Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 82 (ноябрь 2011)» Критика и рецензии» Разорванный на строчки (о поэзии Кирилла Савицкого)

Разорванный на строчки (о поэзии Кирилла Савицкого)

Федоровский Игорь 

РАЗОРВАННЫЙ НА СТРОЧКИ

3D монохромная статья о поэзии Кирилла Савицкого (1985 – 2011)

 

Человека Кирилла Савицкого я не знал. Пара-тройка электронных писем, подборка в наш омский альманах «Вольный лист» - вот и всё. Во всяком случае, не будет банальных и стереотипных прощальных фраз, похожих одна на другую. Я знаю Кирилла Савицкого – поэта и здесь он бесконечен, здесь не сфальшивишь, поскольку стихи прямы и звукоосязаемы. Поэзия Кирилла Савицкого монохромна, здесь играет один только цвет – чёрный. Время действия стихов – вечер или ночь, дневной свет тягостен Савицкому, поэт намеренно создаёт черноту, чтобы в неё упасть.

 

Не искалеченный,

 Не излеченный…

 

 …Черный

 Монах. Черный.

 За гроздьями четок

 Плачет голодный

 Легочный ток.

 

 Бессчетные ночи,

 Отчитки черни…

 Ежевечерние.

 Пальцы как черви,

Порции порчи

 Точат висок.

«НИСХОЖДЕНИЕ»

 

Здесь у поэта черны даже звуки, читатель пропадает в этих бесконечных «ч». Если в начале стиха можно ещё плыть по плавным «л», запинаясь о темноту, то потом она поглощает тебя полностью, не даёт плыть дальше, забирает спокойствие. Даже в бреду поэту является  чёрное платье, и я понимаю, что надежды нет. Просветления не будет – настоящая смерть темна, мне это ещё предстоит понять. Стихи тяжелы, не просто для понимания, порой они тяжелы сами по себе и норовят то и дело выпасть из-под прицела зрения. Все эти «вишни веществ» и  «скальпели Оккама» не поддаются расшифровке: в них угадывается загадочная фигура самого поэта:

 

Я хочу, чтобы меня разорвали на строчки

 На глотки и застенчивые цитаты

 Чтобы в глазах моих читали многоточие

 Сентиментальные инквизиторы Ада

 

Поэт много говорит о себе в первом лице. Он осязает собственную смерть, находится с ней в постоянном диалоге, чтоб её не спугнуть. На чёрном фоне смерть не видна, словно нужная тебе вещь в тёмном углу шкафа. Но до неё надо обязательно докопаться, иначе бессмысленна сама цель существования (заглядывания в шкаф).

 

Железные фижмы журчали,

Как вожжи в руках палача

«КЕССОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ»

 

Слышу звук железа, холодный, кандальный, НЕСВОБОДА поэта давит на него, сковывает в судорожные кольца, заставляет бить кандалами, лишь бесполезно сбивая в кровь пальцы. Но кровь тоже черна в темноте – ничего не видно. Смерть умеет скрывать свой неприглядный вид, свою, быть может, оторванную голову и струпья по всему телу. Чтобы добраться до смерти поэту Савицкому нужно пройти бесконечную череду болезней: здесь и чахотка и паралич и пандемия. Будто бы раздвигая тяжёлые пальто, доходит он до нужной вещи – смерти в глубине шкафа.

Мне хочется с ним поговорить, но во мраке дня я не нахожу слов, остаётся лишь перечитывать оставшиеся у меня его слова:

 

Добрый день.

Не возражаю.

 

Выберите что-нибудь из заметок

или того что лежит в группе у меня

 

Его ответы на электронные письма тоже похожи на стихотворения, на попытку разрушить обыденность, когда она, казалось бы, неразрушима. Деление писем, которые он присылал мне на стихотворные строки понятно – Савицкий поэт во всём, в каждой мелочи, в каждом звучании.

 

Гулко

Плакала полая лунная мама,

Полируя межзвездные полки

Оттеночным лаком

«ДОМОЙ С НЕБЕС»

 

Звукопись стекается в нечто большее в полифонию, в «обоз озноба», в попытку сказать больше, когда слов уже не хватает, либо они умерли. Так и мы в будущем в стихах Кирилла Савицкого будем прочитывать что-то новое, что недоступно сейчас нашему сознанию. Сейчас Савицкий эстетезирует смерть, он ей наслаждается. Завтра он будет другим. Потому что мы взглянем на него по-другому. Мы немного приблизимся к поэту, в то время как он отдалится от нас на порядочное расстояние.

 

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.