Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 78 (июнь 2011)» Критика и рецензии» Творческая революция (поэтическая маевка "Ликбеза" 23.05.2011)

Творческая революция (поэтическая маевка "Ликбеза" 23.05.2011)

Годар Юлия

ТВОРЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

эссе о поэтической маевке 23.05.2011

Что я могу рассказать вам о маевке? Что нового я могу дать вам, о чем поведать - если лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать? Ваша рука сейчас нежно облечена в форму мыши - волшебного артефакта, одним только кликом раскрывающего окна. Нажатие - напряжение - электрический ток - и перед вами видео. Кликните на участника - вот его фотографии, досье, строки стихов... Вы можете все, мир ужался до вытянутой руки, скорость и время - до щелчка, - в ваших силах стать волшебником, творящим из ничего нечто: подобно тому, как кукольник раскрывает чемодан и разворачивает перед нами пространство спектакля.

Но задумывались ли вы, что то пространство ярмарки, на которое кукольник ставит свой чемодан, та вымощенная камнем площадь, где свершится всё действо - тоже развернута кем-то и может быть свернута, схлопнута в любой момент? И где тогда окажемся мы, зрители? В чей сундук будем брошены?

Я попробую поведать вам об этом. О том пространстве закулисья, о желтой стреле поезда, с которого сошел сказочник, о том, куда он едет и что видит сквозь качающееся мутное стекло…

Сейчас поезд едет назад. Между стаканом чая и портящимся беляшом, вскинув засохшие лапки, лежит уже месяц как мертвая муха. Сейчас она зажужжит и сядет на стекло, на отражение мелькающих равнин, полей и лесов, - пейзаж в России все тот же, хоть задом наперед едь, в любую сторону, - бескрайние просторы, разделяющие и без того не достаточно сплоченных жителей. В библиотеках белеют пожелтевшие газеты, портреты Ленина становятся ярче, в городах пропадает ядовито-красочная реклама. На деревьях появляются скворечники, на балконах – гири и лыжи, пассажиры читают «Литературную газету» в поезде и стихи в метро.

Слово «ликбез» не кажется ни пафосным, ни ретроградным. Никакого китча, перформанса, ностальгии в нем нет. Собственно, сейчас, в прошлом, у него два значения: ликвидация безграмотности - массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР; и название самиздатовского журнала, широко известного в узких кругах  - ликвидация духовной изоляции творческих личностей, площадка для оттачивания пера и едкости мысли.

Время бесплатных детских садов и копеечного мороженого, кружков авиамоделирования и фотографии, вечерних белых простыней с красочными диафильмами, страшных историй в пионерских лагерях и настоящих, библиотечных, не купленных родителями, учебников. Красочное пространство свежих книг и шипящих пластинок, искренних песен и познавательных сериалов. Я знаю, что не все любят это время. Не только Советский союз, но и период собственного детства. Это искусственное оранжерейное пространство безопасности, образовательное пространство.

Для многих юных идеалистов и нонконформистов, выросших затем в писателей или художников, детский сад, школа, и даже университет были сущей каторгой с мучительным просыпание по утрам, манной кашей и принципиально настроенными учителями и преподавателями. Однако ни в одной стране мира не любили детей так, как в Советском Союзе – бескорыстно. Да, им не давали смотреть по телевизору всё подряд, но уж если для детей создавали и выпускали мультфильм, - то исключительно для развития, воспитания или элементарной радости ребенка, - а никак не затем, чтобы выпустить дорогущую серию пищевой продукции типа «Лунтика» или «Смешариков». Это время бесплатных обедов, экскурсионных автобусов, журналов, выписываемых по почте, это возможность посетить музеи в крупных городах и съездить в санаторий или летний лагерь. Время веселых стартов и песен у костра, пионерских зорек и гуашевых плакатов, хороводов и переводов бабушек через дорогу. Да, это было время сладкой полулжи, но всё равно все рано или поздно узнавали «откуда берутся дети». И шансов стать людьми у этих детей было значительно больше.

