Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 23 (бумажный)» Гвоздь номера» Апология уфацентризма, или как рождаются поэты

Апология уфацентризма, или как рождаются поэты

Хусаинов Айдар 

▼ АПОЛОГИЯ УФАЦЕНТРИЗМА, ИЛИ КАК РОЖДАЮТСЯ ПОЭТЫ

 

Когда-то я читал фантастический рассказ некоего зарубежного автора, в котором главный герой, заполучив машину времени, похитил все полотна Ван Гога, а потом удивлялся, что в его эпоху никто не хочет их покупать – такого художника просто никто не знает. «Ты изъял картины, а значит и художника, из процесса, – объясняет автору его всезнающий альтер-эго. – Чтобы нечто имело ценность, оно должно взаимодействовать с людьми, обществом, пространством и временем».

Это не первый мой опыт составления антологии уфимских поэтов, в начале 90-х я уже составил подобную. Движущим мотивом для меня была ностальгия по прошедшему времени, попытка что-то противопоставить натиску перемен. Я жил тогда в Москве и антологию эту сделал на пишущей машинке, выбирая тексты из своего архива. Так что в нее попали все, кто был в процессе, а выбирал я из текстов лучшее и наиболее характерное для этих авторов. Расположив их хронологически, я получил некое движение текстов, своеобразное слайд-шоу времени, которое и сегодня производит определенное впечатление на читателей. 

К сожалению, многих авторов той антологии уже нет среди живущих на земле. Это прекрасные, большие поэты Александр Банников, Ринат Юнусов и хорошая поэтесса Светлана Хвостенко. Надеюсь, дотошные читатели наберут их имена в поисковиках Интернета. Почитайте их стихи, они того стоят! 

Предлагая читателям Ликбеза антологию современных уфимских и – шире – башкортостанских авторов, я столкнулся с тем, что все они на сегодня являются живыми действующими лицами процесса, их временной период продолжается, чтобы можно было делать окончательные выводы. Так что нужна диагностика действующего живого организма, а это немного иная задача.

Вместе с тем это еще и хорошая возможность затронуть вопрос судьбы в целом и жизненного пути литератора. Зачем это нужно начинающим, да и действующим литераторам – понятно. Но зачем это читателям? Читателям эта классификация тоже будет небезынтересна, потому что это единственный путь, который порождает хорошие стихи. 

Классификация как инструмент

 

И здесь мне помогла та классификация, которая в принципе существует достаточно давно, вместе с тем, благодаря нашей  многолетней работе в уфимском литературном объединении «УФЛИ», она наполнилась обновленным живым содержанием и стала фактически универсальным помощником в подходе к анализу текста любого поэта.

Итак, каждый поэт в своем развитии проходит определенные этапы – начинающий, молодой, состоявшийся, мэтр и т. д. Это качественные этапы развития, пропустить их невозможно, они должны следовать друг за другом, иначе автор не сможет развиваться. О таких говорят – исписался, графоман и т. п.

Начинающий автор пишет свои тексты потому, что таким образом он хочет чего-либо добиться – изжить проблему, заполучить партнера, заявить о себе как о деятеле, просто потому что не знает, чем себя занять, вообще создать свой мир. Этот период может продолжаться долго, может пройти вся жизнь, при этом автор из данного состояния так и не выйдет. Начинающий автор, таким образом, принадлежит к миру любителей поэзии, ничего плохого в этом я не вижу. Любишь писать стихи – пиши. Хочешь заявить о себе – пробуй.

Правда, попадаются любители, которые со временем становятся агрессивными в своем стремлении заявить о себе. Ну так что же, пусть себе! Иначе говоря, автор может даже писать вроде бы неплохо, имитируя художественность, претензий нет, но все равно он остается любителем, если в нем продолжает жить стремление чего-то добиться своими текстами. Иначе говоря, вот это и есть настоящий графоман. Почему не стоит излишне потворствовать таким людям? Казалось бы, что такого – печатай, нервы будут целее. Но это путь в никуда, потому что их интересы лежат вне литературы, они никогда не будут удовлетворены, пока не соберут все мыслимые награды, не станут царицей морскою и не уничтожат Вселенную.

Однако с некоторыми начинающими авторами происходит метаморфоза: у них исчезает стремление чего-либо добиться, а появляется новое качество – их тексты перестают быть субъективными, они начинают представлять собой художественную ценность. Их тексты теперь написаны словно бы не ими самими с конкретным возрастом и биографией, в них читатель может увидеть себя. В их текстах появляется сверхидея. Вот таких авторов можно назвать молодыми поэтами.

