Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 

Свобода от ума (эссе)

Таран Иван 

СВОБОДА ОТ УМА

 

Данное эссе мне помогли написать Большой Шар (душа живой девушки), Рыжик (ожившее представление о девушке в образе котёнка), тень рыжего кота, чёрт Таран (моя душа).

 

+++

Это кто зашёл в троллейбус

И качается стоит,

Оглашая всё окрест

Разноцветным перегаром?

Это дяденька стоит,

Он в шапке стоит.

Кузя УО

 

Если вы скажете, что лирический герой приведённого выше стишка – трёхлетний ребёнок, то ошибётесь. Слово «оглашая» и авангардный эпитет «разноцветный», употреблённый применительно к перегару, наводят на следующую мысль: здесь лирический герой – как минимум подросток. Зачем же большой прикинулся маленьким? Чтобы выглядеть глупым. А зачем выглядеть глупым? Нет ли здесь скрытого смысла?

Поискать его действительно стоит. Почему? Во-первых, Кузя УО, то есть Кузя-умственно-отсталый, на самом деле далеко не УО. Из-под пера Константина Рябинова (это настоящее имя) выходили не только юродивые стишки («Моня рыгнул попой…», «А может быть, я – вешалка…», «В цирке всё смешно…», «В садике», «По утрам бывают зори…», «Ослабла подпруга…», «Я долго бродил по городу…») и прозаическая вещица под названием «Розсказ», но и сложнейшие авангардные тексты («Физиология», «Слепые спят с открытыми глазами…», «Гляньте в дирочку лукаво…», «Упавший снизу сгорает молча…», «Созвездие Яйца», «Пёс залаял под горой…», «Чёрное дерево», «Коран»). Во-вторых, Кузьма Рябинов (он называл себя и так) участвовал в «Гражданской обороне», лучшей отечественной рок-группе. В-третьих, стишок про дяденьку в троллейбусе – имитация литературы, муляж литературы, но это одно из моих самых любимых произведений русской лирической поэзии. Для меня сочинение Кузи УО, страшно сказать, стоит в одном ряду с такими шедеврами, как «На что вы, дни!..» Боратынского, «Утро» Некрасова, «Слух чуткий парус напрягает…» и «Я вижу каменное небо…» Мандельштама, «Свиваются бледные тени…» Брюсова, «Лиличка!» Маяковского, «Август» Пастернака, «Только пепел знает, что значит сгореть дотла…» Бродского. В-четвёртых, Константин Рябинов принадлежит к поколению сибирских рок-поэтов, появившемуся на свет в середине 1960-х. Егор Летов и сам Кузьма из Омска, Дмитрий Ревякин, Янка Дягилева и Вадим Кузьмин из Новосибирска… Все они характеризуются достойной русской классики тонкостью мысли. А ещё – бескомпромиссной гражданской позицией. О них, творцах, «вовремя» «забывают» старые пердуны из писорганизаций, говорящие про упадок отечественной литературы.

«Это кто зашёл в троллейбус…» – имитация поэзии, муляж поэзии. Отсюда логично было бы сделать вывод: создание сего издательского опуса – акт участия в литературной жизни. Что же это за акт участия в литературной жизни?

«В нашей компании […] было такое ёмкое понятие – «ПРОТЕСТ». Из соображений его и рассматривалось любое творчество и событие – старое, новое – вообще. Либо в нём есть «ПРОТЕСТ» (за что можно получить), либо – нет. Тогда этому и цена – говно. Исходя из этого и предпринимались любые действия». Так Егор Летов комментировал песню «Детский доктор сказал: «Ништяк»», слова её написал Кузя УО. Попробуем рассмотреть стихотворение о дяденьке в троллейбусе как протест.

Литературные авторитеты современности (не все, но есть такие), требуя ума от собратьев по перу, которые ниже их писательским социальным статусом, требуют подчинения, ибо навязывают им свои представления отом, что разумно и что не разумно. Но Кузя УО – скептик. Он видит литературные авторитеты современности (некоторые) ниже себя. Поэтому Кузьма Рябинов отказывается быть умным. Его жизнетворчество есть философия неподчинения. Ум дутых фигур литературной жизни есть глупость. Глупость Рябинова есть ум. Может быть, тождество разумного и неразумного – открытие Кузи УО. Во всяком случае, Кузьма вступает в спор с автором диалога «Алкивиад II», приписываемого Платону. Там утверждается, что любой человек либо разумен, либо лишён разума.

