Ремарки к культурному диалогу (заметки)
Лумпов ЕвгенийРЕМАРКИ К КУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ (заметки)
Редко возникает желание писать о рабочих поездках на разного рода культурные мероприятия, но в этой было что-то, что раз за разом усиливало желание поделиться. Тем более, что речь пойдет не о местечковой конференции по проблемам, высосанным из пальца ради бумажного сборника, а о международном культурном форуме, который недавно завершился в городе Ульяновске. Что ж пробую разобраться, откуда это желание – говорить о культуре.
12 сентября. В большом зале большого здания в центре Ульяновска выступает некто из Москвы. Она, кажется, телеведущая с ТВЦ и она логично обосновывает тезис о том, что культурная потребность – это такой же базовый инстинкт как размножиться и поесть. Женщина справа от меня, с ней не согласна. Из ее монолога в ухо подруги я отлично понимаю, что она согласна только на «поесть». Она здесь не по собственной воле. Так надо. А я по собственной, и меня ужасно раздражают ее речь и парфюм. Я молчу – форум культурный.
Впрочем, это молчание будет чуть позже. А пока на календаре 9 сентября. Я – часть делегации стран СНГ, часть программы «Новое поколение», реализуемой «Россотрудничеством» через филиалы. Я выбран, доставлен самолетом в златоглавую и теперь веду оживленную дискуссию с представителем Министерства культуры Российской Федерации. Впереди у меня еще встреча в головном офисе «Россотрудничества», где я пойму, чем оно может быть мне полезно, в Институте Культуры, где я полезности ждут уже от меня, обзорная по Москве, «селфи» на фоне МГУ и Третьяковка с любимыми Врубелем, Куинджи, Маковским. Я говорю о кино, меня слушают, вижу, что понимают, предлагают. Дело идет к устному соглашению. Соглашаемся. Жмем руки. Общее фото на память. На нем кроме нас, заинтересованных глупцов, пара-тройка девочек, для которых визит в Россию оказался отличной возможностью пополнить гардероб чем-то таким «очень-очень классненьким», настолько классненьким, что какая разница, о чем там бубнит губернатор Ульяновска. А мне он симпатичен. И хозяйственник в нем чувствуется, и культурный форум он второй день посещает, не ленится.
С ним мы сфотографируемся 13-го, сразу после встречи-беседы, а пока впитываем культуру здесь, в столице, где известные люди от искусства прямо на баннерах верят и гордятся кем-то, кого жизненно необходимо избрать в Мосгордуму. Они сопровождают нас по дороге в Химки. Там, в знаменитом «Кульке» я навсегда озадачиваюсь тем, почему при более слабой материально-технической базе, они все-таки выпускают сильных режиссеров. Когда, кажется, что ответ почти найден, меня зовут в машину – мы возвращаемся в Москву, а там дома, машины, люди. Суета полирует грустные памятники великим – думать некогда, надо делать. И я делаю: снимаю, фотографирую, записываю, спрашиваю. Тщеславно надеюсь, что делаю это как-то по-особенному, по-своему, но в какой-то момент это перестает иметь значение. Главное – результат, а он определенно есть: увеличено количество пожатых рук, устных соглашений, пополнена коллекция визитных карточек и обнаружено желание двигать культуру в массы. Лозунг, конечно, старый, но борозды не портит. К тому же в России, кажется, изживает себя «советофобия». «Совдеп» стараниями маркетологов эволюционирует от бренда к тренду, а «важнейшим из искусств» становится искусство менеджмента. К форуму, между прочим, это имеет самое прямое отношение, т.к. он называется «Культура и инвестиции: региональный аспект». Мы уже затронули кое-какие вопросы этой темы в министерстве и вот теперь получаем комментарии от товарища из «Россотрудничества». Выясняется, что мы – новое поколение и все зависит только от нас. Будем двигаться – нас поддержат, не будем – никто не попросит. При наличии уверенности в завтрашнем дне, чувство ответственности кажется почти приятным. Я задаю пару наводящих вопросов и понимаю: до нужных умов дошло, что строить нужно, опираясь на культуру. Что ж, давайте, мы не против. Вдруг она все-таки может спасти мир. В голове под монотонный шум двигателя рождаются идеи проектов, способных дать соседским культурам возможность поработать вместе. Машина везет нашу делегацию в аэропорт. Нас девять человек: Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Украина, Белоруссия и Армения. Плюс российский куратор. Общий язык долго не искали. Общие темы тоже. В целях, конечно, разошлись, но это с точки зрения опыта, тоже полезно. «Мы такие разные, но все-таки мы вместе», - гласила реклама. Это мне, видимо, duty free Внуково навеяло.
Авиаперелет «Москва – Ульяновск». Стюардесса с неудачно увеличенными губами развозит напитки. А мне интересно другое: в маленьком шумном самолетике крутят немое кино. По-моему, гениальная находка! Смотрю чаплинского «Малыша», готовлюсь к культурному диалогу. Почему-то остро чувствую, что он состоится, и предчувствия меня не обманывают. Уже через два часа после приземления я игнорирую монолог гедонистки и понимаю кому, как и когда я задам вопросы, с которыми прилетел. Все начинается уже 12-го: обсуждается огромное количество проблем, предлагается масса шикарных проектов, многие из которых не грех перенять и адаптировать, ведутся полезные беседы с нужными людьми и становится почти не важно, что конкретные финансовые предложения возникают реже, чем диалоги в «Малыше». Чудес, полагаю, никто и не ждал. Это форум, а не встреча выпускников Хогвартса. Когда понимаешь, что есть люди готовые к диалогу, чувствуешь, что «культура протянутой руки» - это еще приговор. Есть другая культура – живая и настоящая и подчас искать ее лучше именно в провинции…
Записываю в блокнот слова губернатора Архангельской области (его процитировал кто-то из спикеров форума): «Родина складывается не только из столиц и небоскребов, но и из маленьких деревень и домов, которые хранят нашу историю». Хочу, чтобы все родины помнили об этом. Хочу, чтобы они рассказывали об этом друг другу. Может тогда мы перестанем смотреть с недоверием на делегатов из Украины, с опаской на делегатов из Средней Азии, со злобой на представителей англо-саксонской культуры. И меня искренне радует, что на форуме была масса людей, которым это желание тоже знакомо. Они не зря потратили несколько дней своей жизни, они говорили о культуре. И я говорю о ней сейчас. Понял ли я зачем? Разумеется, понял. Чтобы закончив разговор, пойти и начать делать. С московской настойчивостью, с ульяновской надеждой, и, как знать, может быть с международным размахом.