Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 76 (март 2011)» Изба-читальня» Йога: мифы и реальность (заметка)

Йога: мифы и реальность (заметка)

Вагнер Елена 

ЙОГА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Я знаю, что у них секретов много.
Поговорить бы с йогом тет-на-тет!

(В.Высоцкий)

 

С тех пор как я заинтересовалась йогой, и особенно, когда стала студенткой Международного Открытого Йога университета, друзья и знакомые постоянно задают мне разные вопросы, с общим смыслом – не собираюсь ли я теперь уехать в Индию-Непал-Тибет, принять индуизм и т.д.

Чтобы всех успокоить, я решила попытаться развеять стереотипы о йоге, существующие в нашем обществе. Еще недавно я и сама была под их властью, поэтому могу взглянуть на ситуацию с той и другой стороны.

У меня еще нет достаточно знаний и опыта, чтобы говорить «от себя», поэтому материалом этой статьи служат лекции Вадима Валерьевича Запорожцева, прочитанные в рамках Открытого Йога университета в Москве (http://www.openyoga.ru).

Многие думают, что йога – это индийская религия, йоги сидят в позе лотоса или стоят на голове, носят чалму, спят на гвоздях и т.д. – то есть примерно то, что написал Высоцкий в 1966 году. В то время в нашей стране йога была чем-то весьма экзотическим. Сейчас ситуация изменилась и появилось альтернативное мнение о йоге – как о разновидности фитнеса и спорта.

И в том и в другом случае внимание обращается на внешние факторы – либо на индийскую экзотику, либо на физические практики, истинный же смысл йоги в другом.

 

Что такое йога?

Санскритский корень, от которого происходит слово «йога», является многозначным, его основные смыслы: «соединение», «связь»,  «гармония», «союз».

Самое краткое определение будет звучать так: йога – это система самопознания.

При этом происходит познание внутреннего мира и окружающей Вселенной, т.к. в йоге есть положение о тождественности микрокосма и макрокосма.

Цель самопознания йоги – это обретение человеком свободы над всеми  ограничивающими факторами. Как следствие обретения этой свободы возникают те удивительные способности, которые иногда демонстрируют йоги, управляя своим физическим телом или ментальными силами своего организма, и которые обычному человеку кажутся фантастическими.

 

***

Под водой не дышит час - раз.
Не обидчив на слова - два.
Если чует, что старик вдруг,
Скажет: "Стоп!", и в тот же миг - труп.

(В.Высоцкий)

 

Откуда пришла йога?

Считается, что в древности йога была распространена повсеместно среди разных народов и стран. До сих пор в древних преданиях и мифах от России и Скандинавии до Египта и Ближнего Востока обнаруживаются отголоски этого учения. Но затем, в результате не совсем очевидных на сегодняшний день причин, ареал распространения йоги сузился до размеров древней Индии и некоторых прилегающих стран. Это территории таких современных государств, как Афганистан, Пакистан, Таджикистан, страны Средней Азии, современной Индии, Непала, Бутана и Тибета, страны Юго-Восточной Азии. В настоящее время этот ареал еще более сократился и стал включать только территорию современной Индии и Гималаев.

В Ведах прослеживается северное происхождение знаний, составивших основу йоги, при этом в одних школах под «севером» подразумевается север Индии, в других – крайний Север. Есть мнения, что эти знания распространялись с севера на юг по территории Сибири и Урала, затем направление распространения повернуло в сторону современных Ирана и Ирака, и только затем проникло в Индию. Такие артефакты, как обнаруженный в 1987 году в Челябинской области древний город Аркаим, служат подтверждением данной теории. Но единого мнения о происхождении йоги нет.

 

Мифы о йоге

Йога – самое древнее учение, основанное на Ведах – старейших письменных памятниках, дошедших до нас. И за это время вокруг йоги возникло множество мифов.

Большим количеством мифов йога обросла в самой Индии. Долгое время это учение распространялось тайно – нельзя было просто так получить знания йоги. В индийских школах йоги существовали определенные ступени, которые человек должен был пройти, прежде чем его посвящали в те или иные практики и аспекты философии йоги. И это длилось тысячелетиями, в течение которых знания йоги перемешивались с местными религиями и мифологиями.

Менталитет Индии пропитан религиозностью, это сказывается на образе жизни, но этот образ жизни сложился недавно, всего 500-1000 лет назад, а йога существует уже тысячелетия. Например, во времена Будды образ жизни в странах Востока радикально отличался от современного индийского, но йога уже и тогда была йогой.

Затем, примерно 150-200 лет назад ситуация резко изменилась: йога начала распространяться открыто, практически для всех желающих.

Когда йога стала проникать на Запад, добавились западные мифы. К примеру, тантра-йога, связанная с взаимодействием мужского и женского начала, из-за наличия сексуальной составляющей подверглась профанации и зачастую на западе воспринимается как нечто скандально-увеселительное.

