Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 92 (март 2013)» Критика и рецензии» Total Recall: Революционный фильм Верховена

Total Recall: Революционный фильм Верховена

Дацкевич Илья 

TOTAL RECALL:
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФИЛЬМ ВЕРХОВЕНА

 

Трудно сказать, был ли Пол Верховен (Паул Верхувен) когда-нибудь увлечён левой политической идеологией. Но ему было интересно критиковать буржуазные нравы и постбуржуазное потребительское общество в фильме «Турецкие сладости» (Turks Fruit) и подвергать почти сатирической иронии католический взгляд на мир своего героя из фильма «Четвёртый мужчина» (De Vierde Man).

Также в своём позднем, американском периоде, став популярным режиссёром, Верховен снял, по сути, революционный фильм «Вспомнить всё» (Total Recall) – трэшевый боевик-антиутопию с антикапиталистическим подтекстом.

 

Сначала посмотрим на развитие сюжета. Будущее, 2084 год. Главному герою Дугласу Куэйду (строителю по профессии) систематично снятся кошмары, в которых он находится на Марсе в сопровождении незнакомой милой брюнетки и по воле судьбы неизбежно погибает. Однажды, увидев рекламу компании «Реколл», обещающей проведение прекрасного отпуска путем вживления в память воспоминаний, Дуглас решает совершить подобное «путешествие» и — несмотря на предупреждения коллеги Гарри, что если что-то пойдет не так, эта затея грозит потерей памяти, — отправляется в офис «Реколл». После выбора необычного варианта «путешествия» — миссии на Марс в качестве шпиона — начинается трансплантация памяти.

В процессе Куэйд неожиданно испытывает приступ гнева, кричит о людях, которые пытаются его уничтожить, изо всех сил пробует вырваться. Оказывается, что операция затронула некую область его памяти, которая была ранее стёрта. Поэтому, уничтожив (стерев) все воспоминания о посещении компании «Реколл» (recall (англ.) — воспоминание), Дугласа отправляют домой. Внезапно на него нападают коллеги по работе, дома пытается убить собственная жена, ему звонит незнакомец и, представившись старым другом, передает чемоданчик с деньгами, оружием и поддельными документами. Среди прочих вещей Куэйд обнаруживает видеозапись, помогающую ему понять, что же случилось, — прошлое Дугласа действительно связано с Марсом, где он был секретным агентом. Преследуемый людьми Рихтера, одного из подручных администратора Марса Вилоса Кохаагена, Куэйд отправляется на Красную планету.

Прибыв на Марс, Куэйд обнаруживает, что Кохааген владеет монополией на воздух и что значительная часть населения Марса мутировала в результате отсутствия качественного воздуха и надлежащей защиты от космического излучения. Встретив свою бывшую подругу Мелину и узнав своё настоящее имя (Хаузер) и многие факты личной биографии, главный герой присоединяется к подпольному сопротивлению.

 

Теперь попробуем рассмотреть идейное содержание. Для этого сопоставим социальное положение героя, антагониста, их друзей и противников: главный герой — честный труженик Дуглас Куэйд, его антагонист – он сам, в своём прошлом – тайный агент, служащий верхам вертикали власти, которая жестоко эксплуатирует бедные и ультра-бедные (пролетариат и люмпен-пролетариат?) классы. Эти классы и становятся союзниками героя, когда «друзья» сверху превращаются во врагов.

Главный герой фильма тоже меняется: он встаёт на сторону бедных, проявляет любовь ко всем «отбросам» и «низам», побывав с ними на равных, войдя в их мир не человеком с верха, но уже близким им тружеником. Момент, когда (он) узнал своё прошлое, стал для него моментом осознания своего настоящего – моментом начала внутреннего перерождения и действия. Он узнаёт о том, что искусственная атмосфера Марса доступна далеко не всем и доступна не в равном объеме, что люди с социального дна мутируют от недостатка кислорода, а те, кто строил их колонии, задыхались и умирали.  

 

В дальнейшем Дуглас узнает о скрываемой властью альтернативе – сооружении древних марсиан, способном обеспечить необходимым количеством воздуха всех жителей планеты. Механизм действовал просто, и запустить его можно было в любой момент. Тогда как мотивация власти не запускать «реактор» фактически была необоснованной: «реактор <возможно> разрушит планету» – это всего лишь прикрытие преступности существующего режима. За этим в фильме следует неожиданно резкий сюжетный поворот: власть была нужна этим людям как власть (т.к. иной сущности у их власти никогда и не было). Верховен интертекстуально приводит нас к критическому осмыслению феномена власти – любая политическая власть есть просто власть, форма социального подчинения и социального доминирования. Поэтому в ней сокрыта и возможная альтернатива истинно-гуманному действию. Проблема политического насилия в этом фильме состоит ещё и в том, что власть сама по себе жестока. Власть как официально признанная система доминирования между людьми существует вне понятий добра и зла. Её цель – создание продуктивно функционирующего механизма, поддержание стабильности его функционирования и устранение противодействия сил сопротивления (в данном случае это «повстанцы» и «мутанты», которым нужно одно и то же –  «больше воздуха»).

Поэтому, осознав последнюю инстанцию некой истины, герой Верховена совершает политический переворот: фактически совершает восстание, так как действует не в одиночку – ему, по возможности, помогают и мутанты, и его любовница.

Вместе с Куэйдом Верховен ставит нас перед выбором одной из двух радикальных позиций по отношению к власти: пассивное признание социального неравенства как неизбежного и единственно действующего условия системной социальной сплочённости и активное разрушение политической системы, приводящее к освобождению и равенству. Такое понимание сущности власти стирает разграничения по политическим рангам. Есть только власть и не-власть. Власть с одной стороны и свобода с другой. И здесь уже любой выбор в пользу свободы понимается как левый.

Обычно левая политика связана с риском. Но поэтому и проводится в критических ситуациях. Герой Верховена не может допустить гибели многих сотен людей лишь потому, что возможность их спасения несёт в себе опасность саморазрушения планеты (или политической системы?) в её далёком будущем. Подобный выбор – гибель угнетенных в системе / гибель системы от угнетённых – есть абсолютная критическая ситуация исключённого третьего. Она требует выбрать одно, рискуя другим, и герой фильма идёт на этот риск… Несмотря на то, что фильм заканчивается классическим для подобного жанра хэппи-эндом, трактовка поступка героя и его последствий неоднозначна. Нам дан момент счастья двух людей (главных персонажей), совершивших первый раз в своей жизни что-то значимое и обретших любовь друг друга (здесь сцена из кошмарного сна повторяется, но в этот раз герой не погибает – он изменил свою жизнь). Но мы, например, не знаем дальнейшую судьбу мира, который они внезапно изменили, не имеем представления о том, какая теперь политика будет на территории марсианских поселений – режиссёр полностью исключает какое-либо послесловие.  И это — сценически обыгранный хэппи-энд, являющийся на самом деле открытым финалом. (Отсутствие дальнейшей политической эволюции усиливается ещё и финальной фразой героя «А что если всё это сон?», интертекстуально возвращающей нас к началу истории).

 

(Возможно, это и есть наилучший сюжетный ход: ведь кто такие левые в исторической перспективе, как не люди, подобные храбрым героям древнегреческих трагедий, которые окончательно утверждают свои идеалы только в момент своей гибели, сталкиваясь с непреодолимым).

 

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.