Представь, что пришла война (подборка стихов)
Гешелина Елена▼ ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ПРИШЛА ВОЙНА (подборка стихов)
● ● ● ● ●
в пустых универовских коридорах душно и ни намека на сквозняк,
сидишь на лавочке перед дверью, окрашенной в голубой,
там, за дверью, идет занятие: фонетика, видимо, слышатся голоса,
твердый приступ, долгие гласные, конечный согласный нельзя смягчать,
мальчики стесняются зеркалец, девочки корчат рожи.
мальчики недовольны: они взращены на американских фильмах,
там, где гнусаво растягивают слова.
они все в узких джинсах, слушают инди, играют мьюзик,
девочки все по-журнальному хороши.
было две кафедры, стало три, двери покрасили.
в коридорах по-прежнему ни души.
пустые школьные коридоры, сегодня суббота, занятий нет
первый этаж выкрашен в бежевый, четвертый – в бледно-зеленый цвет.
бывшие школьники небрежны в шутках, курят все, как один,
бывшие школьницы ходят в шубах, счастливы в браке, конечно, с детьми,
иногда все вместе встречаются, ездят летом на лыжи, зимою – на шашлыки,
в школу тоже заходят, конечно, классную повидать.
подруга по Интернету познакомилась с новозеландцем,
уехала к нему, шлет открытки, там зелено круглый год,
идем в кабинет математики, там чужие люди.
нашей учительницы нет, она умерла уж два года как,
на рождество как раз. В коридорах тихо.
смотришь с четвертого этажа, там дети играют в снежки.
на набережной тихо, январь, минус восемнадцать,
замерзшая Обь похожа на плексиглас,
когда-то там были лавочки, на них рисовали,
за это нам даже милицию вызывали.
мы так неприкаянно веселы,
так отчаянно неодиноки,
и если скинемся по рублю, то купим бутылку водки.
а кто не хочет – тот пьет портвейн сливового вкуса и цвета,
на сдачу – батон «Отрубной», майонез, дешевые сигареты.
на набережной тихо, а что ты хочешь – зима.
мне скоро тридцать, я плохо готовлю, бойко пишу,
былые друзья стали фото в альбоме,
в комнате солнце, пусто, слышно радио у соседей,
можно подольше спать, воскресенье.
мне двадцать два, я сижу с друзьями в кафе,
пью растворимый кофе за пять пятьдесят,
стихи в тетрадке, курточка, старый берет,
купленный в Н-ске на барахолке.
мне одиннадцать, у меня черные косы до пояса,
когда я их отрежу, остановится детство,
остановится
детство.
● ● ● ● ●
говорили: покажем тебе новый мир,
там ты будешь сильнее всех,
кто глядит на падающего в грязь
и рукой прикрывает смех.
и давали оружие – не в долг,
не в подарок, а подержать.
сколько тестов еще я должна пройти,
чтобы мне разрешили стрелять?
с каждым годом, прожитым на «выдох – вдох»,
все неправильней и трудней.
а судьба издевательски бьет в глаза
красным светом сигнальных огней.
● ● ● ● ●
Шарлотту бросили. Некому по утрам
кофе варить и овсянку подогревать.
говорят, уехал в Индию, в какой-то ашрам,
раскаялся, говорят, не хочет никого убивать.
Шарлотта думает: «Шестьдесят тысяч фунтов в год,
Квартира в центре, машины нет, буду ходить пешком.
Меня знает полсвета, каждый уличный пес узнает –
куда б ни приехала. Узнает ли он?
Я слышала, что он болен, что не встает,
что после лечения он слегка не в себе.
Мы с ним не виделись – Боже! – двадцать один чертов год!
Узнаю ли я его? Не уверена, хоть убей».
Шарлотта курит в кабинете у главврача,
стены красить пора, потолок обшарпанный.
«Однажды он пытался бежать, открыл окно,
этаж был пятый. Кричал: «Плевать, что меня заперли!
Люди летают – верите или нет?
Только в полете люди становятся вольными!»
Мы нашли его через час. Его не спас даже снег –
зима была снежной. Санитаров, конечно, уволили».
«Скажите, док, говорил ли он обо мне?»
«Говорил что-то, но мы не придали значения.
Он еще вел дневник» - «Покажите дневник мне». – «Нет.
Врачебная тайна». – «Сделайте для меня исключение».
Подкупленный врач протягивает ей тетрадь.
На первой странице знакомый неровный почерк:
«Шарлотта! Мне сложно жить и легко умирать.
Меня похоронят без оркестра и прочих почестей.
Как жаль, дорогая, что ты никогда не умрешь.
Как жаль, что после меня будут легионы...»
Далее – неразборчиво: «...память как летний дождь
смоет следы, и ты снова будешь влюбленной».
«Я не хотел бы жить вечно – и так хорошо.
Только вот...» - на этом рукопись обрывается.
Вот и все, думает Шарлотта, и этот ушел.
Мое персональное кладбище расширяется.
Она плачет на автобусной остановке,
На себе ловит взгляды жадные и случайные.
