Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 75 (февраль 2011)» Для умных» Жевательная резинка (статья для Энциклопедии современной жизни)

Жевательная резинка (статья для Энциклопедии современной жизни)

Корнев Вячеслав 

ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА

«Жвачка», как ее запросто называют, – гениальное и недооцененное изобретение человечества. В моем детстве жевательная резинка была одним из символов недоступной западной «культуры». В киосках «Союзпечать» можно было купить лишь прибалтийский суррогат – посыпанную каким-то тальком, моментально теряющую вкус и блекло упакованную резину «Калев». Она не шла ни в какое сравнение с заграничным оригиналом – этими тонкими пластинами с дразнящим запахом, жевавшимися много часов подряд (иные энтузиасты макали выдохшуюся жвачку в сахар и продолжали труд жевания с самого начала). Разноцветные фантики при этом становились предметом вдохновенного коллекционирования (хитрые производители подсаживали на серии этикеток: футболисты, машины, красотки и т.п.). В импортных фильмах герои беспрестанно двигали челюстями – в перерывах  между репликами и действиями. Во время знаменитой хоккейной суперсерии СССР-Канада 70-х гг. один из матчей в Москве особенно запомнился позорным эпизодом: наши болельщики устроили драку за вожделенные сувениры, когда канадские и американские туристы швыряли жевательную резинку на трибуны. Вместе с джинсами, кока-колой и видеокассетами «жвачка» стала одним из самых заветных фетишей, иллюстрирующих преимущества западного образа жизни.

Но какую все же потребность удовлетворяет мерное пережевывание смеси синтетических полимеров с ароматизатором, «идентичным натуральному»?

С точки зрения психоанализа, жевательная резинка обслуживает оральную фиксацию, которая закладывается вместе с детской привычкой тянуть в рот пальцы, пристрастием к соске и, разумеется, вместе с первичным сексуальным опытом. Бутылка, сигарета, жвачка и даже элементарная зубочистка, с которой некоторые почти не расстаются – все это обычные в таком случае способы сублимированного эротического возбуждения и одновременно методы снятия невроза. Из этой же серии внезапный нервический аппетит, некультурная манера грызть ногти и т.п.

С псевдонаучной точки зрения, к которой не без юмора апеллирует реклама, жвачка – необычайно полезный продукт, уничтожающий в полости рта миллионы «кариозных монстров», понижающий «кислотно-щелочной баланс» и т.п. Ясно, впрочем, что «клинически доказанная» польза – это всего лишь рекламное алиби, риторический прием. Но дело даже не в научной состоятельности этих утверждений. Если бы нас доподлинно интересовала польза для организма, то большинство потребительских привычек отпали бы сами собой. И вместо посиделок с пивом или тренировки челюстей мы бы занимались укреплением здоровья, тренировкой ума и тела. Поэтому для среднестатистического потребителя необходимость чем-нибудь занять рот не подразумевает конкретно научного обоснования.

С позиций культурологии и этнографии, пережевывание есть какой-то древний ритуал (например, на Руси жевали хвойную смолу), имеющий различные цели: так, жевание известных трав помогает войти в состояние наркотического транса или снимает стресс. Ироническое современное развитие этой традиции состоит в коммуникативной прагматике: «свежее дыхание облегчает понимание», «иногда лучше жевать, чем говорить» и пр. К сожалению, на практике любители вкусной резины давно и успешно выучились говорить прямо сквозь зубы – в этой мямлящей, тянучей манере, когда и сама речь становится каким-то жеванием слов.

В фильме Р. Эммериха «Годзилла» (1998) группе французов нужно выдать себя за американцев, и тогда персонаж Жана Рено раздает всем по пластинке жвачки. В ключевой момент (объяснения с военным патрулем) он тоже не говорит, а тянет сквозь жевание звуки: «оо-у, йее-ес…» В итоге оказывается совсем не обязательным знать английский язык и вступать в коммуникацию. Резинка закономерно приравнивается к удостоверению личности или вообще признаку «цивилизованности». Ведь эта пародия на образ американца сегодня получает интернациональный характер, все мы в каком-то смысле, как пели Rammstein, «живем в Америке». Bubble gum теперь – это не только «средство общения», «защита от кариеса», «взрыв вкуса» и т.п. Bubble gum – фетиш, культ, религия, медиатор социального обмена.

