Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 25 (бумажный)» Гвоздь номера» Киноликбез и другие (заметка искусствоведа)

Киноликбез и другие (заметка искусствоведа)

Вистингаузен Вадим 

▼ КИНОЛИКБЕЗ И ДРУГИЕ (заметки искусствоведа)

 

Итак, фестиваль прошел, победители определены. Я не сомневался, что мое мнение разойдется с мнением жюри, но все же, некоторые совпадения есть. Не вступая в дискуссию (с жюри не спорят), в дальнейшем я попытаюсь объяснить принцип его работы и некоторые награждения, что возможно, будет полезно участникам следующего фестиваля. Но главное – оценить сам фестиваль в целом.

Фестиваль, как уже говорилось, возник в недрах Клуба любителей интеллектуального кино Алтайского государственного университета. И клуб, и фестиваль – детище Вячеслава Корнева. Сам он рассматривает сейчас фестиваль как зрительский, хотя ранее высказывался и в том плане, что фестиваль был создан для роста местных кинематографистов. Фестиваль этого года – пятый. С фильмами предыдущих фестивалей (за ничтожным исключением) я не знаком, как эти фестивали протекали, не знаю. Поэтому мои оценки основываются только на данном фестивале.

КИНОЛИКБЕЗ – не единственный кинофестиваль, проводящийся в Алтайском крае. Во-первых, надо сказать о Шукшинском кинофестивале, самом старом (с 1999 г.), являющимся частью Шукшинских дней на Алтае. Это ежегодный зрительский фестиваль. Ранее на него отбирались 5-7 полнометражных игровых картин стран СНГ. Награждались 1-2 работы. В 2013 г. показ фильмов был организован так, что зритель мог посмотреть только один фильм, причем около ¾ билетов распространялись заранее по неизвестной схеме. Жюри смотрело фильмы отдельно от зрителей. С 2014 года Шукшинский кинофестиваль меняется. Кроме полнометражных игровых картин в нем будут участвовать документальные фильмы и студенческие работы. Фестиваль будет проходить с 22 по 27 июля. Прием заявок уже начат (подробности можно найти на сайте фестиваля www.shukshinfest.ru). Будем надеяться, что организаторы позаботятся и о зрителях, чтобы они смогли посмотреть максимальное количество фестивальных фильмов.


Фестиваль мини-фильмов (до 5 м.) «Кто герой нашего времени?» проводит АНО Театральный центр на средства гранта губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций. Организатор фестиваля – Краевое управление по образованию и делам молодежи. Поддержку фестивалю оказывает КГБУ «Краевой дворец молодежи». Цель фестиваля – развитие позитивных способов самореализации и самовыражения молодежи. Участниками фестиваля могут быть лица в возрасте от 14 до 35 лет. Автор идеи фестиваля – Евгений Щемелев. Фестиваль проводится с 2010 г., раз в два года (в 2014 г. состоялся третий фестиваль). Заявлен он как региональный, но в 2014 году в нем участвовали фильмы из других городов России, а также из Белоруссии и Казахстана. Присуждаются призы в номинациях игровое кино, документальное кино, клип, эссе, а также Гран-при. Большинство участников фестиваля – студенты, сотрудничающие с Театральным центром; они же составляют его аудиторию. Всего в 2014 году в конкурсную программу вошли 32 фильма, в том числе 14 игровых (обзор см.: http://vk.com/club64500149). Пока основную массу работ трудно отнести к кино, но есть отдельные прорывы, особенно в номинациях «Клип» и «Эссе». По словам организаторов фестиваля, наблюдается его качественный рост. Этому росту сильно мешает то, что фестиваль не ежегодный.

Фестиваль «Мир моими глазами» организован Управлением культуры Алтайского края для детей и юношества до 18 лет. Фестиваль ежегодный, первый прошел в 2011 г. Проводит его отделение фото- и видео-творчества Алтайского краевого колледжа культуры. Аудитория фестиваля – его участники и их руководители. Для конкурса видео-работ характерны большие колебания числа работ по годам. В 2012 г  были присланы 75 работ, в 2013 г. – 7, в 2014 г. – 25. Конкурс проводится по 6 номинациям: игровое кино, документальное кино, социальная реклама, анимация, учебное кино, музыкальный клип. Анимационные и учебные фильмы присутствуют не каждый год. В целом, фестивальные работы исключительно слабы. Главная причина этого то, что в крае киноискусство не преподается ни в школах, ни в учреждениях дополнительного образования (единственное исключение – детская телестудия «Панорама» Краевого центра творчества детей и юношества, но ее воспитанники ни разу не принимали участия в конкурсе). В отличие от видео-конкурса, конкурс фотографии проводится успешно, так как в крае есть немало объединений юных фотографов. Серьезной проблемой фестиваля является практически полное отсутствие его финансирования. Он проводится преподавателями колледжа исключительно на энтузиазме, в надежде найти среди участников талантливых абитуриентов.

В 2013 г. возник еще один кинофестиваль. Это фестиваль туристских и спортивных фильмов «Алтайский край – место силы», организованный Управлением Алтайского края по печати и информации при содействии Бийского отдела Русского географического общества. Фестиваль проводится в селе Стан-Бехтемир на базе санатория «Рассветы над Бией». Достоинством фестиваля является наличие «некиноматографической» аудитории – отдыхающих санатория. Уровень работ конкурса 2013 года не известен. К сожалению, проведение фестиваля 2014 г. находится под вопросом, так как грант на его проведение получить не удалось.

Известны и другие попытки организации конкурсов фильмов в крае после распада кинолюбительского движения, последний фестиваль которого прошел в 1991 г. Эпизодически в Алтайском государственном университете проводятся конкурсы студенческих видео-работ в рамках «Дня телевидения». Работы конкурса 2010 г. были на уровне «домашнего видео», гораздо ниже кинолюбительских работ 20-летней давности. Три алтайских заповедника – Тигирекский в Алтайском крае и Алтайский и Катунский в Республике Алтай – пытались организовать конкурс фильмов экологической тематики. Однако, он провалился – был прислан только 1 фильм. При этом Алтайский заповедник проводит конкурс фильмов о Телецком озере, но он практически не известен.

Возвращаясь к КИНОЛИКБЕЗУ, оценим его значение и место среди других фестивалей. Если не считать Шукшинский кинофестиваль, развитием которого заняты краевые и федеральные структуры, то КИНОЛИКБЕЗ из алтайских фестивалей в настоящее время наиболее «продвинут» и стабилен. Он имеет свое лицо и свою аудиторию, хотя и ограниченную.  Вокруг фестиваля складывается и сообщество его участников, что, впрочем, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Большинство конкурсантов этого года – студенты или недавние выпускники кинематографических школ, в основном ВГИКа и Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, а фильмы – их курсовые или дипломные работы. Таким образом, как уже говорилось, отнести эти фильмы к независимому кино нельзя: никто не может быть более зависимым, чем студент. Экспериментальными – конечно можно, но в смысле личного, учебного эксперимента. Значительно меньшую часть составляют работы тех авторов, которых в прошлом называли кинолюбителями (сейчас этого термина избегают).

Для обеих групп участников, как и для зрителей, фестиваль, безусловно, полезен. Я даже не исключаю, что практика КИНОЛИКБЕЗА отчасти повлияла на то, что отныне в Шукшинском фестивале будут принимать участие работы студентов киношкол.


Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.