно, я даже анекдотов-то про блондинок не люблю). Просто в своих стихах женщина часто говорит о том, о чем мужчины даже не догадываются. Или считают это не важным. Или знают об этом, но стараются молчать – в силу разных причин.

А вот женщина молчать не будет – на то она и женщина:

 

Во всем есть свой незаёмный изюм

И даже в самом изюме он точно есть.

В булку, например, положен для того,

Чтобы выковырять и тут же съесть.

Есть и во мне –

Спрятан пекарем в самом большом колпаке

В самую жаркую от печи сердцевину.

Тот, кто попытается его достать,

Взять за изюм, так сказать,

Должен будет меня сломать,

Ахнув через колено,

Ровно на две никогда не ровные половины.

 

В середине 1990-х годов, в Барнауле появился Театр поэтических состояний «Свет». В него входили такие замечательные поэты и музыканты, как Евгений Борщев (Асин), Сергей Болычев, Наталья Зима и др. Это было удивительное время литературно-музыкальных поисков и экспериментов, выступлений перед молодежной аудиторией, духовных открытий и разочарований. Мне кажется, именно тогда по настоящему и взошла поэтическая звезда Елены Ожич:

Отнеси мое грустное око

В заоблачный край,

Как-нибудь ненароком

Его потеряй.

Чтоб ресниц не смыкая,

Лежало в высокой траве

На другой стороне,

На другой стороне.

 

Правда, с тех пор ее поэзия, манера, стиль сильно изменились. Я бы даже сказал – кардинальным образом. От некоторой усложненности мыслей и образов Елена эволюционировала в мир непритязательной повседневности, казалось бы, самых обычных, прозаических вещей. Дом, семья, работа – и напряженнейшая жизнь души, попытки осознать, что с нами происходит, что происходит вокруг нас? И чтобы рассказать нам об этом, Елена Ожич решила активно опробовать новую форму свободного стиха.

Её  верлибры замечательны своим психологизмом, законченностью и точностью высказывания, житейской мудростью, по-женски глубоким проникновением в суть вещей. Это своеобразный лирический дневник, который ведет умный, искренний и талантливый человек. Как сочетаются любовь и быт, как идеалы и мечты юности погибают в рутине, суете, обыденности и скуке взрослой жизни? Почему близкие люди не понимают, и не хотят понять друг друга?  Нам интересно читать страницы этого поэтического дневника, потому что автор не боится открывать нам много нового и интересного и о себе, и о нас самих, увиденного именно женским взглядом. Чтобы мы поняли, каково это, быть женщиной в мужском мире?  

 

Мы с тобой собирались

В отпуск, как в подвиг.

И мечтали о том,

Что как будто открылось

Нам турецкое море,

И мы ахнули залпом его,

Как лекарство в соленом стакане…

А потом – что мы двинем

Легким ходом авто

В городишко соседний

И покажем ребенку

Хотя бы зверей в зоопарке.

Вместо этого что?

Картошка, рассада-засада,

Так и лето пройдет,

Так и жизнь, извини, пролетит.

 

Поэзия повседневной жизни никуда не ушла – это мы ушли от неё. Каждый поэт вновь открывает этот мир и делится с нами своими открытиями. Чтобы мы стали и духовно, и психологически, и эстетически богаче.  Чтобы возникло чувство сопричастности, со-переживания, когда хочется радостно воскликнуть: и я о том же думал, и я мучительно искал ответы на эти же проклятые вопросы!

 

 

Ребенок вырос и куда там

Бояться мертвой головы.

В промозглом Датском королевстве

Никто уж не впадает в детство.

 

Мы вот тоже  все реже впадаем в поэзию. Как это умеет Елена Ожич. Будем же это ценить, беречь и восхищаться.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.