Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 24 (бумажный)» Для умных» Лев Толстой как актуальный мыслитель (статья)

Лев Толстой как актуальный мыслитель (статья)

Рыжов Александр 

ЛЕВ ТОЛСТОЙ КАК АКТУАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ (статья)

 

Великий русский писатель Л.Н. Толстой был известен своей широчайшей философской образованностью, однако к научной философии отношение писателя было специфически субъективным. Мышление Толстого было самостоятельным, он никогда не исходил из чужой философии как целостной, логически последовательной системы: Толстой был согласен с тем или иным философом в той мере, в какой философ подкреплял то, что думал сам Лев Николаевич, оставляя без внимания ненужное ему.

С этой позиции Толстой делил философов на сильных и слабых. К сильным и нужным он относил Спинозу, Канта, Шопенгауэра, Руссо. К слабым – Кузена и Гегеля.

Показательно, например, как обращался Толстой с философскими построениями Канта. Он соглашался с некоторыми фундаментальными идеями Канта, но при этом по-своему использовал кантовское определение отношения между знанием и религией. Толстому нравилось, что Кант сделал религию недоступной для доводов рассудка, для аргументов науки, но при этом Толстой ставил «знание веры» выше разума, что привело в итоге мыслителя к торжеству над «гордыней и глупостью ума». Кант же  четко разграничивал области веры и разума для того, чтобы они обрели автономность и нейтральное положение друг к другу. 

В своей «Исповеди» Толстой дает отповедь и «сильным» философам. Шопенгауэру достается больше всего. Жизненная позиция немецкого философа, в целом пессимистичная, была для Толстого, «обновленного» после кризиса, уже неприемлема. Толстой выводит из философии Шопенгауэра тождество «0 = 0» , то есть  «жизнь, представляющаяся ничем (ошибкой, злом), есть ничто». [1, с. 345] По Толстому, философы (тот же Шопенгауэр), не дают главного ответа на вопрос, зачем жить, – а сами только и делают, что вопрошают, постоянно приходя к мысли, что жизнь есть ошибка.

К отдельным достижениям философской мысли Лев Николаевич относился скептически, не считая их чем-то уникальным: «Ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, и мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума, которые каждый человек более или менее ясно сознавал еще прежде, чем узнал о существовании философских теорий». [1, с. 200-201]

В целом, Толстой относился к научной (профессорской) философии как к «праздному умствованию», которая ничем не может помочь человеку. Он никогда не упускал случая поиронизировать над «ловушкой слов» в философии или эстетике. Однако, как бы не «открещивался» сам Толстой от своих симпатий к Шопенгауэру, как бы ни критиковал Канта или Гегеля, нельзя недооценивать роль философов (особенно Ж.-Ж. Руссо) в формировании Толстого как мыслителя.   

 

Оригинальная философия Толстого

В ХХ веке философские идеи уже самого Толстого стали объектом изучения, исследования – сначала общественными деятелями (М. Ганди, Д. Неру), затем и историками философии.

В учебных пособиях по истории философии (например, в книге Г.В. Гриненко), имя Л.Н. Толстого связывается с понятием «философии истории», выражающейся в том, что движущей и решающей силой являются народные массы, а не выдающиеся личности (направленность исторических событий есть вектор силы, возникший в результате сложения множества векторов – воль и желаний всех людей, участвующих в этом событии) [2, с. 622].

Более широко раскрывается значение и своеобразие Толстого-философа в книге В.А. Кувакина «Мыслители России»: «Хотя философия истории Толстого не носит систематически выраженного характера, в ней имеется много глубоких и интересных соображений о диалектике свободы и необходимости, о власти, о закономерностях исторической ретроспективы, об историческом времени…» [3, с. 106] В число понятий, которые осмысливал Л.Н. Толстой, автор книги включает понятия разума, веры, жизни, сознания, блага (добра), человечества, свободы, причинности.

Свой первый труд, касающийся осмысления философии как таковой, Толстой написал в 1847 году, в 19 лет. Это были дневниковые заметки под общим названием «О цели философии».

После духовных метаморфоз Толстого выходит в свет произведение «О жизни» – трактат из 35 глав, который написан «нефилософским», доступным для всех языком. Исходя из содержания трактата «О жизни», представление Толстого о бытии как бесконечном потоке жизни могут быть определены как виталистические. Однако у Толстого преобладал не натуралистический витализм, а этический, точнее этико-теистический. 