Неожиданно поезд качнулся, с верхней полки падают чемоданы и пассажиры, туннель, темнота, сумятица. За окном все те же леса и равнины, в окно бьет то же пунктирное солнце, и несведущему, невнимательному пассажиру, трущему спросонья глаза, сложно еще понять, что едем мы в противоположную сторону. Мы сбились с направления: «прогресс-наука-космос», но кому-то это еще не очевидно и кажется интеллигентской истерикой. Он по-прежнему называет платные места в университете «дополнительными», хотя по количеству бюджетных мест на гуманитарных факультетах в университетах, очевидно, что платники – основная масса, а бесплатное обучение – нелепое исключение из правил, удача, пойманная счастливчиками за хвост. «Дополнительным» стало всё: путевки, билеты на спортивные соревнования, ремонты в школах, кружки рисования и лепки, учебники по обязательным предметам, обеды, спортинвентарь.

Сейчас «дополнительными» становятся школьные предметы. Базовые и платные. Нет-нет, соседи по поезду успокаивают: что вы, президент обещал, конституция гарантирует… Бесплатное для всех… Но какое? Сколько уроков еще сократится, сколько деревенских школ закроется на оптимизацию? Каково оно «основное», «среднее»?

«Никогда не сбивайся с курса, - говорит сказочник. – Мы все рано или поздно это делаем».

Он поднимает свой потрепанный короб, и достает оттуда кукол. У них картонные плакаты, но настоящие, живые голоса. Они выходят на площадь перед кинотеатром «Мир», и, ослепленные солнцем и попутным ветром флагу, сами еще не верят, что в мире всё будет по-другому. Они спорят о современной молодежи и устаревших «пенсионерских» приемах проводить уличные мероприятия. Им хочется плясать, петь, хватать за рукава прохожих. Насупленный пасмурный мир еще не пронизал их до костей, не перевел солнечные часы на холодное время разочарования.

«Бесплатное образование должно быть дешевле!», - кричат они. Прохожие – проходят. «Главное – дети. Но чьи дети главные?» Прохожие – проходят. Чем их привлечь? Яркой картинкой, прикольным флэшмобом, страхом: «Твой ребенок умрет от рук гопника»? Силой искусства? Поэзией?

Что нужно современным людям? Как говорить с ними на их языке, как сказать так, чтобы голос прозвучал прямо в сердце? А сказочник записывает всё: споры, отчаяние, живые диалоги. Вот это – настоящее, реальное, не-прошлое и не-будущее. Настоящая живая жизнь, не потерявшие актуальность проблемы, искренние переживания. Именно это нужно ставить на сцене, там, где соберутся неравнодушные, свободомыслящие, авангардно настроенные зрители, душа которых резонирует с рифмой. И вот светят лампы, органной какофонией настраиваются музыканты «Первого завтра», персонажи проживают свою роль заново – каждый до конца. Маленькая Юля предлагает перформанс – раздавать не листовки, а воздушные шары: «Пишем на нем – бесплатное образование – и протягиваем маме с малышом». Максим, играющий Максималиста, тут же прокалывает шарик прямо в руках у ребенка: «Вот так и честнее, и нагляднее». Весь спектакль, перемежающийся дивным поэтическим слогом звездных поэтов, строится на драматическом антагонизме настроений борьбы и смирения, надежды и безысходности, прошлого и будущего…

Сцена оживает, наполняется смехом и остроумными репликами из зала, а к рисованию плакатов непринужденно и незапланированно присоединяется ребенок. И вот каждый довел свою роль до конца, до предела: так, демагог-оппортунист Гадя окончательно утвердился в правоте своей роли, отказавшись продолжать картонное шествие. И флаг его поник. Но шествие с огнями продолжается: «и слезами плачут куклы, и огнем пылают буквы»… Скручивают плакаты, чтобы, встряхнувшись из чемоданчика, снова развернуть их на площадях в день защиты детей. Мы уже не одни. С нами настоящая живая поэтесса – Александра Вайс. Она вышла стоять не за прошлое, не за коммунизм, а за свободу. Свободу – мышлению, вся власть – воображению.

 Фотографии Инны Кашкаревой

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.