Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 25 (бумажный)» Гвоздь номера» Ликвидация безграмотности в эпоху кино (интервью)

Ликвидация безграмотности в эпоху кино (интервью)

Корнев Вячеслав 

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ В ЭПОХУ КИНО (интервью)

 

– Какова основная идея международного фестиваля «Киноликбез»? Каковы его особенности по сравнению с другими кинофестивалями?

– Между прочим, идеи у нас действительно являются организующим и стимулирующим началом, а не просто подводятся задним числом под уже стихийно сложившееся явление. Концепция «Киноликбеза» - в создании особого времени и пространства, где современное и независимое кино становится чем-то большим, чем просто фестивальные показы и обсуждения. Наш фестиваль – это не структуры или помещения, а люди – кружок бескорыстных энтузиастов, выступающих и в роли организаторов всего дела и в роли авторов, зрителей, критиков. Годар говорил, что настоящее кино происходит не на экране, а прямо в зрительном зале, в сознании, переживающих и мыслящих людей. Причем, хорошее кино воздействует именно на мозг, оно проблематизирует самые важные вопросы, учит мыслить и действовать. Прибегая к демонстрациям фильмов, как к поводам и стимулам, мы пытаемся вынести кино за рамки экрана. Наш фестиваль вообще в равной степени и авторский, и зрительский – он сводит тех и других на интеллектуальную дуэль, очную ставку. Это можно понимать буквально – ведь на «Киноликбезе» одну из главных наград («Золотого Жан-Люка») получает самый активный зритель. А зрителю как таковому создаются наиболее благоприятные условия для контакта с кино – домашняя атмосфера фестиваля, интерактивные дискуссии, чай с плюшками и т.п. Гости, добирающиеся до Барнаула из других городов, это быстро понимают и сами незаметно превращаются в «ликбезовцев» - в таких же точно подвижников и кинопросветителей, энтузиастов и бессребреников.

Понятно, что на многих больших и пафосных фестивалях все в порядке с организацией, конкурсной программой, иногда даже массовым зрителем. Но попробуйте однажды попасть в Барнаул на дни фестиваля, - и вы увидите, чего не хватает на этих всемирно известных фабриках тщеславия.

– Как зародилась идея организовать Кинофестиваль? Что послужило для этого мотивом?

– «Киноликбез» появился как экспансия на другие области искусства нашего литературного альманаха «Ликбез», издающегося аж с 1989 года. «Ликбез» - это уникальное явление, это динозавр сибирского самиздата, вышедший на уровень солидного «толстого» журнала, известный уже не только в России. При этом «Ликбез» нисколько не похож на бесхребетные объединения самовыражающихся литераторов с обычным либеральным душком и всеядной редакционной политикой. У «Ликбеза» всегда было четкое направление деятельности. Эстетически – это красный стиль в духе советского футуризма 20-х годов. Идеологически – просвещенный патриотизм, критика общества потребления, капитализма, рыночного цинизма и т.п. Помимо собственно литературы «Ликбез» всегда был центром организации разнообразной творческой и общественной работы. Мы ставим фильмы, проводим музыкальные и театральные представления, наши фирменные «маёвки» и «ноябрины». Под эгидой альманаха уже больше десяти лет существует «Клуб любителей интеллектуального кино». Вот из этой кипучей энергии просветительства, творчества, ликвидации безграмотности на разных  фронтах и возник пять лет назад фестиваль авторского кино. Теперь он тоже вышел на международный уровень,  и де-факто становится центром организации кинопроцесса в Сибири и даже шире (среди гостей этого года – Кузбасс, Новосибирск, Казахстан, Москва, Санкт-Петербург). Потому заявленные когда-то сугубо декларативно цели – в духе нашего лозунга «Авангардисты всех стран, объединяйтесь!» - фестиваль понемногу начинает реализовывать.

А вообще «Киноликбез» возник из пустяка – по принципу «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Смотрели, обсуждали фильмы великих режиссеров в киноклубе, и на каком-то этапе этот кочующий вирус - желание самим снимать и показывать – инфицировал многих ликбезовцев. На первом (я его называю все же «нулевым») фестивале своими силами в итоге и обошлись. Человек 7-8 наснимали дюжину фильмов, плюс несколько работ от сторонних авторов. Таким был скромный, хотя и очень весёлый, старт «Киноликбеза». А нынче из тех старых кадров на фестивале фактически никого не осталось (или только в роли организаторов), зато бациллой кинопроизводства заразились уже совсем другие, более молодые люди. Творческий процесс на Алтае не остановить. Да и в других регионах.

– Почему в качестве приза был выбран бюст знаменитого французского режиссёра Жан-Люка Годара?

– Это мой любимый режиссер, и на «Киноликбезе» официально введен культ личности Годара. У нас гениальность и творческая потенция измеряется в «годарах», как, например, в физике сила – в «ньютонах». Картины Жана-Люка Годара – идеальный пример сочетания художественного новаторства, интеллекта, творческой свободы, бескомпромиссности, антибуржуазности, «левой» философии… В этом редком случае абсолютно оригинальный кинематограф дополняется еще и личной харизмой, жизнь и творчества автора составляют одно целое. И это тоже очень важно для ликбезовцев – мы понимаем кино как средство не только отражения, но и изменения мира. Годар – это Че Гевара авторского кино, революционер и мыслитель, один из активных участников парижских событий мая 68-го. Так что, при всем желании нельзя представить себе другой персонифицированный образец для наших призов и нашей идеологии.

