Семь строф (подборка стихов)
Якубовский Леонид***
СЕМЬ СТРОФ
Скорей бы осень: день и ночь
с листвой осадки вперемешку.
Уехать в глушь, где поле между
горой и лесом, крикнув «прочь»
всему, что наполняет город
и будит в нас душевный голод.
Уехать в глушь. Там тишина,
и каждый кущ предстанет домом;
звучит покой там камертоном,
вечнозелёная сосна
стоит царевною под небом,
соединяя быль и небыль.
О, жизнь в глуши! Подзвёздный мир
расшит лучами золотыми;
делами самыми простыми
устроен быт, и не кумир –
но вечный Бог, строитель рая,
живёт в нём, землю озаряя.
Что города, и что в них мы!
Многоэтажными домами
застроив горизонты сами,
в плену невежественной тьмы
давно не ищем вдохновенья,
предпочитая потребленье.
Суть городов – бесплодный шум.
Музейность атакует храмы.
Правители всё больше хамы,
а в головах всё меньше дум.
Повис вопрос о выживаньи
над бесполезным изваяньем.
Проблема выживанья в том,
что бедность – следствие богатства,
что проповедованье братства
есть ложь в устройстве таковом.
Всему виною – мерзость меры
(подобно и с вопросом веры)…
Скорей бы осень! Ехать в глушь
по золотому полу между
горой и лесом, где надежду
ещё храня на святость душ,
стоит высокий дождь под небом,
соединивший с былью небыль.
***
Словно звёздная крошка
золотится песок.
Как мурлыканье кошки,
затекает в висок
тишина этой ночи,
этих шёлковых волн
тихий шёпот пророчеств,
что виденьями полн.
И корней под землёю
эхо тихое битв,
что восходит листвою,
как словами молитв.
Словно золотом чистым,
лунным светом налит
этот воздух лучистый,
что над нами летит,
точно купол горящий,
а под ним, словно храм,
мир стоит настоящий,
предназначенный нам.
***
ЭТОТ ГОРОД
Этот город, как будто чужой,
Ослепляя сиянием солнца,
Злую шутку играет с душой,
Арлекином в проулке смеётся,
И несётся потоком машин
По проспектам и улицам синим
На меня. Беззащитный, один,
Сколько раз я раздавлен был ими.
Сколько мыслей и чувств унесло
В запылённой крови под колёса.
На витрине за тусклым стеклом
Бриллианты горят, словно слёзы.
Злыми осами брызги волны
Залетают с жужжанием в арки,
И безумием словно больны
Люди, птицы, забредшие в парки.
В этом городе, точно чужой,
Я растерянный, сломанный, стёртый.
Изогнувшись, повис над душой
Арлекин не живой и не мёртвый.
***
Часы печали
меня венчали
ночной звездою
и пеной дней,
всей нищетою
стуча моей.
Часы печали
меня качали,
как тень земную, –
вели во тьму,
как трижды злую
свою тюрьму.
Часы печали –
они пищали
вокруг, как мыши,
и грызли пол.
И кто их слышал?
Никто, никто.
В окне шумели
кусты и шмели,
им было просто
и ясно там,
как будто пропуск
был в жизнь им дан.
Часы печали
так верещали,
как будто чья-то
душа в аду.
Скользил я с ватой
в ушах по льду.
Под одеялом,
свернувшись, спал я,
и сон, как ангел,
был тих и глух.
Как солнце в банке
и лапки мух.
***
ЧАСЫ
Послушай, послушай, как ходят часы,
как песни поют заводные пружинки.
Как движутся глазки, ресницы, усы.
Цветут-расцветают мимозы, кувшинки.
Лежи неподвижно в своей тишине
и слушай, как множество солнышек красных
жужжат то на той, то на этой стене.
Звенят колокольчики звездочек ясных.
И движутся божьи коровки, шурша
мохнатыми лапками, по циферблату.
Ты слушай и пусть отдыхает душа,
и стрелки бегут от рассвета к закату.
***
Ближе к полночи, когда,
как солёная вода,
из ушей последней каплей
истечёт тяжёлый шум,
станет страх на ножке цаплей
бередить бесплодный ум.
Месяц в небе, словно клёш.
Ближе к полночи поймёшь:
всё проиграно и в кости
отыграться не тебе.
Лишь и можешь, что от злости
дым пускать в лицо судьбе.
Ближе к полночи душа,
как на кончике ножа,
ощущает тонкой кожей
трепет ужаса вокруг
и защиты ищет божьей,
вырывается из рук.
Позже – за полночь – плотней
окружение теней,
гуще тишина; лишь птица
над землёй хлестнёт крылом
и застынет, как страница
под тяжеловесным сном.
Позже за полночь, когда
«нет» уже звучит как «да»,
и в слезу сольются звёзды
от усталости ночной,
жду: опустится ль на воздух
светлый ангел надо мной.
Позже за полночь – к утру
в лист бумажный соберу
сигаретные окурки
и осколки темноты,
как ненужные фигурки
пустоты и немоты.
***
А дождь всю ночь шумит перед окном.
Я постепенно различаю в нем
мелодии – от плеска сонных рыбок
до поднятых на воздух пенья скрипок.
То лёгок дождь, как лепет, то тяжёл,
и, отступая, в звуках не подкупен.
А вот сейчас так близко подошёл
шаманом и ударил в чёрный бубен.
И тьмой ночною вспыхнуло окно,
под звуком расколовшись, как бревно,
и колотушки, рассыпая трели,
как птицы деревянные, взлетели.
Тарелок медных звон и шелест лент,
и слышно арф классическое пенье.
И резкий незнакомый инструмент,
как чей-то плач, растущий из забвенья.
***
О ГАМЛЕТЕ
Пока решимость терпит бедствие –
пугливости за ней ходить,
в несущемся опасно детстве
читать молитву: «Быть – не быть».
Пока взывает голос чести
и Призрак ходит с петухом –
всё к родственной стремится мести,
в ловушку превращает дом.
Покуда есть Любовь на свете
и детская печать письма –
плести коварству свои сети.
Сходить в могилу, как с ума.
Пока актёры в масках грима,
и с реостата луч поёт,
меж нами явно и незримо
всегда трагедия живёт.
***
Меркуцио, что жизнь, – игра
с особым риском и азартом.
И рвётся сталь из-под крыла
плаща, не дожидаясь завтра.
Меркуцио, где спрятать ум,
что остр, как наконечник шпаги?
Шутом оденься, скройся в трюм,
но крики разбитной ватаги
и мир, расколотый враждой,
твое подстерегают сердце,
и смерть в картине площадной –
одно спасительное средство.
***
РАССВЕТ
Вот и утро на подлёте
в синем отблеске звезды.
Мягко в пасти подворотен
кувыркаются коты.
Слышишь, утро на подлёте,
мир становится светлей.
Море в лёгкой позолоте,
в силуэтах кораблей.
Как ракета из патрона
над землёй летит рассвет,
и выстреливает крона
рыжих воробьёв букет.