Ликбез - литературный альманах
Литбюро
Тексты
Статьи
Наши авторы
Форум
Новости
Контакты
Реклама
 
 
 
Архив номеров

Главная» Архив номеров» 26 (бумажный)» Салон» Тихая мансарда (читать под музыку БГ)

Тихая мансарда (читать под музыку БГ)

Чурилов Михаил 

Михаил ЧУРИЛОВ ТИХАЯ МАНСАРДА (читать под музыку БГ)

 

В конце сентября в «Республике ИЗО» по случаю выставки «Собрание 2» была встреча молодых художников и искусствоведов на тему художественных объединений – в наше время художники не особо стремятся к сотрудничеству. В дискуссии участвовали Николай Зайков, художник работающий один, но имеющий ряд последователей, и Юрий Юрасов, который в течение десяти лет входил в состав кемеровского альтернативного творческого объединения «Бедная Лиза». Думается, интересная встреча не повлияла на творческую молодёжь, творческих объединений скорее всего не последует. Время такое. А вот в конце 80-х и в 90-е объединяться было модно, и не перечислить в одной статье всех творческих союзов. С одной стороны, ну и что, что раньше объединялись, а сейчас нет - разные времена, скажете. Да, времена действительно разные, но вот ажиотажа, зрителя, разговоров и влияния искусства на город было значительней больше.

В конце 1980-х годов авангардное искусство Барнаула переживает свой расцвет: в 1986 году Сергей Орехов и Сергей Лазорин создают рок-клуб, проходят фестивали «Рок-периферия» (1987-89) и «Рок-Азия» (1990), действуют театральные студенческие группы («Комиссар Мегре» юрфак, «Антилопа Гну» филфак, «Планктон» биофак), появляются литературные объединения - Эпицентр Российского Авангарда (ЭРА) Владимира Токмакова, «Город» Леонида Ревякина, «ГРИАДКа», выпускается самиздат.

Конечно, одним из самых значимых событий явилось появление объединения художников «Тихая мансарда». Оно являлось единственным объединением города, противостоящим барнаульскому отделению Союза Художников, каждая выставка которой собирала огромное количество посетителей. В книгах отзывов сохранились восторженные отзывы, стихи, посвящённые художникам и отдельным картинам, рисунки. Мне в руки попалась одна книга выставочного зала АлтГУ 1986 -1989 годов, ровно 30 страниц альбомного формата исписано отзывами только одной экспозиции «ТМ»! Остальным выставкам посвящено гораздо меньше места.

Можно говорить о том, что полноценно объединение существовало в течении двух лет. Далее пути художников расходятся. Появляются объединения «СвоТСо»[1], «Тёплый фронт», «Рыба», «Лодка» и другие. Во многом эти объединения состояли из вчерашних «мансардников».

Своё начало история «Тихой мансарды» берёт в Новоалтайском художественном училище. Объединились три студента: Евгений Фефелов, Владимир Лавренев и Игорь Макаренко. В то время они снимали в деревне Чесноковка мансарду, второй этаж частного дома, – общежития в училище нет до сих пор. Второй этаж и дал название объединению, а «Тихая», потому что там бывало обычно громко, такая вот шутка. Был на этой мансарде и автор этой статьи во времена учёбы в НГХУ.

Кстати, и сокращённое название объединения было художественным – маркировка «ТМ» означает твёрдо-мягкость карандаша.