Жвачка определяется как кулинарное изделие, состоящее из несъедобной эластичной основы. И это поистине гениально – несъедобная сладость, нетающая конфета, вечный двигатель челюстей. Не случайно о бессмысленном кино говорят: «киножвачка». Есть также понятия «тележвачка» (например, телесериалы), «литературная жвачка» (бульварное чтиво), «музыкальная жвачка» и т.п. Плохие и скучные учебники – это, без сомнения, жевательная резинка для ума. С помощью многофункциональной резинки можно склеить вместе разные материалы. Она годится на роль строительной замазки, художественного пластилина. Застывшие и слепленные вместе кусочки жвачки напоминают режиссеру-сюрреалисту Дэвиду Линчу человеческий мозг. Мало, какой продукт может претендовать на роль такого универсального синонима для разнородных явлений и предметов. Потомок каучуковой смолы сегодня – настоящий магистериум новой культуры. Это волшебная субстанция, превращающая ничто в нечто – дешевый полимер в миллионы долларов, движение челюстями в ощущение наполненности жизненного опыта. По богатству метаморфоз жвачка, конечно, уступает пластмассе или деньгам, но в «культовом статусе» превосходит многих конкурентов.

Употребление сладкой резинки в момент ощущения голода или в ситуации, когда «лучше жевать, чем говорить» - это интегральная метафора повседневного опыта. Мы заполняем жизнь пустейшими занятиями вместо того, чтобы купаться в любви, открытиях, творчестве. Мы уходим от важных тем в разговоре потому, что «лучше не заморачиваться». Собственно мы вообще говорим без текста. В повседневной коммуникации важно не содержание, а проформа: приветливый жест, улыбка или смайл (как симулякр улыбки, как знак знака хорошего отношения). Это та же орально удовлетворяющая фиксация. Резинка с синтетическим вкусом и без насыщения есть символический двойник общения без пользы и без интереса, улыбки без радости, слов без смысла.

В несколько юмористическом ключе можно построить социологию современной жизни на примере супермаркета – именно там заботливо классифицированы все необходимые для повседневного существования вещи, разложены по полочкам даже не товары, а ценности. В таком случае характерно, что жевательная резинка находится в лотках около касс, на самом выходе, вместе с другими мелкими, но наиболее востребованными товарами. Там же расположены бритвенные лезвия для «неотразимого» внешнего вида, батарейки для электроприборов, презервативы для безопасного секса, шоколад для студенток, зубочистки… Пока стоишь в очереди, рука сама собой тянется к упаковке с интенсивно рекламируемым названием. Кстати, явно чрезмерная рекламная кампания по возбуждению интереса к жевательной резинке тоже симптоматична. Несмотря на все национальные традиции жевания табака или древесной смолы людей все еще нужно убеждать в необходимости ежедневного употребления сладкого (но в духе времени «без сахара») полимера с красителями и ароматизаторами. Жующие киногерои тоже вносят свою лепту. Трансляции футбольных матчей вообще создают впечатление, что человек – существо до неприличия простое, и беготня, плевки, жевание – его атрибутивные свойства (всегда удивлялся, почему практически любой крупный план выхватывает мгновения, когда футболисты смачно плюют, сморкаются, ну и жуют что-то в перерывах между этими действиями).

Именно поэтому жевательная резинка представляет интерес для культурологов настоящего и археологов будущего. Окаменевшая жвачка, которую пока никак не удается эффективно утилизовать (и которая по нашей бессовестной привычке прилепляется куда только хватит фантазии) переживет нашу эпоху и станет одним из характерных признаков конца ХХ – начала XXI вв.

 

