Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 73 (ноябрь 2010)» Для умных» Книга (статья для «Энциклопедии современной жизни»)

Книга (статья для «Энциклопедии современной жизни»)

Корнев Вячеслав 

КНИГА


 

Книга – объект фундаментальной культурной ностальгии, исчезающее, как может показаться, явление. С появлением электронных носителей информации, снижением объемов выработки лесоперерабатывающей промышленности, общей виртуализацией быта, судьба бумажной книги выглядит почти решенной. В современных квартирах редко найдешь настоящую библиотечку, даже в качестве предмета показной гордости книга уже не котируется (это место занимают коллекции DVD, дорогая аудио-, видео- и компьютерная техника и т.п.). После объявленной полвека назад «смерти Автора» определенно наступила эпоха «смерти читателя». Нынешних детей очень трудно приучить к чтению, нынешние взрослые давно перешли на режим беглого даже не чтения, а скольжения – по заголовкам информационных сайтов и рубрик. По себе замечаю, как трудно стало читать не расфасованный на отдельные фрагменты целый текст, не снабженный к тому же иллюстрациями. Если опубликовать в «Живом журнале», адресованное именно друзьям и знакомым большое монолитное сообщение, то его вряд ли кто-нибудь прочтет. «Не асилил», «слишком много букав» – первое, что напишут тебе в комментариях к такому тексту.

Недавно заметил, что сам испытываю некоторое чувство вины, когда рекомендую знакомым прочитать целиком большую статью. А еще – встречная реакция – тоже испытываю чувство неудовольствия, когда приятель бросает тебе ссылки на какие-то солидные материалы. «Чукча не читатель, чукча – писатель», – как говорилось в старом советском анекдоте. Нынче все производят тексты – в социальных сетях, в живых журналах, в смсках… Вот только кто будет все это читать?

Половину детства я провел в читальных залах или просто дома с книгами. Золоченые корешки «Библиотеки приключений», беленькая суперобложка серии «Всемирной литературы», потертые переплеты книг Жюля Верна, Майн Рида, Александра Беляева, Эдгара По, Рэя Бредбери, а потом и литература посерьезней: Бальзак, Золя, Толстой, Достоевский, Драйзер… – герои и события этих книг значили для меня больше, чем домашние или школьные дела. Бывало, я просто сбегал с уроков в читальный зал. Особенно – с уроков физкультуры, на которых на нас дышал перегаром и проклинал пожилой гестаповец прыжков и подтягиваний по кличке «Сундук с клопами» (так звучало его фирменное ругательство). Книга была моим персональным укрытием от всего, что доставало на улице и дома. Я прятался подальше и погружался с головой в страницы с приключениями капитана Блада, секретами «Таинственного острова», догадками Шерлока Холмса…

Может быть, книги по-настоящему читаются только в детстве? Только тогда ты живешь воображаемыми событиями, полностью растворяешься в героях. А, возможно, для взрослых такую же эйфорию вызывает написание книг. Увидеть свой текст напечатанным в сотнях и тысячах экземплярах вкупе с фотографией себя любимого на задней странице обложки… А еще восторженные отзывы на книгу, автограф-сессии, упоминания в обзорах, топах и рейтингах, гонорары… Вот только слишком много желающих потеснить классиков на книжной полке. В духе теории американской мечты каждый соискатель писательских лавров стремится попасть сначала в первый в своей жизни лонг-лист, а потом взлететь по восходящей лесенке регионального и мирового признания.

Так что с этой точки зрения, смерть литературоцентристкому сознанию не грозит. По состоянию на сентябрь 2010 г. на сайте http://www.proza.ru/ зарегистрировано около 100 000 «прозаиков» (при том, что по моим субъективным ощущениям в нынешней России лишь пара десятков человек пишет качественную прозу), а на сайте http://www.stihi.ru/ – свыше 300 000 «поэтов». Перепроизводство авторов ведет к забавному феномену: каждый писатель берется за нелегкий труд прочесть и прокомментировать несколько произведений других коллег по цеху с одной только целью – получить по обмену ответных читателей для своих текстов. Этот негласный договор позволяет современным авторам психологически выживать в условиях жесточайшей конкуренции и получать хотя бы видимость читательского интереса. «Чистых» же читателей в интернете найти не просто, мало кто избегает соблазна производства собственной поэзии, прозы, критики, заметок на любую произвольную тему. В будущем профессия читателя вообще должна стать самой востребованной, авторы начнут всеми средствами бороться за аудиторию, отбивать друг у друга читателей, как футбольные клубы, например, перекупают футболистов.

Не исчезнет и бумажная книга. Электронный носитель удешевит и символически обесценит виртуальную письменность, а настоящая, пахнущая типографской краской и клеем, книга станет тем, чем были когда-то дорогие и престижные «издания» на папирусе, пергаменте, буйволиной коже. В конечном счете у книги и её конкурентов (электронных носителей) совершенно разные задачи и аудитории. Электронные носители собирают и обрабатывают информацию, под которой следует понимать некое количественное явление. Это, как правило, скоростные потоки на ходу уже устаревающих новостей, погодных прогнозов, биржевых сводок и т.п. Запечатлевать этот мусор на линованной бумаге и под кожаными переплетами было бы просто глупо. Такой информационный сор существовал во всей эпохи – например, в виде элементарных сплетен.

Книга же дает не количество, а качество, не информацию, а образы, мысли, чувства. Читая роман, окунаешься в тщательно воссозданную автором атмосферу, смакуешь детали, привыкаешь к героям, а дочитав его до последней страницы испытываешь порой психологическую «ломку» – теперь этого мира будет отчаянно не хватать. Я вот после того, как первый раз прочел фаулзовского «Волхва» несколько недель чувствовал нехватку текста, никак не мог вернуться в одну лишь пошлую реальность. Излишне говорить, что такой азарт от чтения испытываешь не от экрана монитора, а от живой книги.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.