Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 26 (бумажный)» Наш архив» Пятилетка КиноЛикбеза (заметки)

Пятилетка КиноЛикбеза (заметки)

Рыжов Александр 

ПЯТИЛЕТКА КИНОЛИКБЕЗА (заметки)

 

Международный фестиваль авторского кино «КиноЛикбез» отметился в этом году своим первым юбилеем. За пять лет фестиваль проделал впечатляющий путь и по праву ежегодно становится настоящим кинособытием в Алтайском крае.

К НАМ ЕДЕТ ДЕПАРДЬЕ!

За две недели до начала пятого «КиноЛикбеза» несколько Алтайских новостных порталов взорвались сенсацией – в Барнаул в качестве вип-персоны и участника жюри едет сам Жерар Депардье! В доказательство сенсационной новости приводились выдержки из твиттера новоиспеченного россиянина. Интернет-общественность сразу загудела, имя Депардье стало мелькать даже в некоторых телевыпусках алтайских новостей. Как итог - на открытие «КиноЛикбеза-5» попали люди, которые целенаправленно шли смотреть именно на кинозвезду и… увидели лишь напечатанного на стенде Депардье в натуральную величину.

Чувство юмора, и даже некое хулиганство главного организатора и идеолога фестиваля Вячеслава Корнева сочеталось с трезвым расчетом на фетишистскую веру простого обывателя. Корнев не смущается такими методами привлечения внимания к своему фестивалю: «Мне близка роль партизана, который вкладывает в общепринятые формы взрывное содержание».

Но шутки - шутками, а промо-кампания фестиваля в этом году поработала действительно хорошо, при том что Корнев и его соратники придерживаются безбюджетного метода воплощения своих фантазий. Разработчики придумали оригинальные тизеры, которые одновременно попадали в колею и политическую, и кинематографическую. Будь то стилизация под мартовские ролики ополченцев Луганска или репортаж-расследование одного из самых популярных телеканалов России – присутствующая ирония всегда в симметричных пропорциях сочетается с революционным антуражем «КиноЛикбеза».

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

В этот раз, по не зависящим от организаторов причинам, не смог попасть на «КиноЛикбез» московский кинокритик Сергей Кудрявцев. Впрочем, Сергей Валентинович выставил все оценки заочно, поэтому он справедливо числился среди членов жюри.

Структура наполнения фестивального дня была прежней – четыре дня по 6-7 часов киноматериала. Порядок показа – полнометражный игровой фильм, блок документального кино, блок анимации и киноэссе, и самый объемный блок короткометражного игрового кино. По сравнению с прошлогодним фестивалем, программа пятого «КиноЛикбеза» была существенно сокращена – на суд жюри и зрителей были представлены самые достойные работы, где практически каждая могла получить если не золотого Годара, то хотя бы приз Зрительских симпатий. Награды, в этом году, сократились пропорционально лентам-участникам – почти вполовину. Организаторы, лимитируя призовой фонд, таким образом, наращивают градус борьбы и в чем-то даже провоцируют ее драматическую развязку.    

Каждый год организаторы пробуют делать что-то новое, экспериментировать, раздвигая привычные рамки фестивального формата. В этом году удалось воплотить одну старую заготовку и несколько новых задумок.

Впервые был собрана экспозиция музея, посвященная 25-летней истории журнала «Ликбез», а также пяти годам существования «КиноЛикбеза». Экспозиция получилась достаточно обширной – требующей комментариев экскурсовода. За него был сам Вячеслав Корнев.

Музейный зал был доукомплектован специальной видеокабинкой с названием «Рубка правды», где любой желающий мог записать на видеокамеру свой комментарий о кино, о фестивале, да и, в принципе, о чем угодно. Этот материал потом был использован для «дневника кинофестиваля», который каждый вечер выкладывался на официальную страничку «КиноЛикбеза».

Еще одним ноу-хау стали два компьютера с наушниками, в которые загружалась кинопрограмма предыдущего и нынешнего дня. Опоздавшим переживать было не о чем. Во время перерыва можно было посмотреть упущенное, или же пересмотреть полюбившийся фильм во второй раз.