Студенты решили выставиться на проходящем во Дворце Спорта празднике молодёжи. Его проводил молодёжный центр, директором которого был Владимир Мордвинов (под крылом центра несколько лет и будут находиться художники «ТМ»). Боясь разоблачения, иначе могли выгнать из училища, Евгений взял себе псевдоним Щетинин (от кисть щетинная, не путать с известной династией), а Игорь псевдоним - Странный. Для троих основателей «Тихой мансарды» это была единственная выставка. Но именно они дали старт для художников присоединившимся к ним в этой выставке. Здесь их увидел давно не выставлявшийся до этого скульптор Александр Викторович Маркин, на праздник он попал случайно. Но уже на следующий день он выставился вместе с новоиспечёнными художниками андеграунда. Вообще само мероприятие было уникальным для города. Впервые барнаульцы увидели брэйк-дэнс, студию «Эос», выступали группы «Дядя Го» и «The 9». Посетителей было много и, по сути, уже первая выставка сделала объединение популярным.

Первая выставка «Тихой мансарды». Дворец зрелищ и спорта. Слева направо:
Александр Маркин, Александр Клименов, Игорь Макаренко (Странный), Евгений Фефелов (Щетинин). Апрель 1987

 

Уже через три месяца к художникам присоединились Александр Боровец и Юрий Эсауленко, которому было суждено преодолеть косность и архаичность алтайского искусства. На этот раз это был праздник газеты «Молодёжь Алтая», мероприятие заняло всю площадь Сахарова. После этого в течении следующих лет выставки рассыпались по карте города ежемесячно.

Художники не уходили в одно увлечение, а постоянно совершали открытия, использовали новые материалы и пробовали необычные техники: наброски и эскизы, механизмы из старых будильников, фигурки из пластики, экслибрисы, коллажи, росписи пластинок, скульптуры из муфельной печи, гравюры и др. И здесь основным можно назвать тандэм А. Маркина и Ю. Эсауленко. Знания, опыт одного соединились с находками, идеями второго. Юрий нуждался в профессиональной наставнике, а у Александра Викторовича как раз был знания: лепка, резка, вырезание лобзиком и тд. Если творческим заводилой ТМ был Юрий Эсауленко, то Александр Маркин был самым опытным художником, снабжал молодёжь красками, обучал различным техникам и видам искусств. Позже стал хранителем и главным «вспоминателем» ТМ.

Художники «Тихой мансарды» в мастерской Александра Маркина. Слева направо: Юрий Эсауленко, Александр Маркин, Валерий Танчица, Александр Боровец, Александр Клименов. 1987 год

 

В творчестве мансардников в ход шли любые предметы и элементы, любая рухлядь превращалась в объект искусства. Мастерская Александра Викторовича Маркина настолько наэлектризована творчеством, искусством, что находясь в ней ощущаешь это на каком-то не материальном уровне. В ней часами можно было рассматривать и изучать «убранство». Когда-то в ней были огромный кедровый ствол для постановки женской фигуры, два больших аквариума с рыбами, черепахами и ужом, гекконы, летучие мыши и пр.

А. Боровец. Смерть поэта.

Авторская реплика с пропавшего после одной из выставок «ТМ» оригинала.

На вопрос журналиста в каком стиле он работает, Александр назвал протокубизм. После публикации статьи ещё долго всем «мансардникам» приписывалось данное направление.

 

«ТМ» была тесно связана с журналистской средой, участвовала в оформлении выпусков «Альтернативы»[2].

Каждая выставка была событием. Но, пожалуй, самой известной акцией «Тихой мансарды» можно считать «Прощание со старым домом». Историю эту в той или иной степени слышал почти каждый барнаулец, она даже в википедии есть. И самое главное что Дом Носовича, хоть и не в первоначальном виде, но всё же удалось спасти. Идея спасти дом, по-видимому принадлежала Александру Маркину, но та же идея посещала и Николая Ивановича Буданова, известного барнаульского человека андеграунда. Письмо в защиту дома написали 23 художника «Тихой мансарды». Выставка проработала в слякотные, морозные апрельские дни шесть дней: две недели по пятницам, субботам и воскресеньям. Но посетителей выставки было огромное количество. Часто, кто хоть немного в курсе событий иногда связывают акцию по спасению дома с голодовкой[3], но история с голодовкой была совершенно по другому поводу. Художники просто воспользовались своей известностью чтобы поддержать Веронику Боброву, известную барнаульскую тусовщицу, у неё отбирали квартиру. Акция была не художественной, не все художники в ней участвовали, думается эту историю не стоит сюда включать. Для интересующихся есть статья «И по городу пошли слухи» (Алтайская правда. №16 - 20 янв. 1989).