Поэтому в настоящее время существуют два наиболее распространенных противоположных представления о йоге: как о гимнастике и физкультуре с одной стороны, и как об индийской экзотике, с  другой – так называемый, «хинду» стиль.

Оба представления являются стереотипами.

Есть много разных видов йоги – практически каждому проявлению человека соответствует определенный вид. Самой популярной на Западе стала хатха-йога, направленная на работу с физическим телом, а также медитация и пранаяма-йога (работа с дыханием). Но йога далеко не исчерпывается такими «физическими» видами.

Например, существуют мантра-йога (работа с голосовыми вибрациями), раджа-йога (йога управления), янтра-йога (работа с визуальными образами), карма-йога, тантра-йога, йога визуализации, йога сновидений (работа с осознанными снами) и много других.

 

Йога и религия

Еще один стереотип – это отнесение йоги к религии, чаще всего, к индуизму или буддизму. Но йога не является религией, она уважительно относится ко всем религиям, дистанцируясь от них и считая, что это – личное дело каждого, т.к. высшее может открыться человеку по-разному.

Другое дело, что в йоге присутствуют различные сказания, которые можно интерпретировать как религиозные – названия поз, имена божеств и т.д. Но имена из древнегреческой мифологии также широко используются в европейской культуре и науке, при этом никому не придет в голову относиться к этому как к религии.

Как уже было сказано, долгое существование йоги не территории Индии пропитало это древнее учение индийским религиозно-мифологическим колоритом. Если бы йога сохранилась у нас, то для объяснений использовались бы образы Василисы Прекрасной, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Ивана Царевича и т.д. Примерно так же нужно относиться к индийским богам и героям при чтении древних текстов по йоге. Это – аллегорические упоминания, призванные дать толчок разуму, позволить ухватить суть, иногда совершенно невыразимую.

 

Является ли йога сектой?

Йога в принципе не может быть сектой, так как йога – не религия, а система самопознания. В словарях дается следующее определение: «Секта – это отколовшаяся от основного господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для секты характерны замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли».

Итак, во-первых, йога – это не религия. Во-вторых, в йоге нет «основного или господствующего религиозного вероисповедания». Йога считает, что в самопознании главное – не вера, а опыт. В-третьих, йога – открытая для всех система самопознания. Ни о какой замкнутости и обособленности не может быть речи. В-четвертых, как любая система самопознания, йога является развивающейся, а не застывшей системой, поэтому не претендует на обладание истиной в последней инстанции. И наконец, цель йоги – в достижении человеком свободы, а не в том, чтобы ограничить его оторванными от жизни и здравого смысла догматическими предписаниями.

 

Йога и наука

Йога относится к науке очень уважительно, не подменяет собой науку и не противоречит ей. Здравый смысл и логика необходимы при занятиях йогой не меньше, чем при занятиях наукой.

Но в йоге, в отличие от науки, важна нравственная составляющая аспекта познания. В первую очередь йога призывает не причинять вреда живым существам.

Вероятно, в йоге есть такие знания, к которым современная наука еще не подошла, и которые могут быть отнесены, скорее, к сверхлогике. Но йога считает, что сверхлогика никогда не противоречит логике и здравому смыслу, а дополняет их. То есть, высшее знание не противоречит обычному знанию, в том числе и тому, с которым имеет дело современная наука. Таким образом, йога не противоречит науке, а скорее, дополняет и вносит элементы нравственности и доброты.

 

Йога и медицина

Часто встречается мнение, что йога как-то связана с медициной, дает рекомендации в отношении здоровья и предлагает способы лечения тех или иных заболеваний. Это также стереотип. Йога не является медициной и никого не лечит, йога – это система самопознания. Но, действительно, занимаясь йогой, люди часто замечают улучшение здоровья, повышение сопротивляемости организма и т.д. Все это можно назвать «бесплатным приложением» к йоге, «побочным эффектом», но не целью йоги. Таким образом, йога и медицина могут дополнять друг друга, и часто медики рекомендуют занятия йогой, особенно при проблемах с опорно-двигательным аппаратом, органами дыхания, а также в качестве средства достижения спокойствия, расслабления, анти-стрессового фактора.

И еще один важный вопрос. Некоторые искатели просветления в Индии или здесь пытаются приблизить его с помощью наркотиков. – Йога относится резко отрицательно к психотропным и наркотическим веществам. И не только потому, что это противозаконно и крайне вредно для организма, но еще и потому, что йога считает, что при помощи «химии» принципиально невозможно достигнуть каких-либо стабильных результатов. Основой самопознания является только воля самого человека.

 

Йога и спорт

Несмотря на то, что многие йоги показывают чудеса гибкости, устойчивости к воздействиям факторов окружающей среды (холоду, жаре и др.) и другие условно называемые «физические» достижения, йога не является ни акробатикой, ни спортом (фитнессом, гимнастикой, аэробикой и т.д.).

