Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 82 (ноябрь 2011)» Критика и рецензии» Дети пустоты (роман С.Волкова)

Дети пустоты (роман С.Волкова)

Рогова Анастасия 

«Дети пустоты»

Автор: Сергей Волков

Издательство: АСТ, Астрель, ВКТ

ISBN 978-5-17-072412-3, 978-5-271-33515-0, 978-5-226-03739-9

 

В соцреализме приоритетом авторского замысла являлась социальная подоплека сюжета. Такой стальной стрежень, на который наматывали художественные красоты и словесные витиеватости. Хотя, собственно, взгляд на искусство литературы как на инструмент, помогающий обществу решать свои социальные проблемы, воспитывать личность и вообще смущать умы и заставлять их менять мир к лучшему, был известен в мировой литературе задолго до соцреализма, и большинство классиков его не чурались. Не будем говорить тут о том, насколько искусство вообще обязано приносить или не приносить человечеству прямую или косвенную пользу – спор об этом ведется давно, и различные мнения, довольно убедительные, по этому поводу высказывались и продолжают высказываться.

Главное то, что сегодня эта ниша в отечественной литературе пуста и покрыта толстым слоем пыли, поскольку после краха соцреализма литература наконец получила возможность быть «искусством ради искусства». Текст, состоящий из слов, сегодня читают ради этих самых слов – во всяком случае, в том сегменте, который принято считать «настоящей» и «серьезной» литературой.

Трудно сказать, насколько литература от этого выиграла. Любая крайность имеет свои побочные эффекты. Литература, которая целиком замкнулась в самой себе, неизбежно отдаляется от читателя – того самого, простого, не искушенного в филологических процессах, и становится камерной. Той, что называется «не для всех». Плюсов тут достаточно, но есть и минусы. Главный – литература перестает быть массовым явлением, интерес к чтению резко снижается, книги такой камерной разновидности литературного искусства выходят тиражами мизерными и адресованы небольшой аудитории тех, кто в теме. Профессионалов.

Хотя то, что искусство можно срастить с социальной подоплекой, доказано давно и прочно. Видимо, на пример классиков и опирался Волков, пытаясь возродить это угаснувшее нынче направление. По словам самого автора, его крайне волнует ситуация с беспризорниками в России, и он использовал при написании книги объемный реальный материал. Однако, как известно, благие намерения не всегда ведут к благому результату. Литература – штука хитрая, одних реальных фактов и авторского желания их донести до масс мало, чтобы написать такое художественное произведение, которое действительно произвело бы нужный эффект.

                Главный промах Волкова в том, что он, по сути, так и не мог до конца определиться, чего ему больше хочется – написать роман или привлечь внимание к судьбам беспризорников. Вообще, есть всем известные примеры, вроде «Республики ШКИД» и трудов Макаренко, которые как раз писались на реальном материале, а между тем до сих пор стоят на полке среди прочей классики. Волков же попытался усидеть на двух стульях, что ему, конечно, не удалось. Вероятно, ему бы стоило писать свою книгу в совершенно ином ключе – скорее как публицистику. Тогда бы всё его богатое знание темы и тщательно собранный материал пришлись бы кстати. Если же он хотел написать художественное произведение, ему следовало уделить больше внимания персонажам – особенно их психологии, а не пытаться набить в текст под завязку всего-всего, что у него скопилось в архиве.

                В итоге роман получился ни то ни се. С художественной точки зрения он слабоват, хотя отдельные сцены выделяются на общем фоне – но, опять же, кого не тронут страдания ребенка, - неважно, каким языком они описаны? С точки зрения достоверности роман опять же слабоват, потому что, увлекшись сюжетными вывертами, автор забывает о фактах. Получился такой микс сюжета для телесериала и оглядки на славное литературное прошлое.

                Но хочется подчеркнуть, что всё же попытка Сергея Волкова написать подобное произведение заслуживает внимания и уважения. Хотя бы потому, что это едва ли не единственный пример, когда издательство выпускает книгу как раз такого плана –  и не «не для всех», и не «остросюжетную прозу». Это такая попытка дотянуться до старой планки. К сожалению, не очень удачная. Но, тем не менее, вполне способная подать пример другим авторам, заинтересованным в том, чтобы искусство было неразрывно слито с реальной жизнью реальных людей.

                Да и вообще, если все-таки привлекать внимание к проблеме, используя для этого все возможные способы, шансов на то, что она когда-нибудь решится, станет намного больше. Хочется надеяться, что Волковым двигали действительно добрые христианские и гражданские побуждения, а не желание пропиариться на острой и актуальной теме. Во всяком случае, из текста явствует скорее первое, а не второе.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.