Ориентируясь на позднее творчество, исследователи характеризуют Толстого как религиозного мыслителя. Однако философские взгляды Льва Николаевича интересны на разных этапах эволюции писателя. Не стоит их бросать в одну бочку и ставить на ней штемпель (как мог бы выразиться сам Лев Николаевич). «В традиционных академических терминах трудно определить сущность воззрений Толстого-философа, его «методологию», гносеологию, онтологию, философию истории, учение о человеке и т.д. Сделать это нелегко не только потому, что Толстой одновременно целостная и противоречивая личность. Толстой как личность, как мыслитель, целен. Вместе с тем, он и эклектик, и дуалист, и диалектик, и рационалист, и иррационалист, и моральный анархист, и фаталист». [3, с. 113-114]

 

Художественная мысль Льва Толстого

Лев Николаевич мыслитель преимущественно художественного склада. Философские идеи Толстого, его размышления о традиционных миросмысловых и жизнесмысловых проблемах вплетены в ткань художественных произведений, в качестве авторского комментария, или же через речь персонажа произведения.

Сентенции Толстого афористичны, но не всегда лаконичны по форме. Он часто прибегает к яркому образному сравнению, используя поэтический язык метафор. Метафоры и сравнения Толстого, как правило, визуально насыщены, «кинематографичны». В них Лев Николаевич проявляет себя настоящим художником слова, умеющим точно и емко компоновать слова в единый образ, и это по-настоящему выделяет его среди остальных мыслителей его эпохи.

Также характерна для Толстого точка зрения с высоты «птичьего полета», абстрагированный взгляд на вещи. В том числе и взгляд не человеческими глазами, а глазами лошади («Холстомер») или черта («Разрушение ада и восстановление его») – чтобы дистанцироваться от человеческой обусловленности и показать абсурд обычных, на первый взгляд, поступков.

Часто мысль, которую Толстой хочет передать читателю, может заключаться уже в самом вопросе. Как правило, ответ на такой вопрос, – нечто само собой разумеющееся в плане морали. Таким образом, писатель провоцирует на ответ не разум, а совесть читателя. Сам же Толстой отвечает на свои (и чужие) вопросы всегда прямо и твердо, не сомневаясь в своем праве решать, что добро, а что зло.

Еще одна примечательная черта Толстого как мыслителя – это увлеченность и философией Запада и мудростью Востока. Конфуций, Будда, Лао Цзы – всегда были в почете у писателя. В своем творчестве он много раз обращался к жанру притчи.

 

Борьба Толстого с «духовным вакуумом» своей эпохи

Проницательность Толстого не только как писателя-мыслителя, но и как писателя-психолога, позволила ему в конце 19 века увидеть ситуацию «духовного вакуума» в человеке. Толстой увидел, как духовному кризису подвержен, прежде всего, высший слой общества (читаем романы «Анна Каренина» и «Воскресенье»). Заметим, что Толстой был очень чуток к разному роду человеческих кризисов от внешних (социальных проблем, краху брачного института), до внутренних (духовных, экзистенциальных).

Но самым тяжелым для писателя было видеть, как люди стараются не замечать окружающих проблем и внутренних сомнений: «Солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие для того, чтобы легче переносить опасность. И все люди порой представляются такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами». [1, с. 214-215]

Толстой и сам пережил кризис этических иллюзий в стихийном безрелигиозном гуманизме. Великий писатель, почувствовав духовный кризис своей эпохи, как человек деятельный, занялся публицистической деятельностью, которая позднее «отозвалась» в народе толстовством – особым этико-религиозным учением, которое на время помогло многим людям заполнить образовавшуюся пустоту в их существовании. Однако учение Толстого вызывало горячие споры в общественности и той эпохи, и последующих. Но, как верно замечает И. Виноградов: «Как бы ни спорили мы с ним, как бы резко не отвергали его «ответы» на поставленные им «вопросы», само отношение Толстого к этим вопросам и поискам ответов на них не может не отозваться в нашей душе животворным катарсисом нравственного обновления». [4, с. 153]

Слова Толстого по-прежнему отзываются в нас еще и потому, что в наше время духовный вакуум не только не исчез, но стал «выпирать» из человека, стал выпуклой бездуховностью.

 

Мудрость Толстого в наши дни

Очевидно, что сегодня наследие философской мысли Толстого до сих пор имеет значимость для последователей теистического витализма, экзистенциалистов, гуманистов, и просто тех людей, которые живут по законам морали. 