– В своей книге «Философия повседневных вещей» Вы характеризуете современный кинематограф как «ярмарку больших бюджетов и амбиций». Вместе с тем «Киноликбез» позиционирует себя как фестиваль авторского кино и проводится параллельно со знаменитым Кинофестивалем в Каннах. Это сознательное противопоставление т.н. «киномейнстриму»? Если да, то в чём суть этого противопоставления?

– В этом году просто так совпало. В предыдущие годы «Киноликбез» проводился в апреле. Если бы не забавный фейк с «приездом Депардье», я бы вообще не обратил внимания на это совпадение. Хотя борьба с киномейнстримом – уже на уровне первичного отбора в конкурс и адресного приглашения режиссеров – конечно же, ведется. Как фестивальный отборщик, я безжалостно выбраковываю все эти бессмысленные штампованные истории (в духе «парень встречает девушку») с однообразным лощеным изображением, закадровым «романтическим» бряканием фортепиано и т.п. Зато авангард, любые поиски в области киноязыка и содержания картин мы категорически приветствуем. Думаю, в программе нынешнего года это особенно заметно. Как, например, в случае с полнометражным фильмом «Адаптированные», появлению которого в конкурсе так противился наш председатель жюри московский критик Сергей Кудявцев. Но я буду и дальше двигать нестандартное кино, озадачивающее взгляд, напрягающее мозг. А подражания мегаломанскому стилю оскароносных лауреатов или глянцевых рекламных роликов в авторском именно кино мне кажутся неуместными. В 20-е и 30-е году прошлого века, на самой заре своего формирования как искусства, мировой кинематограф занимался невероятно смелыми поисками в области выразительных средств. Немецкий экспрессионизм, французский авангард, советский «диалектический монтаж», даже Голливуд – все это было очень свежо и оригинально. Но годов с 70-х в мировом именно масштабе всякие эксперименты прекратились, коммерсанты окончательно подчинили себе кинопроизводство, на всех его стадиях. Мне, как киноведу-любителю, очень досадно видеть плоды этой мутации кинематографа, который оценивается теперь одними только бюджетными затратами, рейтингами, жанровыми стереотипами или, в лучшем случае – операторскими изысками, работой «звукачей» и актерскими удачами. Но как мало это значит для искусства, как вторично это выглядит в контексте истории кино ХХ века…

– Для правящего класса кинематограф сегодня является важным средством для обработки сознания масс с целью сохранения/укрепления мысли о наступившем «конце истории», незыблемости современных отношений эксплуатации и торговли. Какие Вы видите возможности и предпосылки с т.з. как киноискусства, так и общества в целом для преодоления современной капиталистической системы? Необходима ли вообще такая постановка вопроса?

– Годар в 60-е раздавал рабочим камеры и снимал выпуски «Правды» от «группы Дзиги Вертова», веря в освободительный потенциал кинокадров, в эту «истину 24 раза в секунду». Сегодня очевидно, что киномейнстрим невероятно эффективен в области в порабощения ума и фантазии, уплотнения капитализма, обслуживания социальной матрицы, упрочения «общества спектакля». Можно ли, однако, повернуть штыки против угнетателей и устроить системе, как опять же говорил Годар, «много маленьких киновьетнамов»? В логотипе «Киноликбеза» кинокамера соединена с револьвером. Это тоже ответ на данный вопрос. Если бы я не верил в силу кино, с его эмоциональным заражением, полной перезагрузкой мозга и обязательным финальным катарсисом, я бы давно бросил это дело. Но сегодня любая политика продолжается средствами кино, а значит, что и подорвана она тоже быть может силою образа, удачными киновысказываниями, яркими метафорами. Как-то мне попалась в руки книга про фильмы «перестройки» как про кино, убившее СССР. При спорности многих отдельных примеров, я соглашусь с ее автором в том, что «Так жить нельзя» или «Маленькая Вера» или «Город Зеро» подрывали советскую власть – ее ценности, ее героев, веру, метафизику, даже социальную физику. Почему бы не снимать тогда фильмы, которые точечно бьют по идеологии и принципам капитализма? Почему бы не ставить в них действительно острые вопросы не только о «перегибах на местах» и отдельных язвах нашей системы социального каннибализма (как в обычных продуктах современной документалистики, с ее сюжетами про бомжей, проституток и т.д.), но и о фундаментальных сущностях капитализма? Кстати, студия антибюджетного кино «Ликбез» внесла небольшой вклад в это полезнейшее дело, выпустив в прошлом году фильм CapitoЛизм (название от итальянского capito – понимать, т.е. понимать капитализм).

Ну а самое простое, и опять же в нашем духе и понимании – это вспомнить о просветительской миссии кинематографа. Пока народ безграмотен (а он сегодня подрастерял культурный багаж советского образования), ликбез средствами кино особенно актуален. Когда-то кино похитили у первооткрывателей банальные коммерсанты. Наступает время вернуть его обратно – художникам, ученым, поэтам, философам, просто мыслящим людям, представителям вида homo sapiens.

 

 

Интервью взял Алексей Паутинычъ. Опубликовано на сайте  РКСМ(б)
«Революционный Коммунистический Союз Молодёжи» 
фотография Данила Антропова

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.