Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Скучно быть модным

Иванов Александр

СКУЧНО БЫТЬ МОДНЫМ

(беседа с В.Токмаковым)

До недавнего времени столичное издательство "Ад Маргинем" ("Ad Мarginem") в кругах продвинутой молодежи и университетских интеллектуалов было известно своими стильными изданиями современных философов и мировой нонконформистской классики от Аллена Роб-Грийе до Латреамона и Томаса де Куинси. 

В последнее время имя издательства не сходит со страниц скандальных хроник: сначала было судебное разбирательство по поводу романа Баяна Ширянова "Нижший пилотаж", затем привлек к себе внимание критиков роман "красно-коричневого" Александра Проханова "Господин Гексоген" (получивший, кстати, премию "Национальный бестселлер" за этот год), а сейчас продолжается шумиха вокруг книг Владимира Сорокина, с которым судится движение "Идущие вместе". 

В Москве я побывал в гостях у директора издательства "Ad Marginem" Александра ИВАНОВА. Он живет в очень скромной однокомнатной квартире обычной девятиэтажки в одном из спальных районов Москвы. Из мебели - софа, стол и книжные полки. есть еще музыкальный центр и богатая коллекция компакт-дисков мировой классической и современной музыки. 

- Александр, трудно поверить, что гендиректор знаменитого столичного издательства так скромно живет. Наверное, кроме квартиры у вас еще есть небольшой загородный домик в три этажа ростом? 

- А зачем он мне? После развода с женой мне вполне хватаем моей квартиры. По основной профессии я философ, закончил философский факультет МГУ. Материальный мир для меня не более чем иллюзия. Заработанные деньги, я, например, трачу на путешествия по миру, в отличии, от вас, я могу себе это позволить. 

- Дела у "Ад Маргинем" идут хорошо, приятно быть модным издательством?

- Скучно быть модным, постоянно приходится думать, чтобы кто-то не стал моднее тебя, участвуешь в этой дурацкой гонке, а главная красота все равно не с тобой. Александр Проханов правильно сказал, интересно быть все время другим, а не модным, это я понимаю. 

- Вы издаете писателей, которых можно назвать литературными экстремистами - Проханов, Лимонов, Сорокин, Баян Ширянов, Елизаров. Это сегодняшняя политика вашего издательства или опять же дань моде на радикализм?

- Было время когда ритм в нашей прозе задавал, например,  Пелевин, сейчас этот ритм задает Проханов, Лимонов и Сорокин. То, что они делают - это новое время новой литературной эпохи, мы, как издательство, хотим его отразить. Что будет дальше - я не знаю. Лев Толстой менял не литературу, а Россию. Проханов и Лимонов, например, были более советскими чем советская власть, такими и остались, мне лично интересно проследить их эволюцию как советских писателей от начала до конца. 

- Но Проханов безвкусен, он не чувствует слово, его книги лишены стиля.

- Ну и что, может быть новая литература - это литература без вкуса и стиля, но с чувством некой глубинной, родовой традиции. На Западе таких писателей - радикальных, маргинальных, культовых, можете их называть как угодно - очень много, теперь они есть и у нас.

- Почему же раньше вы не издавали Проханова?

- Потому что у него не было настоящих вещей, а вот "Господин Гексоген" - это роман писателя, живущего в сегодняшнем времени. 

- Интеллектуалы ваш выбор не одобрят.

- Главное не ошибиться в интонации и плевать на интеллектуалов. История для нас, в отличии от европейцев, еще не закончилась. Это значит, что макдональдсы и банкоматы еще не везде победили. Поражение для нас, русских, не менее важно, чем победа. Поражение надо анализировать, мы должны становиться сильнее, потому что когда-нибудь мы все-равно станем первыми.

- В таком случае и советская эпоха для вас не только десятилетия унижений и потерь?

- А я люблю эту фальшивую эпоху. Потому что это моя фальшь, это фальшь моих родителей. Это не вопрос банальной ностальгии, это какое-то мазохистское ощущение, достоевщина какая-то. Может быть мы действительно уроды в семье народов, но у нас есть великая литература - надо быть сильными с помощью нашей поэзии и прозы.

- Если я расскажу кому-нибудь в Барнауле, что руководитель самого интеллектуального издательства "Ад Маргинем" - почти коммунист, мне никто не поверит.

- Мне сейчас часто говорят, что я левый. Я не левый и не правый, я живу в свободной стране, а значит у меня должна быть свобода выбора и право критиковать наш государственный строй, который мне во многом не нравится. Я это делаю, издавая книги, которые считаю сегодня нужными.

- Но, согласитесь, Сорокин действительно перегнул палку, это уже область не литературы, а психиатрии.

- У Сорокина своя задача в искусстве. Никто так не раздвинул горизонты возможного в нашей литературе из современных писателей как Сорокин. Его открытия эпигоны давно уже растащили по углам и выдают это теперь за свое. К тому же на Западе Сорокин самый издаваемый из русских авторов, по его творчеству там давно уже проводят семинары и читательские конференции. А то, что на него подали в суд за безнравственность и порнографию "Идущие вместе" с Путиным - это абсурд, по такой статье половину современных писателей посадить можно. Может быть сегодня литература - это последнее, что осталось у нас от свободы слова, выбора и личности, о которых мы спорим уже больше десяти лет. 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.