Все физические способности и сверх-способности, приобретаемые в процессе йогических практик, также являются «побочными эффектами», но не целями йоги. В современном западном обществе именно стремление улучшить свои физические данные (развить гибкость, похудеть, проработать определенные группы мышц, научиться правильно дышать и т.д.) зачастую приводит людей в йогу – в этом нет ничего плохого, в йоге уважается любой путь, приводящий человека к самопознанию. Человек так устроен, что работа с физическим телом рано или поздно приводит к эффектам на психологическом, тонком уровне, и наоборот. Цель йоги – в раскрытии каждым человеком своего грандиозного потенциала. Строго говоря, йога ничего не дает, она лишь помогает быстрее раскрыть то, что и так в нас есть.

 

Йога и образ жизни

В связи с существующими вокруг йоги мифами, бытует мнение, что занятие йогой требует какого-то определенного образа жизни – уединения в гималайских пещерах, вегетарианства, отказа от благ цивилизации, от семейной жизни и т.д.

Йога – древнее учение, за весь известный нам срок ее существования образ жизни людей, практиковавших йогу, менялся множество раз. Поэтому йога не предполагает, что человек должен вести какой-то особый, отличающийся от общепризнанного, образ жизни. С другой стороны, йога не настаивает и на обычном, наиболее распространенном образе жизни. Она выступает за полную свободу человека в этом вопросе и призывает вести именно тот образ жизни, который наиболее подходит каждому. Йога – достаточно могущественное учение, чтобы приносить пользу человеку независимо от того, какой образ жизни он ведет.

Основа йоги – это соблюдение гармонии и отказ от крайностей. То есть, всё должно быть уместно. К примеру, многих волнует вопрос о вегетарианстве – йога никому не навязывает вегетарианство, каждый волен выработать органичный для себя образ питания. В Индии и других жарких странах предпочтителен отказ от мясных продуктов, т.к. для жаркого климата органична более легкая пища. В то же время, в северных странах с суровой зимой мясоедение может быть уместно.

Поэтому же и образ жизни индусов не имеет отношения к йоге. Как уже говорилось раньше, «индийский стиль» в йоге связан лишь с тем, что долгое время йога существовала среди этой культуры. Это – более поздние наслоения, не имеющие отношения к йоге как таковой. Не нужно переносить в современное западное общество индийский стиль, обусловленный географическими, культурными, социально-экономическими и другими факторами жизни Индии.

Итак, резюмируя все вышесказанное, еще раз отметим: йога – это система самопознания, направленная на обретение свободы. При этом следует помнить, что обратная сторона свободы – это ответственность. Если на пути к личной свободе мы ущемляем или игнорируем свободу других живых существ, это усложняет нашу ситуацию в будущем. Достичь высшей свободы для себя можно, в первую очередь, через помощь другим в обретении свободы. То есть собственная свобода достигается только тогда, когда не сокращается свобода других. Это называется ответственностью.

Йога – это открытая система, базирующаяся на ряде основных принципов, главными из которых являются Первый и Второй принципы йоги. Говорить о них можно очень долго, но коротко они формулируются следующим образом:

Первый принцип йоги: Всеми силами старайтесь не причинять вреда ни одному живому существу, без крайней на то необходимости. Если возможности не причинять вреда нет, нужно поступать так, как велит долг.

Второй принцип йоги: Мы не должны растрачивать силы, энергию и время понапрасну. Нужно ставить цели и достигать их.

Иными словами, это принципы доброты и здравого смысла (эффективности). Соблюдение их и нахождение баланса между ними способствует гармонизации жизни и достижению результатов не только в йоге, но и во всех сферах жизнедеятельности.

На основе аксиоматики и основных принципов любой желающий изучить йогу может переоткрыть все методы и практики, которые когда-либо были известны. Более того, открытая система самопознания позволяет создавать уникальные практики для решения определенных задач на пути самопознания, с учетом места, времени и образа жизни людей, интересующихся йогой. Именно поэтому йога пережила века и прекрасно чувствовала и чувствует себя как в глубокой древности и в средневековой Индии, так и в современном мире на Западе. Зная аксиоматику йоги, ее можно адаптировать к разным странам, народам, культурной среде. Йога никогда не ставит под сомнение традиции, устои общества, философские и религиозные взгляды людей в тех странах, куда она приходит. Йога естественно и гармонично интегрируется в жизнь людей, не пытаясь подменить собою религию, науку и медицину, а также навязать кому-то некий «йоговский» образ жизни.

И наконец, в йоге существует правило: Йоге нельзя научить, но можно научиться.

Пока человек не захотел сам встать на этот путь, ему не поможет никакой гуру. Но если есть внутренняя готовность и желание, всё и все начинают помогать нам в нашем движении к самопознанию. Древняя мудрость гласит: «Готов ученик – готов учитель». И не обязательно искать его в Индии или Тибете. Учителем может стать любой человек, Вселенная будет «подбрасывать» нужные книги, посылать информацию в виде как бы случайных знаков, смс, встреч, мыслей и снов…

 

Если вас заинтересовало учение йоги, с более подробной информацией можно познакомиться на сайте Международного Открытого Йога университета www.openyoga.ru

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.