Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 100 (август 2014)» Критика и рецензии» Человек и вера (о рассказах Платона Беседина)

Человек и вера (о рассказах Платона Беседина)

Бобрышева Юлия 

ЧЕЛОВЕК И ВЕРА

 (о рассказах Платона Беседина, опубликованных в журнале "Ликбез" №25, 2014 г.)

 

Вчера вышел 25 номер «Ликбеза» за 2014 год (июнь, бумажная версия). Много заслуживающих внимание текстов и авторов. У Платона подборка рассказов и статья. Мне думается, и в своей художественной малой прозе Платон Беседин рефлексирует публицистически: в каждом рассказе очень сильна авторская оценка, несмотря на использование разных повествовательных форм в каждом из четырех рассказов. Рассказы, сгруппированные в этом номере, по большей части посвящены проблеме очень серьезной и наболевшей, имеющей особую специфику и заостренность в наши дни: проблеме церкви в жизни современного человека. В масштабе общества проблема эта предельно широкая, философская. В рассказах Платона Беседина проблема эта представлена частно, в масштабе считанного числа персонажей и происходящих с ними бытовых ситуаций: уход жены и увольнение с работы, посещение церкви для решения бытовых неурядиц, разлад с сожителем из-за физического дефекта, несчастная любовь героя на фоне чужой свадебной прогулки. Все эти рассказы объединяет тема веры – истинной и ложной – иногда переходящая в тему взаимоотношений с церковью, о которой вспоминается в критические моменты жизни.

 

Скажем сразу: у Платона нет никакой религиозно-философской мысли. Есть набор бытовых ситуаций, в которых религия понимается предельно упрощенно, обывательски. Даже «мыслящему тростнику» из рассказа «Маяк» не удается избежать псевдорелигиозности. На его фоне персонаж Симдянкин из первого рассказа «Ремень» выглядит более удачливым: его простые, безыскусные рассуждения о ближайшей ему действительности: удобных дырочках на ремне, о магазинной еде, спасают его от философствования, грозящего катастрофой.

 

Человек и мир, их противостояние – предмет художественной рефлексии в рассказах Платона Беседина. Мир в этих рассказах враждебен человеку, и само качество этой враждебности – мирское, в церковном понимании этого слова. Буря напастей застает врасплох беспомощного человека – и тогда человек намеренно или по-привычке вспоминает о Боге, о русской православной церкви, к атрибутике и обрядам которой он стремится в надежде исправить свою жизнь, не всегда понимая, что именно нужно делать и не находя объяснения церковным обрядам у других людей. Иным персонажам вроде бы более ясно, что есть вера, в общих чертах, но и их захлестывает «житейское море», в котором они привычно тонут. Однако своё житейское бессилие персонажи воспринимают не как собственное, а как бессилие церкви. Таким образом, псевдорелигиозность можно считать лейтмотивом рассказов Платона Беседина. Обывательское отношение к религии, внешнее соблюдение обрядов без истинной веры оказывается более губительным, несостоятельным, тупиковым, по сравнению с простым и честным отношением к миру. Герой рассказа «Ремень» спрашивает себя: чего я хочу? И честно отвечает: я хочу кушать, я не хочу висеть в петле. Персонажи других рассказов цикла лезут в петлю внешнего замещения веры, – в то время как вера, если она истинна, совершается внутри человека.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.