Дом архитектора И.Ф. Носовича построен в 1908 г. на 1-й Алтайской улице (ныне ул. Чернышевского, 152), как жилье и мастерская, является ярким образцом архитектуры начала XX века в Барнауле. Здание представляет ценность как образец деревянного городского жилого дома, пример здания в формах эклектики с элементами модерна и чертами традиционного народного зодчества. Современный облик здания на улице Анатолия лишь отдалённо напоминает оригинал.

 

В доме архитектора И.Ф. Носовича. Слева направо: Юрий Эсауленко, Алексей Чеканов, Ирина Болдина, Александр Маркин. апрель 1988 год

 

На рубеже 80-90х гг. самобытные художники интересовались этникой. После падения «железного занавеса» простые граждане страны и конечно художники обратили свой взор на запад. Помимо видеофильмов и западной музыки стали появляться и новые книги по культуре и искусству различных стран. Чем они похожи на нас? Или чем отличаются? Эти вопросы, думается, тревожили культурный пласт нашей страны и до означенного времени. Помимо западных веяний и интереса к этническим культурам, Алтаю в этом плане больше повезло чем остальной России. В 90-е находят множество захоронений в горном Алтае. Научных исследований по ним на то время было мало. И вот, художникам «Тихой мансарды» выпадает возможность «прикоснуться» к только-только сделанным фотографиям и зарисовкам новосибирских археологов, работавшим на плато Укок.

Ю. Эсауленко. Связь времён. Бубен шамана. Диптих. ок. 1993. Х., м. 100х70
Этнические темы были излюбленным мотивом объединения.

 

Первый для города боди-арт освоили, конечно, мансардники, изучив зарисовки скифских татуировок, Маркин и Эсауленко расписывают девушек, по сути, делая историческую реконструкцию.

Боди-арт выполненный по рисункам татуировок из алтайских захоронений А. Маркиным и Ю. Эсауленко для музея археологии и этнографии Алтая (АлтГУ)

 

Эпичным завершением выставочной деятельности «ТМ» можно назвать последние две выставки «Сельдерелла» и «Сельдерелла-2». Это придуманное Алексеем Чекановым хитрое соединение двух слов: сельдь и синдерелла (золушка). На первой выставке, открытие которой было дипломной работой студента АлтГУ, были выставлены разнообразные работы, но только одного автора - Александра Маркина, зрители об этом не знали, отличная мистификация!

А уже во второй, по задумке Маркина, художники прямо на открытии делали то, что обычно происходит в мастерской художника после открытия. Юрий Эсауленко делал боди-арт, Александр Маркин вырезал скульптуру, братья Замятины рисовали с натуры, играла музыка, были напитки.

Открытие выставки «Сельдерелла-2». Выставочный зал АлтГУ. август 1996 года

 

Интересно получается, статья написана о художниках, но, собственно, ни одной картине не уделяется внимания. Но этого и не нужно, любая картина заставляла зрителя мыслить, сопереживать автору. Традиционные жанры: пейзаж, портрет, натюрморт здесь невозможно было найти.

Собственно и картины здесь были не основными экспонатами, удивляла сама экспозиция, её атмосфера, оформление, музыка, выставленные артефакты, аквариумы, лодки и многое другое.

Проводившиеся рок-фестивали в Барнауле, наступление компьютерной эры, раскопки принцессы в Горном Алтае приковывавшее внимание всего мира, не могло не отразиться на космополитических взглядах молодых художников Барнаула. В работах художников «ТМ» была идея единения народов, ощущение себя частью этого мира, сопричастность к мировому искусству. Ещё ни одно время, ни одно художественное объединение или художник Барнаула не приносил столько открытий в искусстве города как 1987-95 годы и «Тихая мансарда». К ним тянулась молодёжь и мансардники расчистили для них дорогу.