Разумеется, не все их тексты таковы, случаются рецидивы, но со временем поэт создает корпус стихотворений, по которым можно сказать, что он уже вполне состоявшийся автор. У него в стихах свой мир, своя философия, образная система, свое отношение к миру.

Когда состоявшийся поэт начинает влиять на свое окружение, когда у него появляются ученики, когда его признает общество, – тогда уже перед нами мэтр.

По большому счету, это типичная судьба поэта. Разумеется, есть и другие варианты, жизнь всегда причудлива. Известный – чаще всего это любитель, который дослужился до какого-то места в обществе. Скандальный – тот, кто пошел по пути пиара. Большой – создал свой мир в литературе и обществе. Великий – вдохновил всю Россию и мир.

Подробности

 

Собственно, это работающая классификация, она реально помогает литераторам обрести свой путь, увидеть свои достоинства и недостатки.

Рассмотрим ее подробнее.

Джордж Оруэлл в своем эссе «Почему я пишу» выдвигает четыре мотива для творчества: чистый эгоизм, эстетический экстаз, исторический импульс и политическая цель. За подробностями я отсылаю к этому эссе, но в целом понятно, что начинающий автор как раз хочет чего-то добиться путем написания текста. Почему он так делает? Где здесь глубинный мотив? Так вот, в жизни всегда существует определенный набор способов решения своих проблем, иначе говоря, путей или судеб. Менты решают свои проблемы по-ментовски, инженеры – по-инженерному, политики – политическими методами, бандиты – бандитскими и так далее. В целом, все это можно свести к пути воина, жреца, властителя и проч. Вот в этом ряду и стоит фигура поэта. Поэт пишет стихи, потому что он именно таким образом решает свои проблемы, именно поэтому он пытается написать стихи и достичь какой-то цели, поэт живет именно так.

Так что понятно, почему среди начинающих процветает подражательство, подоплека здесь такая: Пушкин смог, и я по его пути пойду и т. д.

Однако между любительством, когда человек пишет стихи, чтобы решить свои, вполне эгоистические проблемы, и начинающим поэтом лежит пропасть, которую просто так не преодолеть. Когда автор-любитель доходит до такой степени отчаяния, что он сам по себе становится неважен, а важна поэзия, когда он в своих стихах порождает художественные ценности, – тогда автор переходит в новое состояние, он становится молодым поэтом.

Молодой поэт именно что открывает некий новый мир, новую образную систему, он Колумб своей Америки. Эта Америка у каждого своя, и размер у них свой, но, тем не менее, это новое, не открытое ранее пространство мыслей, чувств.

Понятно, что молодой поэт должен донести до людей свое открытие. И здесь его ждет самое тяжкое испытание – он должен дождаться отклика. Этот период продолжается не год и не два, он может затянуться на десятилетия, но без этого отклика пути дальше нет.

Поэт, который дождался отклика, который услышал ответ, который составил карту своего мира, описал его и преподнес читающей публике, – вот кто состоявшийся поэт.

Дальше у нас есть иные варианты, и зависят они от того, насколько велик мир, который открыт и описан поэтом, насколько он созвучен времени и пространству. Тогда поэт может быть и знаменитым, и большим, и великим. Пределов нет, только живите, работайте!

 

Уфа, точка роста

 

Размышляя о поэзии в России, будучи многие годы знаком с большим числом поэтов из самых разных городов, уже более десяти лет работая в литературном объединении «УФЛИ», я пришел к мысли, что практически каждая территория в стране предлагает нам свой мир, созданный коллективными усилиями. Иначе говоря, почти каждую территорию можно рассматривать как коллективного поэта. Думаю, сегодня российского (русского) коллективного поэта нет. Есть знаменитый московский поэт, большой питерский, состоявшийся уральский (екатеринбургский). Думаю, каждый может примерить эту классификацию к своему городу (региону).

Что же касается Уфы, то это молодой, но уже на пороге того, чтобы состояться, поэт. Однако у нашего региона есть своя особенность, подтверждение которой, в частности, этот текст.

Не секрет, что разные города и разные поэтики, мягко говоря, не очень-то признают и понимают друг друга.

Это и понятно – поэт казанской школы будет странно смотреться в Екатеринбурге или Саратове, поэт питерской школы – в Москве и так далее. При любом обсуждении подсознательно каждый поэт каждой школы будет наставлять молодого подопечного в свою поэтику, гнуть в свою сторону и даже агрессивно отрицать другие пути развития.

Нам в Уфе интересен свой путь каждого начинающего, молодого и т. д. автора, каждого региона, мы как раз стремимся понять движущие мотивы, увидеть реальные сильные и слабые стороны, оценить объективно, без оглядки на внехудожественные обстоятельства.

