Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Ветры Монголии (заметки)

Негорожина Надежда 

Монголия. Я побывала здесь впервые в 2007 году. Это не просто другая страна, менталитет, экономика. Это особое пространство. Дни здесь льются как густой шоколад — они насыщены событиями, и одновременно на все есть минутка.  

 

 Когда год назад мне предложили уехать сюда, я не раздумывая согласилась. C нетерпением ждала, когда уеду из Барнаула – он стал для меня невыносим; из России, где оставались мои немногие друзья. После университета меня ничто там не держало. Можно было двигаться в любом направлении. И я выбрала юг.   

 Госы сдавала - как в тумане, диплом тоже писался в предвкушении будущего. Лето тянулось ДОЛГО, казалось, что я так и останусь там, а Монголия мне приснилась.

 Я постоянно звонила руководителю и спрашивала: «А еще не известно точно, когда мы едем?». Звонила раз в неделю. Я в детстве маму так доставала, когда знала: в конце недели мы пойдём в цирк или в театр. Я выросла, а ничего не изменилось.

 И вот звонит телефон, спрашивают: «Не передумали ли Вы везти с собой кошку?», потом говорят, что в воскресенье едем. Я не спала всю ночь перед сборами: проверяла документы, вещи, книжки, кошкины документы, вещи, игрушки. Утром мы выехали из Рубцовска. Все заспанные. Мама смотрит на меня, я знаю, что она не хочет меня отпускать, и к Груне она за это время успела привязаться. Папа несколько раз по пути в Барнаул оборачивался и спрашивал: «Дочь, может, ну ее, эту Монголию?». За последние пять лет моей учебы я впервые пробыла все лето с родителями, так что, как на первом курсе, расставаться с ними не хотелось. 

 Но вся грусть улетучилась, как только я села в машину к своим попутчикам. Груша сразу стала всеобщей любимицей, хотя единственное, о чем я переживала – она будет всем досаждать. До Кош-Агача мы ехали без остановок, разве что в Сростках перекусили. В Кош-Агаче было тепло и сытно, правда туалет на улице, но возможность поспать на кровати и вкусно поужинать смягчали это неудобство. 

 Рано утром мы выехали в Ташанту. Попутчики мои были лучшими на этом свете — им нравилась моя кошка, они были веселые, а что еще надо? Это меня как-то успокаивало — в Рубцовске мне толком не могли объяснить, какие все-таки требования к перевозке кошек через русско-монгольскую границу. Летом пришлось бедное животное таскать по ветеринаркам на прививки и осмотры, потом перед отъездом - улаживать бумажные проблемы — дооформить паспорт (кстати, по паспорту она у меня Брунгильда), получить сертификат для перевозки через границу туда и обратно. Эх. Граница! На границе на Груню посмотрели, записали паспортные данные, даже посоветовали вживить ей микрочип под кожу: чтобы, если вдруг пропадет, по спутнику смогли отыскать. А вот монголы совсем не оценили наш энтузиазм. Документы они в ради приличия повертели в руках, а сумку с кошкой даже не попросили открыть. Я удивилась, а потом уже в Ховде узнала, что монголы кошек не только не любят, но и боятся, они говорят, что когда в дом крадётся вор, собака лает, а кошка лежит у хозяина на глазах. Не согласна! 

 Границу мы прошли успешно, ни к кому претензий не было. Дальше ехали через озеро Толбонуур. Это потрясающее место, знающие люди говорят - раньше здесь был океан, чуть ли не самый древний на Земле, но со временем он уменьшился до размеров озера. И это похоже на правду — тут столько камней, как на море, отшлифованных, гладких. Оно меняет свой цвет от насыщенного синего до цвета морской волны, как на картинках с видами Атлантики или Тихого океана. Вокруг озера много разных сопок, и все красивые, похожие на трюфели, приготовленные в домашних условиях, обсыпанные орехами и шоколадом, а зимой — словно хозяйка вместо шоколада использовала кокосовую стружку. 

 Мы сделали остановку в этих чудных местах. Здесь на каждый трюфель хочется залезть, осмотреть всё с высоты птичьего полёта. В итоге мы осилили только один — карабкаться по пологому склону, на котором камни выскальзывают из под ног, оказывается не так уж легко. Мы выбрали трюфель возле озера. И не ошиблись! Придется верить мне на слово — только тот, кто побывал здесь, видел все своими глазами, сможет понять мой восторг, восхищение, и преклонение перед спокойными, величественными горами. Когда смотришь на них, зная, какие они древние, собственная жизнь кажется мгновением, в котором не должно быть места дурным поступкам, мыслям, сожалениям; начинаешь понимать, что до этого многое в твоей жизни, к чему ты стремился и чего страстно желал - не стоило ни усилий, жертв. Да о них и думать не стоило. 

