Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 97 (январь 2014)» Салон» Гойя отчаявшийся (заметка)

Гойя отчаявшийся (заметка)

Воложин Семен 

ГОЙЯ ОТЧАЯВШИЙСЯ

 

Услышал от видевшего подлинник «Махи обнажённой» (1800 - 1803) Гойи, что он почувствовал дыхание ада. Человек не верующий, между прочим, и рационалист.

 

 

 

 

Поверить, что ли?..

Или можно проверить?

Обнажённая, понимай, суть свою показывающая. Одетая – маска (накрашены ресницы, брови, пожалуй, и губы).

Это не герцогиня Альба, одно время бывшая любовницей Гойи. Изображённая, вроде, коротконогая.

 

А родственники герцогини сделали эксгумацию, были произведены замеры, и они показали, что изображена не Альба.

«Маха… "свободная женщина, цыганка", "женщина-змея"… в Испании — прозвание женщин, ведущих независимый образ жизни, в основном из провинции, "глубинки". Поэтому в Мадриде, столице Испании, этим словечком в XVIII—XIX вв. часто называли цыганок и куртизанок» (Словарь изобразительного искусства).

И не ждать же любви от позирующей обнажённою проститутки… Или, если это типа оперной Кармен женщина… такая отдавалась по любви лишь. То Хозе, то Эскамильо, но – по любви. Но то ж – произведение не реалиста, как Мериме (у Мериме она потаскуха: замужем, Хозе, лейтенант…).

И правда, половой акт после сеанса позирования предвидится (это выдают разгоревшиеся щёки), но любви что-то не видно в выражении лица, во всяком случае, у обнажённой. Одетая ещё не так резко написана. Подбородок едва не сливается с шеей, нос с правой (от нас - левой) щекой просто не разделён, взгляд затуманен, волосы – дымом. Ещё можно это счесть чем-то от романтики. Но у обнажённой всё резко, никакой накрашенности ни бровей, ни ресниц, ни губ, в глазах блеск вряд ли желания. Скорее – интереса к смотрящему: как ты там себя чувствуешь, а? Там, да, именно там? И что так следует думать, подтверждает холодный тон шеи, прямо голубой. Холодный тон – холодный взгляд… Одетая, несколько затуманенная, пусть и притворяющаяся – кем притворяется? – Зовущей… Ждущей… А обнажённая изучает тебя. Наука же – дело трезвое и далёкое от морали.

Так для меня проблема – к какому идеостилю отнести тут Гойю. Дело в том, что недавно я нашёл его залетевшим аж в… реализм (см. тут). Но реализм – это открытие художником того социального, которое ещё социуму не открыто. Так холодность проституток, я не думаю, что может быть предметом открытия 54-летнего Гойи для себя и для общества. До порицания ж проституции, продажности он, - вполне в духе нравоучительного Просвещения, - опускался ранее, в «Капричос» (закончена к 1799 году).

 

 

 

Они говорят «Да» и протягивают руку первому встречному

Никто никого не знает

Да простит ее Бог, это была ее мать

Потому говорю: опускался, - что это ж не художественность – иллюстрация знаемого.

Так если не Просвещение и не реализм, то что остаётся? Всё-таки романтизм? Могла Гойю к 1800 году охватить мировая скорбь? Такая, что спастись от неё можно только уходом в свой внутренний мир, прекрасный… – Вполне. В Англии и Германии романтизм уже был. – И тогда прекрасный душою автор отторгает от себя не просто проститутку, а исчадье ада. Масштаб её отражает масштаб великой души автора. Он всё может: даже и такую красавицу не хотеть.

И для этого он делает свой персонаж не просто махой, а душою махой. В ницшеанском смысле. Аристократическом.

 

И тогда на ногах одетой – позолоченные туфли, на плечах - что-то тоже золотого рода. Тогда лежит она на дорогущей простыне и наволочках – с тончайшими кружевами.

 

Тогда воображал он (а может, и были такие) великосветскую роковую женщину. И может, и была у него какая-нибудь такая мучительная любовь… Может, с той же Альбой. – Вот он и излил свою великую душу на холст.

Или задаться вопросом, чего это он, придворный живописец, вдруг стал делать офорты, произведения тиражируемые, то есть – для народа? И что если ответ такой: он просветитель; он хочет народ вытащить из средневекового мрака; вот он и стал непосредственно к нему обращаться с моральными проповедями. И, спрашивается: у него получилось хоть что-нибудь? – Нет, конечно. И он вполне мог впасть в отчаяние и броситься вон из внешнего мира в спасительный внутренний мир.

А доказано (на примере Крылова, Грибоедова), что в реализм творец перейти может не только побывав предварительно романтиком, но и прямо из классицизма (Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986. С. 292). То есть из классицизма есть две дороги: в романтизм и в реализм. Так если Гойя, бесполезно борясь с народом сатирой, заскакивал порою в реализм (см. тут), то почему б ему не заскочить где-то и в романтизм? Шатнёт в мудрость – и он в реализме, шатнёт в отчаяние – он в романтизме. Тогда само разочарование Гойи от хождения в народ своими «Капричос» могло быть так огромно, что одно оно уже могло бросить Гойю в романтизм с его мировой скорбью.

Вот и получается, что мой очевидец «Махи обнажённой» в музее Прадо прав насчёт её адскости.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.