Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 24 (бумажный)» Критика и рецензии» Истории года. Литературные итоги (заметки)

Истории года. Литературные итоги (заметки)

Гундарин Михаил 

ИСТОРИИ ГОДА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИТОГИ

 

На литературной карте страны Алтай сегодня «слепое пятно». Ну, то есть некоторые наши авторы известны в локальных тусовках – в одной, скажем, Дмитрий Мухачев, в другой – Анатолий Кирилин, и эта известность не пересекается никак. Что ж! Это все меняется в одну минуту, когда на широкую арену вдруг выходит шеренга земляков. Пока – не вышла. Может, и не выйдет. Да и что с того! Все равно страсти у нас литературные кипят, посты в информагентствах о литературных делах вызывают бурю комментов. Куда там Москва попала! Есть о чем говорить.

Ниже следуют – субъективные, понятно - заметки. Разрозненные истории из литературного быта, хроника писательских свершений… Не более того!

 

История обо мне. По-честному – начну с себя. В 2013-м я:

А) Издал (неудачно в полиграфическом и прочих технических смыслах) повесть «Говорит Галилей», имевшую некоторый резонанс – несмотря на все полиграфические погрешности.

Б) Опубликовал три подборки стихотворений в журналах – «Урале», в основном старое, «Знамени»  – тут поновее, «Культуре Алтайского края» - и так, и этак.

В) Писал мало – несколько рецензий и обзоров (в начале года, далее груз рецензентства подхватил Гришин, см. ниже о нем), с дюжину стихотворений, да один рассказ. Мало, мало, правда.

 

История об изданиях. Журнал «Алтай», на мой взгляд, вступил в фазу литературной агонии. Совсем не могу его читать. Столько помещено туда глупостей, амбиций, пафоса и попыток обмануть читателей, что всей редколлегии пришлось, верно, усесться сверху, чтобы этот чемодан закрылся. Такое ощущение, что «Алтай» встал в оппозицию не только здравому смыслу, но и даже Управлению по культуре. В работе которого все же были интересные и обнадеживающие моменты. Но не в «Алтае». Издающемся – уж не знаю, зачем напоминаю это – на бюджетные средства.

Альманах «Ликбез», помимо ежемесячно обновляемых электронных, дал два отличных бумажных номера – весенний и осенний. Там напечатаны две больших тематических подборки – поэтов Новосибирска и поэтов Башкирии – удачный опыт. Плюс с «Ликбезом» согласились сотрудничать известные авторы, приславшие свои подборки – от Ольги Ермолаевой до Игоря Караулова. Отмечу и подборки наших авторов. Одно печалит: мало публикаций молодежи. Да и вообще, как-то видно, что бессменный издатель «Ликбеза», профессор и доктор наук Вячеслав Корнев большим фаворитом считает другие свои проекты – прежде всего фестиваль «Киноликбез».

Посему фаворитом года я полагаю «Культуру Алтайского края» (ласково именуется «КАКа»). Путем сложных изгибов и компромиссов редактору журнала Ларисе Вигандт все же удается вести бюджетное издание интересным курсом. Полагаю, сопровождается это шипением «Алтайцев» - а им тут и в самом деле пример, как можно под контролем начальства и на казенные средства делать что-то интересное.

 

История об авторах. Следить сегодня я предлагаю только за означенными ниже авторами, живущими в крае. И вот что они сделали за минувший год:

А) Евгений Банников – выпустил одну удачную, вторую провальную книжку стихов. Объяснение удачи простое – работа редактора-отборщика, жесткая и безжалостная.

Б) Елена Гешелина – дала подборку в «Ликбез» и «КАКу». Жаль, что не выпустила книги, материал есть.

В) Константин Гришин – см. ниже

Г) Дмитрий Мухачев – дал подборку в «Ликбез», активно исполнял свой поэтичский цикл «Герои совка и магии» на разных площадках при полном одобрении публики. То же самое – пора делать новую книгу.

Д) Наталья Николенкова – дала подборку в«Ликбез» . И ей книгу пора делать!