 

Выставки «Тихой мансарды»[4]:

апрель 1987 - «Молодёжный вернисаж» (Дворец Зрелищ и спорта)

август 1987 - Праздник газеты «Молодёжь Алтая» (площадь им. Сахарова)

апрель 1988 - «Прощание со старым домом» (ул. Чернышевского, 152 «Дом Носовича»)

май 1988 - «Весенний вернисаж (СвоТСо)» (ТЮЗ)

май 1988 - выставка в фойе кинотеатра «Мир»

октябрь 1988 - «Тёплый фронт» (Тихая мансарда, Чёрный квадрат и др.) (Выставочный зал АлтГУ)

май 1989 - «Выставка республики СвоТСо» (Выставочный зал АлтГУ)

май 1990 - «Рыба» (Выставочный зал АлтГУ)

июль 1995 - «Сельдерелла» (Выставочный зал АлтГУ)

август 1996 - «Сельдерелла-2» (Выставочный зал АлтГУ) [5]

 


 [1] «СвоТСо» расшифровывается как свободный творческий союз

[2] «Альтернатива» – литературное приложение к газете «Молодежь Алтая» содержащее подборку стихов и прозы авторов, не вписывающихся в догматы официального литературного процесса.

[3] Также неправильную информацию содержит и статья в Википедии посвящённая Дому Носовича.

[4] Следует сказать, это далеко не полный список всех выставок объединения, а только те о которых автор статьи узнал из личных бесед с людьми близкими к объединению и из материалов периодической печати.

[5] Помимо названных выставок художниками оформлялись все музыкальные фестивали «Рок-периферия», в интервью Александр Маркин называет две выставки «За тысячу лет до мифологии» и «За тысячу лет до мифологии-2», но найти о них информацию пока не удалось, также есть видео с выставки «Другие берега», проходившей в выставочном зале АлтГУ в середине 1990х, но информации о ней также пока нет.


Коментарии

BOTOKSNIY | 16.03.18 18:32
14pt]Голосуйте за клонированного ботоксного петуха! https://img-fotki.yandex.ru/get/6520/79556432.1/0_8d5be_6a361f8_L.jpg Почему надо голосовать за клонированного ботоксного петуха? 1. Клонированный Ботоксный Петух - выбор большинства! 2. Не надо думать! 3. Не надо работать! 4. Скрепы, духовность, гебельс! 5. Клоуны на гелендвагенах и их хозяева, клоуны на яхтах, голосуют за свое изделие, бери пример!
JamesTip | 24.03.18 15:02
Сейчас практически каждый испытывает финансовые трудности. Нехватка денег отражается на всехх сторонах жизни. У Вас есть шанс зарабатывать до 200 000 рубей в месяц. Попробуй совершенно бесплатно новую платформу бинарных опционов. А также заработок на росте биткоина!!!! Вот мой заработок за месяц. http://i99.fastpic.ru/big/2017/1213/8a/0aa09593e27c95c6a236fd643596078a.jpg Регистрируйся и будешь зарабатывать столько же!!! http://bit.ly/2jTu29l Специальное предложение заработок на росте биткоина!!!! Рост биткоина каждый день стремительно идет вверх, не прогадаешь. http://bit.ly/2jQCQwM watch?v=U7dCLD2NPLA
Страницы:  1 

Добавить коментарий

Вы не можете добавлять комментарии. Авторизируйтесь на сайте, пожалуйста.

 Рейтинг статьи: 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
Создание и разработка сайта - Elantum Studios. © 2006-2012 Ликбез. Все права защищены. Материалы публикуются с разрешения авторов. Правовая оговорка.