Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 61 (август 2009)» Салон» Коровин-второй (статья)

Коровин-второй (статья)

Золотарев Дмитрий 

КОРОВИН-ВТОРОЙ

Коровин С.А. Автопортрет

 

В Государственном художественном музее Алтайского края есть небольшое портретное собрание, изображающее отечественных художников ХIХ–ХХI веков, которое включает портреты В.Г. Перова работы С.А. Коровина, В.В. Почиталова работы В.К. Нечитайло, автопортреты Баха (ХIХ век), А.Г. Поздеева, А.Т. Зверева. Особое место в постоянной экспозиции  занимает  первая обозначенная работа, относящаяся к  шедеврам коллекции музея.

Творчество Сергея Алексеевича Коровина (1858–1908) менее известно и востребовано, чем своеобразное живописное наследие его родного младшего брата Константина Алексеевича Коровина. Еще современники братьев пытались сравнивать их, приходя порой к  совершенно разным выводам. Безусловно,  творчество С.А. Коровина требует если не нового исследования, то активной популяризации. Парадокс, но сейчас Сергей Коровин, прежде всего, известен как брат Константина Коровина, а не как самостоятельная творческая личность.   

  В своих мемуарах Константин Коровин тепло вспоминает о брате. Интересен такой эпизод, относящийся к  ранним годам их взаимоотношений. Возможно, что  без вовремя проявленного братского участия со стороны Сергея мы бы не подозревали  о существовании такого  художника  как Константин Коровин.

 «Приехал мой брат Сергей, который уже поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. И писал с натуры этюды. Мне казалось, что очень хорошо он пишет, но я не был согласен с цветом. В природе ярче и свежей, что я и говорил ему. Осенью он взял мои  наброски и портрет этой женщины. Показав работы мои в Училище, написал письмо матери, что Костю примут без экзамена, потому что очень понравились работы профессорам Саврасову и Перову, и советует мне серьезно заняться живописью, причем прислал из Москвы замечательные вещи: краски в коробках, кисти, палитру, ящичек старый – все это замечательно и упоительно. Какие краски, так приятно пахли, что я был взволнован и не спал всю ночь».

Вся сознательная жизнь художника  Сергея Коровина была связанна с Московским училищем живописи. Десять лет он был его учеником (1876–1886), а позже, преподавателем. Особенно повлиял на его  художественное и идейное формирование Василий Григорьевич Перов. «Перов открыл глаза Коровину и поставил его на верную творческую дорогу. Из всех учеников школы Коровин был самым близким по духу и художественному направлению наследником Перова. Уже к концу учения он отличался смелым идейно-заостренным подходом к жизни, чуткой наблюдательностью», – писал исследователь его творчества П. Суздалев. Сергей Коровин входил (как участник и экспонент) во все художественные объединения того времени: Московское общество любителей художеств, Товарищество передвижных художественных выставок, «36 художников», «Союз русских художников», «Мир искусства».

«Портрет В.Г. Перова» 1882  (х., м. 62х50) поступил от наследников известного  московского коллекционера Ф.И. Подтынникова; оттуда же происходит ряд других значительных музейных вещей (знаменитая «Могила на Волге» А.К. Саврасова, «Феодосия в лунную ночь» И.К. Айвазовского и др.). Данный портрет был воспроизведен в монографии П. Суздалева 1952 г., и обозначен как собственность коллекционера.

С.А. Коровин не был портретистом, самостоятельные портретные работы в его творчестве единичны.  Однако портрет Перова – значимая работа, словами Бодлера «путеводный маяк», повлиявшая на  творчество художника.

Время создания портрета   определенно точно – это последние месяцы жизни (если не недели) В.Г. Перова. По сути  – это предсмертный портрет, носящий меморативный характер. Это портрет-завещание. В советское время считалось, что «передвижники»   – художники исключительно социально-жанрового направления, однако некоторые из них – В.Г. Перов, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, тот же С.А. Коровин – обращались к теме иррационального.

 Возможно, инициатива заказа исходила от самого  Перова. Долгое время оп писал портреты известных российских деятелей культуры, оставляя их в памяти потомков. Но кто должен был запечатлеть облик самого художника?  Выбор  был символичен: самый лучший и  духовно близкий ученик.

Образный строй, особенности живописи «вторят» работам В.П. Перова. Наиболее работе  Коровина близок «Портрет В.И. Даля» Перова, заимствования очевидны. Перед нами пожилой, и как мы догадываемся, умирающий художник. Голова художника, опирающаяся на кресло, формирует главенствующий  вертикальный ритм композиции (она и главный смысловой центр, и основное световое пятно). Фрагмент, безжизненной, правой кисти руки указывает на подорванное здоровье  В.П. Перова.

  И вместе  с тем, облик Перова, напоминающий деревянную церковную статую святого, излучает огромную духовную мощь. Она концентрируется во внимательном взгляде, немом вопросе, обращенном на зрителя. Колористически портрет скуп, строится на контрастах черного-белого, оппозиции света и тени, преобладает плоскостное решение, объемность отсутствует.

 Перов С.А. Коровина значительно отличается от автопортретного изображения В.П. Перова из ГТГ, где он изобразил себя в расцвете сил и лет. Другое время, другая жизненная ситуация. Но особое философское звучание приобретает портрет из Алтайского художественного музея  при сравнении с самым ранним портретом Перова начала 1850-х годов.  Молодой и начинающий художник сидит на стуле, его правая рука небрежно свисает со стула…,  умирающий  прославленный живописец  опирается на кресло, его рука безвольно повисла. Фрагментированность кисти руки как бы указывает на стирание четкой границы  между жизнью и смертью: жизненный и творческий путь  человека завершен.

Портрет  В.П. Перова психологически чрезвычайно сложен, даже трагичен.  Он подобно магическому свету будет предопределять дальнейший творческий путь С.А. Коровина. Эта сложность  – в осознании особой просветительской миссии, служении высоким нравственным идеалам, отсутствии «игрового» начала.

 

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.