«Не выйдет, дружок. Стреляешь глазами ты ловко,
Но ты смертен. А я бессмертна. И это печально».
● ● ● ● ●
здесь пишут друг другу любовные письма,
претендуя на вечность и оригинальность,
негласному правилу следуя,
не критикуют друзей,
а вместо похвал нажимают I like it в фейсбуке.
здесь никогда не плачут на людях,
смеяться тоже грешно.
здесь до весны доживают, как до победы.
самое страшное здесь –
прожить в одиночестве зиму.
● ● ● ● ●
***
хорошо только первые пять лет – свечки, торты, серпантин.
в свой день рождения ты никогда не остаешься один:
тебя любят,
ты защищен
и заочно за все прощен.
еще пару лет – и тупик, ты осознаешь:
каждый новый день приближает тебя к концу.
тебя любят,
но ты не любишь
то, что в поле твоего зрения.
а потом наступает то, что боишься больше всего,
чаи с антиоксидантами, золотые нити, коллаген:
продлись, продлись, очарование, юность, не уходи!
какая там мудрость?
причем тут опыт?
● ● ● ● ●
победа – это признание поражений,
святое умение не вспоминать о плохом,
быть лириком в мире, где ценится только эпос,
быть болтуном в мире глухонемых и просто молчащих.
победа – это когда не боишься самой себя,
седых волос, одиночества, потери работы.
в юности ты мечтала быть героиней кино,
хорошо остаться хотя б в городских анекдотах.
победа – это пустой полустанок на краю земли,
ни одного человека, куда там знакомых.
без дома, без друзей – твоя жизнь теперь затяжное «без».
вставай. мы уже дома.
BLUE VALENTINE
теперь у меня опущенные углы рта,
а у тебя – седина на висках
и складка между бровей.
как бы нам не встретиться
на одной улице, на одном повороте?
у меня окна, рамы из пластика и мириады стен,
ежедневный путь из варяг в греки –
из квартиры в контору и снова в квартиру.
у тебя жена, которая не любит незваных гостей,
тех, что хуже и Золотой Орды,
и планеты Нибиру.
как бы нам не встретиться в мире общих знакомых?
февраль замораживает сердца, заворачивает их в пластик.
и куда бы ткнуться, чтобы не было так холодно,
просто согреться, никакого вселенского счастья
● ● ● ● ●
Лизе
женщина – бархатный кофейный взгляд, черный высокий ворот, кофейная кровь
(не голубая, это слишком банально, просто)
смотрит в меня, видит меня насквозь,
с сердца сдирая коросту.
«что, - говорит женщина, - не отпускает тебя?
ты не переживай, мы все там были,
пережили, вернулись, а ты живи,
он еще вспомнит, как его однажды любили».
я роняю слезы в вино, я отравлена, я больна,
у меня в душе пели флейты,
сейчас – тишина
● ● ● ● ●
представь, что пришла война. Что нужно бежать
или сражаться – третьего не дано.
сделаешь выбор? трудно. но все решено.
остаться и подыхать, уезжать и погибать.
это как в старой сказке – и справа, и слева смерть.
оглянись на пылающий дом и стань соляным столбом.
не хочется больше биться о стены лбом,
впрочем, бомбежка прошла, стен больше нет.
представь, что пришли за тобой. Что приклад упирается в спину,
и связаны руки, и кровь запеклась у разбитого рта.
что-то не получилось, что-то в этой картинке не так.
представь, что ты никогда не умрешь,
представь до того, как кровь горлом хлынет
● ● ● ● ●
запрокинув голову, видишь, как переливается серый,
как толкает тучи локтями-лучами солнце,
март на календаре, зима вскрывает вены,
и черная кровь заливает улицы, переулки.
запрокинув голову, видишь, как низко небо,
как малы прохожие с лицами приговоренных
к повешению или вечной каторге где-то
на севере, там, где в июне бывают метели.
запрокинув голову, видишь точки и запятые,
птицы и самолеты в бескрылом небе.
снишься себе: за спиной у тебя крылья:
проволока, цветная бумага, перья из карнавальной маски.
запрокинув голову, видишь себя на земле:
вечная девочка с глазами самоубийцы,
всех запоминаешь, соединяешь в себе их лица,
чтобы сон разума породил очередного монстра.
но не двигаешься, стоишь, запрокинув голову,
убеждая себя, что небо становится ближе,
а на самом деле оно с каждым днем выше и выше,
под ногами земля надламывается, как сухое печенье.
правда в том, что мы смертны, мы хрупки, ломки и деликатны,
не железо и сталь – а сухое дерево, щепка,
оттого у нас глаза пожизненно заключенных
в оболочку
из тонкой кожи
● ● ● ● ●
заходите ко мне чаще,
я давно превратилась в звучащее,
бестелесное, бездушевное,
бесполезное, не-волшебное.
заходите ко мне – в памяти
много слотов пустых, незанятых.
не ищите меня по квартирам и чердакам,
и на улицах не караульте,
меня больше нет.
а вообще-то знаете... не заходите,
просто вспоминайте хоть иногда:
память – место, где я все еще красива,
и, кажется, даже жива.