Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Письмо А.С.Пушкину (эссе)

Рогова Анастасия 

ПИСЬМО А. С. ПУШКИНУ

 

Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич!

Пишу вам, как дети пишут Деду Морозу – далекому, но надежному чуду. Вам, наверное, было бы приятно узнать, что вы – солнце русской поэзии и вообще «наше всё». И народная тропа не только не заросла к вашему памятнику нерукотворному, но даже превратилась в широкую асфальтовую трассу, и целым поколениям россиян вкус к литературе прививается именно вашими стихами – с самого раннего детства в обязательном школьном образовании.

Да и рукотворных памятников вам полно по всей России. Самый известный – в Москве, где в вашу честь назвали одну из центральных площадей. Есть памятник и где вы вместе с вашей супругой Натальей, и даже где вы с вашей бабушкой – в Вязьмах, куда вы к ней приезжали в гости. Вы там маленький и кудрявый, а бабушка вся в юбках и кружевах. Но все дети и взрослые, которые видят этот памятник, думают, что это ваша няня Арина Родионовна. Бабушке вашей это бы, конечно, не понравилось, но никто ж не виноват, что она не умела сказки рассказывать.

Что касается современных процессов в литературе, то, несмотря на минувшие двести лет, кое-что практически не изменилось. Вы писали в черновом наброске статьи «О прозе» в 1822 году: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не подвинется)».

Вы, Александр Сергеевич, как в воду глядели. Не продвинулась. В современной литературе – не то что в стихах, но и в прозе – мысли не в почёте. И даже наоборот – приветствуется полное их отсутствие. Словесная игра стала самоцелью, и девиз современной что прозы, что поэзии: «Неважно что, важно как».

«Блестящие выражения» описывают в основном вещи бытовые – кто как поел, поспал, и даже интимные подробности, причем со всеми деталями. И вот этот замкнутый круг очень мастерского описания своего бытия и своих ежедневных размышлений по поводу этого бытия и есть сегодня современная русская проза. Потому ее и не читают люди. Такие тексты интересны автору и узкому кругу его знакомых – как правило, критиков и издателей. Книги выходят мизерными тиражами – от 2000 до 5000 тысяч экземпляров (не считая бульварных романов и фантастических эпопей), и это –  на многомиллионную Москву, не говоря уже обо всей России. Поэтому сегодня полно известных, премированных и награжденных всевозможными наградами писателей, которых знать никто не знает и никто не читает. Читатель – тоже человек и прочесть 700 страниц детального описания он ел-спал-пил-любил-думал ни про что не в состоянии. Потому он уходит в интернет и читает там блоги, форумы и статьи на сайтах.  Вы про интернет и блоги ничего не знаете, но вам бы это местами понравилось.

Другой характерной чертой современной изящной словесности (художественной литературы) стало то, что в книгах теперь можно писать всё. Вас когда-то разбранили за то, что вы употребили в «Руслане и Людмиле» слово «ноздря», там, где Руслан пощекотал эту самую ноздрю голове великана. Что бы испытали почтенные мужи, поднявшие скандал вокруг этой ноздри, если бы заглянули в современные тексты? Которые переполнены физиологическими подробностями половых актов, с упоминанием не то что ноздрей, но и всех органов человека, особенно тех, про которые в ваше время не то что писать, но и говорить-то в порядочном обществе считалось недостойным уважающего себя человека. Тем более в присутствии женщин. Боюсь, если бы вы послушали модные стихи некоторых современных барышень-поэтесс, вы бы пришли в крайнее негодование. То, что раньше считалось языком отребья, сегодня гордо сияет в книгах признанных мастеров слова, даже у представительниц прекрасного пола, которые этим бравируют не хуже ваших каторжников.

А вот даже близко подойти к вашим чудесным, дивным сказкам никто так и не смог. Потому что пошли в другую сторону. Нет, фольклор сегодня популярен у писателей и поэтов не меньше, чем в ваше время, но почему-то никто не видит в нем той прозрачной чистоты, гармонии и волшебной музыки стиха, которые увидели и преобразили в своих сказках вы. Если современный автор обращается к фольклору, то его интересует обязательно всё та же матерная брань, непристойности и похабщина. Выдумываются, выискиваются и вытаскиваются на свет божий самые отвратительные черты человека, из всего богатого и уникального наследия русского народного языкового пласта выцарапывается всё самое черное, грязное и убогое.

Вы, вероятно, не одобрили бы такого отношения к языку, в котором вы всегда видели гений и высокий образ России. Потому, Александр Сергеевич, ваши книги до сих пор куда как популярнее, чем тексты большинства современных авторов, и тропа народная к вам не зарастет никогда, даже если люди, благодаря реформам образования, разучатся читать, или вообще перестанут читать книги в пользу интернета, или даже если вас уберут из школьной программы. Потому что люди чувствуют, где настоящее – как ваши сказки, а где – искусственность и фальшивка.

На этой радужной ноте мне приходится с вами прощаться, хотя сердцем я всегда с вами и довольно часто перечитываю те сокровища, что вы нам подарили и оставили в наследство, за что вам огромное человеческое спасибо.

 

Ваша Анастасия Рогова

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи:  6
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.