Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 78 (июнь 2011)» Критика и рецензии» Заметки неспециалиста о 6-м выпуске журнала "Вольный лист"

Заметки неспециалиста о 6-м выпуске журнала "Вольный лист"

Мишакина Елена 

ЗАМЕТКИ НЕСПЕЦИАЛИСТА О 6-М ВЫПУСКЕ
НЕКОНСЕРВАТИВНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА
«ВОЛЬНЫЙ ЛИСТ»

 

В литературных журналах принято разбивать публикуемый материал на блоки: поэзия, проза, публицистика. А ведь творчество - это несоизмеримо больше, чем список авторов в конце книги, поделённый на «ПРОЗА» и «ПОЭЗИЯ». Хороший журнал захватывает так, что в какой-то момент забываешь, по какую сторону книжной страницы находишься, где реальность, а где вымысел. Ты проживаешь страницу за страницей на одном дыхании, словно маленькую жизнь от рождения до смерти. Взять, к примеру, «Вольный лист», один из лучших литературных журналов, что мне доводилось читать в последние годы. Здесь 6 отделов, соответствующих разным этапам жизни человека: рождение, детство и его преодоление, юность и поиск смысла, а также период осознания ошибок, нахождение и потеря смысла бытия… В общем, все как в жизни. Иван Осипчук, единственный автор, представленный в отделе Рождение, в «Главе номер Раз» рассказывает о радостях и печалях еще не родившегося человека, о том, как он воспринимает мир и свое рождение.

Дальше все не все так однозначно. Как в жизни человека с детства подстерегают многие соблазны, ему открыты тысячи дорог, так и в литературе, детство – это и прекрасные, сохранившие детскую непосредственность стихи молодого поэта Дарьи Решетниковой, никак нежелающей понимать этот мир:

 

В этом мире,

как в прибранном взрослом шкафу

все лежит на странных, но всё же СВОИХ местах

 

Но еще это детство литературного мастерства. И не важно, сколько лет подобному «ребенку». Это может быть и почтенного возраста муж, член Союза писателей России, и молоденькая дурочка, пишущая для того, чтобы выгоднее продаться. В данном контексте, детство – понятие диалектическое. С одной стороны, автор должен сохранить двери восприятия открытыми, а с другой – хороший поэт/писатель не существует без технического мастерства. Вероятно, поэтому в отделе Детство и его преодоление редакция сразу двумя статьями обрушивается на незрелых омских литераторов: «Школа мастерства» Н.М.Трегубова» Ивана Тарана критикует местную поэтическую студию, в которой учат писать стихи, причесывая авторов под одну гребенку; Николай Березовский в заметке «Плагиатору для навара сгодится и Тара», поведал читателям о случае откровенного плагиата со стороны члена Союза писателей. В общем, везде одни и те же проблемы. Стыдно, товарищи писатели!

Молодость – это всегда самое бурный период в жизни человека, этап тотального отрицания и низвержения авторитетов. Время яростных поисков смыслообразующего вектора, уверенность, что этот вектор один, и он непременно существует. Поэтому, представленное в отделе Загадки юности и поиск смысла, имеет привкус бунта и нигилизма, как у Ивана Тарана:

 

Экстремисты выходят на площадь –

Будет мятеж.

Нет, не бывать нам больше

В подчинении у невежд.

 

Еще, у него же:

 

Я – король Шиз Первый.

Я абсолютно свободен.

Ненавижу и сборища мэтров.

Я буду известен в народе.

 

Затрагивает актуальные вопросы самоидентификации человека, звучащие у Анастасии Орловой в эссе «Пора подумать о будущей профессии»: «Кто я в этой жизни? Кем стану? Чего добьюсь?» Юность – постоянный поиск. Поиск себя в мире и мира в себе.

Период осознания ошибок и обретения нового у каждого свой. Для Евгения Барданова, автора критико-литературоведческой статьи «Над вымыслом слезами обольюсь», это, прежде всего, мужество трезво взглянуть на классиков, признанных мастеров литературы, раскатав их по словечку, указав, в чем они слабы. Хотя прав ли он, критикуя А.С.Пушкина за неточность рифм и несовершенство аллитерации, каждый пусть ответит себе сам. Здесь будет уместным привести стихотворение Дмитрия Соснова, опубликованное в этом же отделе:

 

Чтобы в вечности остаться,

Надо быть шероховатым:

В неизвестное бросаться,

Сто критических раскатов

Принимать как похвалу,

Отвергать холодный разум,

Что мертвит любую фразу,

Жить одной любовью сердца

И ее – не остужать.

 

Хотя на то «Вольный лист» и вольный, что собирает под одной обложкой авторов с диаметрально противоположными взглядами.

Вслед за осознанием приходит период Определения истины и ее потери. Время, когда с реальности спадает последний романтический флер, приходит сначала понимание жизни, затем понимание непонимания. Игорь Хохлов замечает:

 

Светлое будущее, светлое будущее…

«К нему ль пробираться на ощупь?

Куда мы идем? Зачем мы идем?

и идем ли вообще – где ответ?»

 

Иронию и цинизм обычно считают признаком разочарованных в жизни людей. Но вернее было бы назвать их отметкой, что несут в себе умудренные опытом люди. Подведение итогов и завершение жизни – под таким заглавием представлены читателю «Сборник современных задач» Тимура Соколова и сатирические рассказы лауреата премии В.П.Астафьева (малый круг) в 2006 году Павла Жуткина. От них, как говаривали в стародавние времена, за версту несет бунтом и фрондой. Соколов затрагивает остросоциальные темы и бичует пороки общества не хуже Салтыкова-Щедрина: пересекаются ли параллельные прямые власти и народа где-нибудь, кроме как на баррикадах? Чья власть сильнее, правды или денег? Кое-кто из доверчивых читателей,  судорожно полез в конец книги в поисках ответа,  кто-то  так и продолжает верить в непогрешимость нашей Конституции. Хорошую прозу в провинции найти еще труднее, чем хорошую поэзию, но «Вольный лист» в этом отношении порадовал.

Еще… Да много еще хорошего здесь есть! Впрочем, сами все видите: ВОЛЬНЫЙ ЛИСТ.

 

Коментарии

 | 22.06.11 07:15
Привет! Критиковать Пушкина - круто!.. Чувствуешь себя ЕГО современником: словно читаешь впервые, ещё не зная, что он "наше всё", а это уже "путешествие сознанием" (виза не требуется). Но в моей статье таковой НЕТ. Задача стояла иная. Мне неприятно читать разорванные фразы "даже у классиков", когда это искажает смысл сообщения при восприятии. Любое отклонение от ритма - это художественный приём, выделяющий какую-то мысль. Если таковой мысли нет - аритмия избыточна. Отсутствие аллитераций и тем более неточности рифм я вообще не предъявлял...Так что, друзья, читайте внимательнее!
 | 22.06.11 07:17
Привет! Критиковать Пушкина - круто!.. Чувствуешь себя ЕГО современником: словно читаешь впервые, ещё не зная, что он "наше всё", а это уже "путешествие сознанием" (виза не требуется). Но в моей статье таковой НЕТ. Задача стояла иная. Мне неприятно читать разорванные фразы "даже у классиков", когда это искажает смысл сообщения при восприятии. Любое отклонение от ритма - это художественный приём, выделяющий какую-то мысль. Если таковой мысли нет - аритмия избыточна. Отсутствие аллитераций и тем более неточности рифм я вообще не предъявлял...Так что, друзья, читайте внимательнее!
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.