Собственно, именно этим, мне кажется, интересен наш конкурс «10 стихотворений месяца», который мы проводим в газете «Истоки» http://istoki-rb.livejournal.com.

Резюмируя, хочу сказать, что для Уфы вполне естественен уфацентризм, как для Барнаула – барнаулоцентризм, и так далее, причем оборотное было бы очень странным.  Скажу больше – шансов стать поэтом, ориентируясь на чуждую поэтику очень и очень мало. Впрочем, пробуйте, ведь это ваша жизнь и ваша судьба.

А в целом, когда-нибудь, надеюсь, наша страна снова станет полноценной державой и в ней снова появится поэзия масштаба всей России.

Рекомендации к идеальной судьбе поэта

 

Быть поэтом нелегко во все времена. Не надо искать трагедии, она сама тебя найдет. Рассматривая сложившуюся картину литературной жизни в России, можно выделить в любом региональном центре (а поэтам очень сложно выжить в малых поселениях; при любой возможности, думаю, есть смысл перебираться в большой город) наличие одного-двух Союзов писателей, одного-нескольких литературных объединений, различные литиздания. Для успешного развития автора я бы предложил формулу: что-то одно – для души, со всеми остальными – мир и плодотворное сотрудничество. То есть постоянные связи должны быть с каким-то одним литколлективом, со всеми остальными – нужно время от времени встречаться, общаться, предлагать им свои тексты. Лучше всего – если постоянным коллективом автора будет литературное объединение, в котором хотя бы раз в год обсуждают его тексты и куда ходят и его друзья и подруги. Понятно, что Союз писателей слишком громоздкая и занятая организация, чтобы уделять автору много внимания. Однако нужно понимать, что врастание в какой-то коллектив и какой-то город дает аберрацию зрения, вот почему есть смысл проверять свои тексты и в других лито, литорганизациях города, других регионов, участвовать в литфестивалях, конкурсах и так далее.

Пара слов о сетевых сообществах. Думаю, в них можно быть успешным, перейти из начинающих в молодые, и даже из молодых в состоявшиеся. Но пока у многих сетевых авторов я вижу аберрацию зрения, преувеличенно восторженное отношение к тем, с кем он начинал. Есть в этом нечто сектантское, на мой взгляд.  

 

Опасность

 

Самая большая опасность для поэта – ранний успех. Представьте себе, что Колумбу поверили до того, как он совершил свое путешествие. Ему говорят, да, мы тебе верим, вот тебе деньги, слава, ордена. А теперь скажите, у вас есть карта новых земель? И тут он бы сел в лужу. Лучше всего – чтобы успех приходил вовремя.

Что хорошего в той славе, которую имела Ника Турбина, если она покончила с собой в 28 лет? Жилось ей фантастически плохо.

Мой друг поэт Иван Новицкий полагал, что чем хуже он будет жить, тем лучше он будет писать. Вот такая у него была философия. В результате Иван бомжевал и пропал без вести где-то в 1999 году.

Судьбы Пушкина, Лермонтова, Блока, да жизнь каждого поэта дает нам пищу для размышлений. Так что ни на чем не настаиваю, просто хочу спросить: хотите ли вы понимать, что с вами происходит, или выбираете быть игрушкой в руках судьбы? Выбор всегда за вами, ведь это ваша жизнь.

 

Маргиналы

 

Мой друг, поэт Владимир Глинский, он же юзер dzecko, прочитав этот текст, сказал: «Только ты не забывай, что существуют и другие классификации». Собственно, так оно и есть. Поскольку поэт выстраивает свой мир, то у него вполне могут быть и свои критерии успеха и неуспеха, свои ориентиры. Свои маргиналы есть везде. Иногда они вполне успешны, например, Петр Ершов написал одно-единственное произведение – «Сказку о коньке-горбунке». Или вот Раиса Кудашева, которая за всю жизнь написала только одно хорошее стихотворение, зато это «В лесу родилась елочка». Всю жизнь она была любителем, начинающим автором. И что же?

Кстати, тот же Иван Новицкий говорил, что у каждого автора есть хотя бы одно хорошее стихотворение.

Но чаще всего маргиналы есть маргиналы. Отсутствие иерархии рождает чудовищ.

 

Корпус стихов уфимских  поэтов

 

Собственно, настало время перейти к стихам уфимских поэтов.

Разумеется, тексты авторов расположены по вышеприведенной классификации. Единственно, что я не привел стихов начинающих авторов, это бы чрезвычайно расширило рамки текста.

Надеюсь, каждый сможет соотнести их с моими размышлениями, а также проверить собственной творческой судьбой и решить, насколько они отражают реальность. Успехов вам и прекрасных стихов, читатель и коллега!

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи:  7
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.