Чтобы набить себе цену, так называемые профессиональные писатели пускают в ход всё. Праведный гнев. Внушительный голос. Многозначительное молчание. Душещипательные цитаты из классиков. Мнение большинства. Доносы, сплетни, клевету. Но аргументации как не было, так и нет.

«Во всём мне хочется дойти / До самой сути», – писал Пастернак. Стремление дойти до самой сути – достоинство не только художественной литературы, но и научных произведений, эссеистики, критики. Говорите, нужно быть хорошим человеком? Объясните мне, такому тупому, с какого перепугу или с какой радости я вдруг должен им стать! Быть плохим – и вдруг должен стать хорошим… Во имя чего? Говорите, нужно быть культурным? Ну, культурность – понятие растяжимое. Говорите, умным нужно быть? Зачем? Ум может являться средством не только достижения свободы, но и тирании.

И хлещет, и хлещет безмыслие со страниц авторских и коллективных сборников, журналов, альманахов. Вместо стремления к сути – «научные» работы, изобилующие словами и выражениями с нечёткой, мягко говоря, семантикой (эти слова и выражения не объясняют ничего, а лишь выражают эмоции «учёного»). Утонувшие в болоте бытовухи «стихотворения» и «рассказы». Литературно-критические статьи, основанные на слепой вере в мораль. Так вы за мораль? Может быть, это и правильно… Только что она из себя представляет? Дайте развитое описание её! А если у вас одна извилина, хотя бы назовите свою мораль каким-нибудь термином. Есть христиане, мусульмане, буддисты, сионисты, коммунисты, ницшеанцы, скептики, стоики. Христиане и коммунисты бывают разные. Вообще-то любая мораль коренится в какой-либо метафизике (или, на худой конец, в онтологии чувственного, не все же признают истинность бытия сверхчувственного). Где обоснование?

Кузя УО на семинаре молодых литераторов – нечто из области отнюдь не научной фантастики. Не литератор он, а панк. Но давайте представим его там, чтобы оценить вклад Рябинова в русскую культуру. Я вижу, что толстожопая дама, у которой едва ли не 50 книг, прочитавшая в рукописи Кузьмы лишь стишок о дяденьке в троллейбусе, обращаясь к Рябинову на ты, как и положено хамам и плебеям, задаёт ему вопрос, который вопрос лишь по форме, а по сути – колкость: «И это – твой уровень?!». Я вижу:Кузя УО отвечает спокойно и дерзко: «Это не мой уровень, а твой».

Памятуя о жизнеТВОРЧЕСТВЕ Константина Рябинова, я взял себе ТВОРЧЕСКОЕ имя Таран Барабан Бумбум. Под таким именем я представил рукопись своих стихотворений на семинар молодых литераторов «ПарОм», организованный в этом году омским отделением Союза российских писателей и омским отделением Союза писателей России. Кураторами семинара выступили Александр Эрахмиэлович Лейфер и Татьяна Георгиевна Четверикова. Расскажу о своём участии в этом празднике жизни, подражая слогу выдающегося омского журналиста Виктора Власова.

– Если кто не знает, меня зовут Таран Барабан Бумбум. Почему я взял себе такое творческое имя? Да потому, что профессиональные (?) писатели Омска и их прихвостни, считая Ивана болваном, лупашат в мою пустую бОшку, как в барабан, и от этого звук интересный возникает (глухой): бум-бум-бум.

– Не нужно нам никаких таранов, тупых баранов, болванов и барабанов! – гремел после моей речи голос седовласого писателя.

Мне не дали прочитать вслух своё стихотворение. А я прочёл бы вот это:

 

+++

У меня убавилось ума.

Я спокойно вышел на дорогу,

Равнодушную,нестрогую,

Что ведёт блаженного сама

К новомодным статуям в саду,

Что меня в сентябрь пригласили.

Ни за кем я не пойду.

Вот за это люди не простили.

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи:  8
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.