Вип-гости кинофестиваля (на этот раз действительно собственной персоной приехавшие из других городов) – режиссеры со своими коллегами по съемке были приятно удивлены тем, что организаторы устроили программу мероприятий специально для них – «блинная вечеринка», экскурсия к местному гончару и открытую дискуссию «Что такое авторское кино?» (видео этой познавательной дискуссии можно найти на ю-тубе). Поэтому гости уезжали из Барнаула однозначно довольные, с багажом впечатлений.


ГЛАЗАМИ ЗРИТЕЛЯ

Все четыре дня «КиноЛикбеза» запечатлелись в памяти особой атмосферой фестивального нон-стопа. Любители интеллектуального кино, после рабочего времени понемногу подтягивались, занимали места, брали в руки программку дня (она же являлась и опросником), смотрели материал. Практически после каждого фильма в зале раздавались аплодисменты, а иногда можно было услышать всхлипы во время самого просмотра.

Целесообразные перерывы десятиминутные перерывы сопровождались бесплатным чаем, печеньем, краткими комментариями по свежим впечатлениям.

Чувство драйва вызывал  не только режим нон-стоп. Каждый зритель, как только он получал программку, автоматически переходил в режим кинокритика – определяя ленту на приз зрительских симпатий. А это особое ощущение значимости твоей оценки и особая за нее ответственность. За четыре дня киномарафона как-то сама собой формируется кинокритическая рефлексия, появляется даже некая искушенность на кураже. Все это созвучно девизу фестиваля «Смотри. Думай. Действуй».  

Для «КиноЛикбеза» зритель важен не меньше, чем автор, не меньше, чем кино – поэтому одна из фишек именно этого фестиваля в том, что один золотой Годар предназначается самому активному зрителю.


ПРИЗЕРЫ И ПОБЕДИТЕЛИ

Четвертый день фестиваля заканчивался чествованием призеров и победителей.

Качественный уровень кинолент фестиваля, на наш взгляд, в этот раз был настолько высок, что за некоторые работы, оставшиеся без наград, было по-настоящему обидно. Например, лента «Отражение», от которой прямо слезы наворачивались или отлично снятая и сыгранная киноновелла по Чехову «Отец» - так и не были упомянуты в числе лауреатов.

Гран-при получила короткометражная лента Дмитрия Майорова «Девушка с флагом». По словам поэтессы (и члена жюри) Натальи Николенковой: «Девушка с флагом» - это знамя самого «КиноЛикбеза». Благодаря таким фильмам, считает Вячеслав Корнев, все больше вырисовывается лицо фестиваля, его желательный облик.

Кинолент, родом из Алтайского края в основной программе было шесть. Отбор был строгий, за бортом фестиваля остались даже некоторые полнометражные работы. Тем не менее, Корнев отмечает: «По сравнению с прошлым годом, какой-то шажок сделан». В подтверждение этих слов режиссер из Рубцовска Георгий Парфиненко за ленту «Влияние» получил серебряного Годара. Остальные серебряные и золотые Годары отправились в Германию, Швецию, Казахстан, Кемерово, Глазов, Москву, Санкт-Петербург.

 

Безусловно, фестиваль международного кино не просто мотивирует, а заражает настоящим киноманским энтузиазмом. Наверняка у каждого зрителя кинофеста во время просмотра мелькала мысль «Я бы снял по-другому…», «Я бы тоже в таком духе снимал» - до самого главного: «А если и мне в следующем году попробовать?». А почему бы и нет? В манифесте фестиваля есть такие строчки: «Творчество – вот твой путь, которым ты можешь идти. И кино – одна из его тропинок». Кстати, одним из призеров кинофестиваля стала лента, снятая на кухне мобильным телефоном. Так какие еще нужны отговорки, чтобы откладывать свой кинодебют на «КиноЛикбезе»?

 

рисунки Михаила Чурилова

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.