Е) Владислав Пасечник – его знаменитая повесть «Модэ» издана, и красиво. Книжкой в Москве (с присовокуплением рассказов). Продается в барнаульских книжных. В первом номере «Урала» вышла новая вещь – «Иама». Работает над романом. Прав!

Ж) Владимир Токмаков – в рамках издательского конкурса выпустил книгу стихов – избранное за все свои поэзоэпохи. Закончил, но еще не успел выпустить в свет роман «Сбор трюфелей накануне конца света».

З) Дмитрий Чернышков – почти не проявлялся в местных литделах, а жаль.

 

Собственно, больше говорить и не о ком. Что поделать! Но ведь и так десяток почти набрался.

 

История о мероприятиях. Их, литературных, более или менее удачных, в минувшем году хватало. Самым провальным, на мой взгляд, был пленум Союза писателей РФ. Повторятся не буду, ибо зачем в Барнаул съехались на казенный счет несколько десятков (!) инженеров человеческих душ и чего-то заявили – все про духовность и патриотизм - непонятно до сих пор. Ну, то есть, мотивы этих людей понятны, казенный счет необъясним.

Невнятным вышел и семинар молодых литераторов – судя по отзывам его участников. Единственным его итогом стало принятие В.Пасечника в ряды Союза. Ну, думается, сейчас Пасечник больше нужен союзу писателей, чем наоборот.

Шукшинские дни прошли обыденно. Гости нас ничем особо не удивили и не порадовали – отмечу разве что искрометного и молодого (что большая редкость в делегации) Игоря Белова из Калининграда (или уже Польши).

Многочисленные литературные чтения, устраивать которые наловчился Алтайский дом литераторов, разнесли творчество местных авторов по дальним районам края. В общем. Если говорить честно, это единственный способ заставить людей слушать, а иногда и читать стихи алтайских литераторов. И деятельность главы АДЛа Юлии Нифонтовойзаслуживает похвалы – говорю без иронии, между прочим.

 

История о книжном инстинкте. Так назывался конкурс на определение 10-ти лучших книг года. Самое интересное и новое, что было. Группа экспертов оценивала вышедшие на Алтае книги под эгидой все той же «Культуры Алтайского края». Итоги получились хоть и закономерные, но любопытные. Несмотря на некоторые методические проблемы (дискуссионно, следует ли оценивать изданные книги, или рукописи – как в этот раз – тоже годятся в дело), к итогам претензий не было, кажется, даже у не включенных в первую десятку. А первая пятерка выглядела так:

1.     Иван Жданов. Уединенная мироколица (книга-альбом, фото автора, представлена в рукописи, издается в рамках Издательского конкурса)

2.     Евгений Скрипин. Барнаульские поэты без иллюзий ( сборник боевитых эссе о деятелях литературы – от Мерзликина до Сыроежкина, также представлена в рукописи, но успела только что выйти в свет книгой)

3.     Анатолий Кирилин. Избранное (сборник повестей и рассказов местного писательского босса)

4.     Михаил Гундарин. Говорит Галилей.

5.     Юлия Нифонтова. Не хочу в Нормандию! (красиво изданная повесть «из жизни» директора АДЛ).

Самое смелое, что сделал журнал – опубликовал оценки экспертов. Кто кому сколько поставил. И вот я вижу, какой хороший человек Пасечник, и какой – прямо наоборот – филолог Марьин. Полезное знание, между прочим!

 

История о человеке. Этот человек, человек литгода – Константин Гришин. Он участвовал во всем, о чем здесь написано. А кое-что без него вообще бы не случилось, или случилось совсем иным. Вот – он собирал оба бумажных «Ликбеза» (в частности, списывался со «звездами»). Он написал и опубликовал множество рецензий на все более-менее движущееся в местном литпространстве. Он участвовал в пресловутом семинаре молодых литераторов и бесконечном множестве неформальных встреч и тусовок. Он беседовал пять часов с Иваном Ждановым (и как выдержал!). Наконец, Гришин написал много интересных фрагментов – в таком жанре он пока работает. Возможно, они впоследствии соединятся. Вроде капель, в одно целое. А впрочем – любопытно и так.

 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.