Экзистенциалисты, к примеру, могут медитировать, повторяя, похожее на мантру Толстовское: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость». [1, с. 276-277]

Гуманистам в наше время как никогда нужна поддержка – гуманистическую этику все больше теперь заменяет этика деловых отношений, которые, по сути, являют собой отношения рыночные. Послужить бальзамом на раны гуманистам могут слова Льва Николаевича: «Понимание страданий личности и причин заблуждений людских и деятельность для уменьшения их есть все дело жизни человеческой». [1, с. 250]

А вообще, Толстой словно знал, чем мы тут будем заниматься в 21 веке: «Все настроения мысли человеческой и все усилия человеческого ума направляются не на то, чтобы облегчить труд трудящихся, а облегчить и украсить праздность празднующих». [1, с. 272-273] Поэтому труды Толстого, спустя целый век, по-прежнему актуальны. Большинству наших современников до сих пор нечем заполнить духовный вакуум. Шоппинг, телевизор, спорт – чем бы не тешился современный мещанин, что бы не изобретал для себя любимого, как бы не распалял свою жажду обладания – Толстой уже сказал когда-то: «Тоска есть желание желаний» и был прав, желание желаний – вирус, который прочно сидит в обществе потребления. 

Изречения Толстого также позволяют развеять некоторые иллюзии, которые кочуют их века в век. Надежда на всеобщее просвещение образованием скептично осмысливалась Толстым в свое время: «В действительности изучается не все и далеко не равномерно, а только то, что с одной стороны, нужнее, а с другой – приятнее тем людям, которые занимаются наукой. Нужнее же всего людям науки, принадлежащим к высшим классам, удержать тот порядок, при котором эти классы пользуются своими преимуществами; приятнее же то, что удовлетворяет праздной любознательности, не требует больших умственных усилий и может быть практически применимо». [1, с. 293]

Валерий Кувакин отмечает важную причину того, почему Толстой не «надеялся» и на философию, как на способ решения человеческих проблем: «В Толстом одинаково ярко и оригинально воплотилась сила незатемненного философскими предрассудками здравого смысла и понимания реальной власти подсознательного, неосознаваемого и эмоционального в человеке». [3, с. 114]

Значение фигуры Льва Николаевича Толстого переоценить сложно, особенно теперь, в век дегуманизации культуры. Все его измышления были так или иначе связаны с особенностями именно человеческого бытия. Сохранить человеческое в человеке – главное условие для выживания человечества, не столько как вида, но как космического феномена, и творчество Толстого способствует этой задаче.

 

p.s. Имя Льва Толстого часто можно увидеть на баннерах города Б. Вот только публикуют на них не взывающие к морали вопросы, и не афоризмы… А простые, лаконичные, не режущие глаз и не тревожащие сердце объявления «Линолеум на ул. Л. Толстого» или «Обои на ул. Л. Толстого»… Горько видеть, что имя великого писателя мыслителя, всегда возвышавшегося над суетным, сиюминутным и скоропреходящим, служит в нашем городе ориентиром лишь для бытовых целей.

 

Литература:

1. Л.Н. Толстой «О жизни. Афоризмы и избранные мысли Л.Н. Толстого, собранные Л.П. Никифоровым. Исповедь». – М: АСТ: Астрель, 2011.

2. Г.В. Гриненко «История философии» : учебник. – М.: Высшее образование, 2009.

3. В.А. Кувакин «Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии». – М.: Российское гуманистическое общество, 2004.

4. И. Виноградов «По живому следу. Духовные искания русской классики». – М.: Советский писатель, 1987.

 

Коментарии

MaksiKMoomy | 19.04.18 21:24
Кто слышал о игре PLAYERUNKNOWNS BATTLEGROUNDS? Я тут увидел ролик на youtub о том, как игроки играют и был в шоке... Вы знаете о макросах для мышки A4tech x7? Как работают приватный макрос на PLAYERUNKNOWNS BATTLEGROUNDS? Я посмотрел всевозможные видео по макросам на ПУБГ. Мне понравилось. Ссылка на видео, где люди убирают отдачу у оружия в PUBG: Купить макрос pubg
Chaweb-model.info | 02.07.18 00:54
как завязать разговор с девушкой на работе http://web-model.info/page/kak-zavyazat-razgovor-s-devushkoj-na-rabote/
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.