 Мы провели там около двух часов. Бедная моя кошка, просидев столько времени в чужой машине одна, вдруг стала проявлять чудеса любви — если до этой стоянки она только у меня сидела на руках, рассматривала своих соседей, иногда глядела в окно, то теперь она в буквальном смысле пошла по рукам и ногам и даже порывалась сесть водителю на плечи)). Ночевали мы в Баян-Ульгие (в переводе на русский «Богатая колыбель»). Хороший город, богатый. Здесь живут в основном казахи, есть даже турки. Тут хорошие магазины с приличным выбором сувениров на любой вкус: одежда из верблюжьей шерсти (в отличие от Ховда, здесь вещи интереснее, есть из чего выбрать), теплые верблюжьи одеяла, национальная обувь (я купила себе национальные монгольские сапоги, они действительно теплые, в отличие от наших, похожи на валенки, но из резины, внутри — войлок, носок загнут — по буддистскому обычаю, чтобы не топтать тварей ползучих, да растения, в России их почему-то упорно называли унтами), различные игрушки из войлока и маленькие войлочные юрты, сумки с национальной вышивкой, кожаная мелочь (кошельки, ключницы), кажется еще в одной лавке мы серебро... Товаров, в общем, не счесть... 

 Еще тут есть рестораны со вполне уместными ценами и вкусной едой. Местные говорят - есть даже ночные клубы с хорошей музыкой и диджеями. Если в Ховде, где я обитаю, с ресторанами проблем нет, то клубы больше напоминают сельскую дискотеку, но в этом есть своя прелесть)) 

 

 Переночевали мы в баянской гостинице без приключений и двинулись в путь. Когда спустя шесть часов пути мы увидели огни Ховда, не верилось, что это на самом деле. Мне потом еще недели две после приезда казалось, что я в кино или в каком-то доме, оклеенном фотообоями высокого качества с сопками, ярко-синим небом, и поэтому кажется, что можно до него дотронуться, а вовсе не потому, что воздух здесь кристально чистый, нет этого смога от машин и разных предприятий, заводов и фабрик. Здесь есть котельная, которая работает днем, а ночью "ложится спать", и поэтому горячая вода по ночам — редкость, у нее в эти ночи бессонница... Здесь каждый день можно увидеть гуляющих по городу коров, лошадок, раньше было много ослов, преимущественно писающих, а сейчас они куда-то подевались, только одного видела за все это время, хотя может стоит дождаться лета — вдруг зимой и осенью они где-нибудь спят... Мы как-то ходили на речку — было тепло. Вышли за черту города, подошли к искусственно насаженному парку, и нам навстречу вышел целый козий отряд во главе с пастухом, но пастух это не главное — он на поводке вел огромного верблюда. Может, я просто мало видела в своей жизни, но это был огромный матерый верблюд в самом расцвете сил! 

 Зимой здесь практически нет снега. Когда в России снег уже устоялся, в Монголии дует ветер. Зима без снега... Непривычно, как минимум. В ноябре вечером очень темно, фонари почти не горят, из окон не видно, что происходит на улице. Самый лучший сюрприз — когда ты выходишь из университета, вся в думах о завтрашнем дне, и вдруг забываешь обо всем… На лицо падают мягкие, большие, мохнатые снежинки. В Монголии, в конце ноября! Тепло, снежно, из-за снега не видно асфальта, снег идет стеной, как ливень летом, рыхлый, пушистый... А утром больно смотреть — здесь очень яркое солнце. А когда выпадает снег — оно отражается в каждой снежинке, в каждом кристаллике, одно сплошное белое море. Жалко, ненадолго. Неделя. А потом, снег тает, превращается в лед, а остатки роскоши ветер разносит по степи, и становится пустынно, и кажется – вот-вот придет весна.

 Но зима тут суровая, холодный ветер продувает все, что может продуть. Лицо замерзает, как в детстве - если не надеть капюшон и не замотаться шарфом по самые глаза. Когда одеваешься на работу, думаешь не о степени модности твоей одежды, а о том, насколько она может противостоять морозу. А вообще надо будет на досуге придумать свое название этому монгольскому холоду, а то «мороз» - какое-то уж больно русское. Вот по-монгольски «мороз» звучит очень неприлично. С другой стороны – тут и неприлично холодно.

(Продолжение следует).

Коментарии

Chaweb-model.info | 01.07.18 08:26
работа в органах без опыта для девушки http://web-model.info/page/rabota-v-organah-bez-opita-dlya-devushki/
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи:  3
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.