Коментарии

guest | 24.02.11 18:04
Вот вы развернули! Читается легко, что радует. Некоторые знаки-символы напомнили о "Мужчинах" А.Кузькина, а символ "супермаркет" напомнил одно из практических занятий в АГУ(мы тоже использовали его). Сегодня, кстати, я стояла перед выбором: жевать или не жевать?
guest | 02.03.11 07:27
Неосознанные действия, коим является жевание жвачки, ложатся в основу привычки. Привычки вредной и трудно искореняемой, потому что она не осознается как привычка, а главное - она вкусная! Да, главное в жвачке - это вкус! Как здорово иметь в кармане несколько заветных кусочков любимого вкуса и вкусить их, когда вкус к жизни вдруг пропадает. Жизнь-малина! Так через вкусовые рецепторы происходит управление эмоциональным фоном. Главное, чтобы вкус подольше продлился, тогда жвачка хорошая! "А теперь вкус в два раза дольше обычного!!!!" - говорит нам реклама! Вау, это вообще супер! То, что надо. Надоела безвкусица, пресное, бездеятельное существование? Тогда закурите сигарету до тошноты, а потом зажуйте жвачку до онемения в челюстях. Кстати, вы какой вкус предпочитаете?P.S.: Информация для любителей путешествийСингапур продлил запрет на ввоз и продажу жевательной резинки, существующий в стране на протяжении 18-лет. Таким образом, сохранив международный имидж государства с самыми строгими общественными законами.«Правительство подтверждает свое решение о запрете жевательной резинки», - отметил Малики Осман, парламентский секретарь министерства национального развития.«Жевательная резинка не является проблемой, пока действует этот запрет. Были опасения, что отмена запрета на продажу жевательной резинки может привести к замусориванию улиц и подорвет предпринимаемые усилия по сохранению чистоты», - сказал он.Сингапур, известный во всем мире своей хрустящей чистотой, запретил импорт и продажу жевательной резинки в 1992 году в попытке покончить с проблемой липкой резинки на стульях, столах, лифтах и в других общественных местах.Одной из основных причин введения запрета были сбои в работе сингапурского метро: жевательная резинка часто застревала в дверях электропоездов, вызывая задержки.Сингапур частично отменил запрет в 2004 году после заключения американо-сингапурского соглашения о свободной торговле. Однако жевательная резинка продавалась по рецептам.Для всех:«Ухудшение мыслительных способностей».Некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачку, по сравнению со сверстниками, не злоупотребляющим этим, значительно ниже уровень интеллекта. Объясняется это тем, что резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления. «Какие жевательные резинки могут быть опасны»: С корицей - при длительном употреблении вызывают появление язв в полости рта. С ментолом - могут вызывать аллергию. Баббл-гам - содержат масла, которые могут вызывать воспаление кожи вокруг рта.История жвачки Wrigley's Big Red Gum (Биг ред лучшая жвачка с корицей).1976 год.Впервые в этом году Биг ред появился в магазинах США и Канады. С момента появления коричной жвачки Биг Ред ей сопутствовал успех и восторженное поклонении миллионов людей благодаря необычному устойчивому пряному и горячему вкусу корицы.1979 год.Стартовала знаменитая рекламная кампания «Поцелуй все длится и длится». Big Red завоевал еще большее признание среди миллионов людей!2006 год.Wrigley's с жвачкой Биг Ред появились в автогонках! Автогонщик Хуан Пабло Монтойя управлял автомобилем под номером 42 Wrigley's Big Red Dodge в серии NASCAR.2007 год.Жвачка Wrigley's Big Red Gum стала официальной жевательной резинкой Национальной Баскетбольной Ассоциации (НБА) NBA США.2008 год.Разработана и введена в продажу новая современная ультратонкая пачка для жвачек Биг Ред, вмещающая 15 жвачек.2009 год.Введена в продажу упаковка, содержащая 3 пачки по 15 жвачек в каждой.Купите жвачку Wrigley's Big Red Gum (Биг ред лучшая жвачка с корицей) и Вы получите: * сэкономленное время на посещении магазина в целях покупки жвачки; * бесплатную доставку домой или в офис; * лучшую в мире жевательную резинку с корицей; * долгий пряный и горячий коричный вкус; * ликвидацию плохого запаха изо рта; * свежее дыхание. Купить жевательную резинку wrigleyWrigley's Big Red Gum 1 пачка 15 жвачек — 160 рублейБлок (10 пачек) Wrigley's Big Red Gum по 15 жвачек в каждой = 1500 рублей Вы экономите 100 рублей.О! Какая забота о нашем бюджете!!!В православной традиции жевание жвачки признается грехом и в нем нужно каяться на исповеди!Спасибо Вячеславу за интересный материал! Мир Вам!
Gepatit_caw | 15.07.18 09:05
Софосбувир купить цена с доставкой по РФ софосбувир и даклатасвир цена купить в России, цирроз печени лечение гепатита С софосбувиром из Индии http://gepatitu-c.net
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.